Сегодня по футбольному манежу снуют персонажи из «Ведьмака», «Звездных войн» и Cyberpunk 2077. Но за несколько дней до открытия Unicon & Game Expo Minsk тут царил стук инструментов. Гора декораций превращается во внятные локации под руководством Дмитрия Рязанских, главного координатора стендов. У него мы узнали, как совместить в одном месте 24 вселенные, где гики находят любовь, и что делать, чтобы не выгореть на любимой работе.
— Как вы влились в конвент-историю?
— Участвовать в такой истории мне хотелось лет с 15—16, из-за косплея. И в одной из групп в соцсетях появилось сообщение, что планируется мероприятие на фантастическую тематику. Понял, что я должен в этом участвовать, и предложил ребятам поставить тематический безалкогольный бар.
Это было мероприятие в небольшом формате, в старом заводском здании. Мы планировали собрать тусовку на 100 человек, а пришло 400. Поняли, что есть куда расти, и через два года я начал заниматься стендами. Нашел поддержку в выставочной сфере, заколлабились, и вот у нас уже последние 6—7 лет полноценная команда.
Из увлечения у меня выросла целая сфера деятельности: я параллельно занимаюсь крафтом, стал художником по декорациям и костюмам. Делаю вещи и для театра, и для косплей-выступлений.
— На выставке вы курируете стенды. Что это вообще такое?
— Это развлекательная история: люди представляют свою любимую вселенную, создают по ней декорации, отыгрывают персонажей и проводят тематическую программу. Сделать так, чтобы каждому посетителю было чем заняться на любом стенде, — это одно из условий участия в выставке.
Мероприятие живет, пока люди хотят делать стенды. Участники собираются командой и делают мини-проект: они работают над декорациями, создают костюмы и тратят кучу денег для того, чтобы развлечь посетителей ивента и показать себя. Это огромное количество энтузиазма.
— В этом году на ивенте 24 стенда. Это больше, чем в прошлом году?
— Больше. Но год на год не приходится. Например, после ковида у нас был спад, а сейчас идет прирост. Очень может быть, что в следующем году стендов будет больше. Тут идет наращивание за счет части Game Expo, и локация «Инди-Хаб» выросла очень сильно. Появились издатели и разработчики, которых интересует эта тема, и здесь они могут найти подходящее комьюнити.
— Сколько времени нужно для сборки стендов для такой выставки?
— У нас есть неделя на то, чтобы все собрать, поставить и разобрать. Сначала готовится конструкция, а после завозятся все декорации, которые распределяются по стендам. По факту это 36 часов чистой работы. С установкой конструкции — на сутки больше.
Мы выставляем каркасы, на которых удобно размещать декорации. В этих каркасах есть белые стены: они должны быть полностью задекорированы, чтобы не убить атмосферу стенда.
— Как органично совместить 24 стенда по разным вселенным в одном месте?
— Я делаю всю инженерную схему: каждая стенка была вычерчена мной. Сперва я черчу все в CorelDRAW. Есть условные обозначения, из которых мы все это собираем: они простые, и в первую очередь они должны быть понятны монтажникам.
Каждый год эта инженерная схема разная. И каждый раз это тетрис, потому что у людей разные «размахи» стендов. Например, в этом году стенд «Ведьмака» объединяется со стендом по Cyberpunk 2077, и у них будет 320 «квадратов». А у ребят по «Сонику» — 40 «квадратов».
В первую очередь тут стоит вопрос площадей. Конфигурация у всех разная, и мы ограничены в плане площади, расположения стен и размеров стендов. И если опираться не на техническую часть, а на художественную, то сделать выставку просто не получится. У людей должна быть возможность спокойно ходить по выставке, чтобы не было «бутылочных горлышек» и заторов.
— Проще сделать большую выставку или работать с камерным форматом?
— Вопрос амбиций. Большую площадь наполнять сложнее, чем маленькую, — пустые локации смотрятся негармонично. При этом новичкам я всегда советую делать маленькие стенды и не пытаться их растягивать искусственно.
— Сделать свой стенд для выставки могут все желающие?
— Отбор есть всегда. Иногда к нам стучатся ребята с проектами без конкретного базиса, в стиле «ребята, давайте что-то делать». Мы всегда помогаем участникам, но не делаем за них все.
Иногда те, кто занимается созданием стенда, «сливаются» в процессе подготовки. Все-таки это история про голый энтузиазм, и не все могут вытянуть подготовку до конца. Иногда участникам просто не хватает людей на стенде.
— На Unicon & Game Expo Minsk есть уже какой-то костяк стендавиков или это каждый раз новые люди?
— Есть «костяк», где-то 60% участников, которые приходят сюда четвертый, пятый, седьмой год подряд. Кто-то сотрудничает с нами уже десять лет.
— Косплей — все еще важная часть выставки?
— Косплей на стендах — это одно, косплей на конкурсной сцене — другое. В этом году у нас 100 косплей-выходов, а заявок было около 400. Отбор был довольно жестким, потому что больше 100 выходов в программу просто не влазит.
— Кроме организации стендов, вы также занимаетесь крафтом. Какой костюм скрафтить было сложнее всего?
— Пару лет назад нужно было сделать серьезный костюм для рекламы одного американского блогера, а заказывала его компания, занимающаяся разработкой мобильных игр. Костюм этому блогеру нужен был для съемок ролика.
Нюанс в том, что делали мы костюм по персонажу из игры, но весь мокап был снят с блогера. Даже его движения были записаны с реального человека.
— Вы встречаете на выставке людей в своем крафте?
— Да, конечно, я даже сегодня привозил ребятам вещи для выставки. Ты смотришь на старые работы и думаешь, что сейчас сделал бы что-то иначе. Но это вопрос мастерства, здесь нет финальной точки. Когда ты поднимаешь качество на высокий уровень, начинаешь поднимать скорость. Прокачиваться можно до бесконечности.
— Сильно ли программа 2024 года отличается от прошлогодней?
— Мероприятия на стендах новые: даже если прошлогодние вселенные остаются, то участники улучшают декорации и придумывают новый интерактив. Также будут новые лекции и спикеры, новые стенды тоже будут.
— Когда именно вы начинаете работать над выставкой?
— Планирование мероприятия, которое должно пройти в сентябре, начинается в феврале. В марте мы собираем заявки, утверждаем список фанатских стендов. В апреле уже прорабатываем стенды с каждым участником, консультируем по поводу создания декораций.
Я работаю и на других выставках: например, на «Темных материях». К ней мы начнем готовиться примерно через месяц после «Юникона». Это уже другой зал, более камерный формат, и упор там идет на ламповость. Стенды там маленькие, уютные.
— Как близкие относятся к тому, чем вы занимаетесь?
— Все это уже давно приняли. Когда мама в первый раз пришла на «Юникон», то вопросов она больше не задавала, а только гордилась. Из увлечения это превратилось во что-то профессиональное.
Кстати, в этот раз моя вторая половинка выставляет стенд по «Зельде». Она сама собрала команду, занимается декорациями, а я стараюсь в это не лезть. Она в этой движухе уже лет семь, и именно на выставке мы и познакомились.
Здесь в принципе развернулось много семейных историй: кто-то успел и жениться, и детей нарожать, и развестись. Это комьюнити по интересам, и своего человека здесь найти просто.
— Сколько нужно времени для того, чтобы разгрузиться после проведения выставки?
— Неделя. Я занимаюсь какими-то делами, но точно не работаю. В прошлом году я на следующий день после выставки уехал в отпуск, а в этом пойду в какое-нибудь СПА.
— Как не выгорать от того, что тебе сильно нравится?
— Мероприятие проводится раз в год, поэтому у тебя есть время от него отдохнуть и что-то переосмыслить. У меня нет рутины, поэтому я не успеваю выгореть. Есть очень сложные задачи, но есть и вдохновение, взаимопомощь и куча положительных эмоций. Оно того стоит.
Напомним, что Unicon & Game Expo Minsk пройдет с 13 по 15 сентября, с 12:00 до 19:00. Вход на мероприятие платный.
Посмотреть на то, какой эта выставка была в прошлом году, можно здесь.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by