Столетиями люди передавали истории о сокровищах и древних реликвиях, утерянных при загадочных, а зачастую и едва ли не мистических обстоятельствах. Иногда подобные ценности удается отыскать — опять же, спустя века, — но не реже их нынешнее местоположение остается неизвестным. Ниже — рассказ о трех реликвиях, подходящих под такое описание.
«Когда дело доходит до рассказов о знаменитых утерянных богатствах, история сокровищ Монтесумы выделяется среди остальных. 500 лет сокровище, которое, как утверждается, по сегодняшним меркам стоит миллиарды долларов, оставалось неуловимым», — такими словами начинается материал издания History.
Там же говорится о череде событий, которые привели к «потере» баснословных богатств. В 1519 году на берега нынешней Мексики с отрядом из порядка 500 человек высадился испанский конкистадор Эрнан Кортес. Продвигаясь вглубь континента, Кортес нашел путь к Теночтитлану — ацтекскому городу, находящемуся посреди соленого озера Тескоко.
В те времена Теночтитлан являлся столицей ацтекской империи, под власть которой попадало около шести миллионов человек (местного населения). Правителем империи выступал Монтесума II — он стоял во главе так называемого Тройственного союза, в который, помимо Теночтитлана, также входили города Тескоко и Тлакопан, имевшие собственных королей, которые, однако, были вассалами короля ацтеков.
Когда испанцы прибыли к воротам Теночтитлана, жители города проявляли «чрезвычайное любопытство» к незнакомцам и даже обменивались с ними серебряными и золотыми изделиями. Впрочем, дальнейшая история известна лишь со слов Кортеса, спустя год написавшего послание испанскому правителю. Достоверность изложенных в нем фактов многие историки как минимум ставят под сомнение.
Так или иначе, по утверждению Кортеса, испанцев воспринимали едва ли не как «ходячих богов», благодаря чему Монтесума «пригласил их посетить город», в котором конкистадоры оставались около полугода. Но относительно мирное соседство (если таковое и в самом деле наблюдалось) длилось недолго. Как утверждается в материале, «в следующие месяцы испанцы почувствовали вкус золота ацтеков», что привело к резне между европейцами и местными в мае 1520 года.
В ту ночь, согласно свидетельствам, Кортеса не было в городе и тем не менее испанские солдаты напали на ацтеков, когда местная знать и воины отмечали один из религиозных праздников. «В результате ацтекское население восстало против иностранцев. Но испанцы сумели захватить Монтесуму. Кортес в спешке возвратился, но было слишком поздно — позиции иноземцев в Теночтитлане оказались весьма непрочны, и в начале июля 1520 года они попытались сбежать под покровом ночи», — заключается в тексте.
Испанцы, «сжимая в руках все золото, серебро и драгоценности, до которых только смогли добраться», направились к дамбе. Впрочем, скрыться конкистадорам не удалось — ацтеки подняли тревогу, в результате которой отряд Кортеса был почти полностью уничтожен. Монтесуму также убили той ночью. По одной из версий, за это ответственны испанцы, по другой — ацтеки, забившие правителя из-за того, что тот «позволил чужестранцам войти на свои земли».
Именно здесь и зарождается легенда о «потерянном сокровище Монтесумы». Испанские солдаты якобы бросали драгоценности в воды вокруг дамбы, спасаясь бегством. Но Кортес, сумевший вырваться и прибывший с «визитом» к ацтекам через год с новой армией, которая разграбила Теночтитлан до основания и, по сути, положила конец империи, так и не смог отыскать легендарное сокровище. По крайней мере, полностью. Это породило теорию, что за время отсутствия завоевателей ацтеки извлекли драгоценности из озера Тескоко и спрятали их в тайном месте.
Это «тайное место» на протяжении веков оставалось (и остается) предметом многочисленных споров. Одна из версий гласит, что золото унесли на север континента, то есть на территорию нынешних Соединенных Штатов. Позднее предпринималось немало кампаний по поиску сокровищ, например, в американском штате Юта. Но успехом они так и не завершились.
«Горо Нюдо Масамунэ — оружейник и мастер японского меча. Он был, вероятно, самым известным изготовителем мечей своего времени во всей Японии», — так пишут в материале, посвященном известному восточному оружейнику. А в Discovery также добавляют: его самый именитый меч, Хондзе Масамунэ, и вовсе считается национальным достоянием Японии.
Этот меч, как утверждается в материале, использовался воинами-самураями в сражениях и передавался из поколения в поколение при сегунате. Но где оружие находится сегодня — неизвестно.
Горо Нюдо Масамунэ родился в середине 1260-х и скончался в 1340-х годах. Мужчина считается «величайшим мастером меча в истории Японии». Полагают, что он разработал такие методы изготовления холодного оружия, которые до сих пор не смогли существенно усовершенствовать. Так, меч Хондзе Масамунэ изготовлен из стали. «Техника мастера включала сочетание твердой и мягкой стали, выкованной при чрезвычайно высокой температуре и нанесенной слоями», — пишут в тексте.
По легенде, меч назван в честь одного из его владельцев, Хондзе Сигэнаги, получившего оружие в качестве трофея после одного из сражений в XVI веке (если точнее, в 1561 году). Позже меч переходил из рук в руки, пока не оказался во владении Токугавы Иэцуны — сегуна XVII века. Впоследствии меч как реликвию хранили в семье Токугава на протяжении 260 лет — последним зарегистрированным владельцем артефакта считается Токугава Иэмаса (в 1940-х годах).
В конце Второй мировой американская администрация в Японии постановила, что японские семьи должны сдать свое оружие, включая семейные реликвии и старинные самурайские мечи. Одним из таких мечей и был Хондзе Масамунэ.
«Большую часть оружия уничтожили, часть раздали американским солдатам, а часть сбросили в Токийский залив. Семья Токугава, якобы решив подать пример, доставила четырнадцать мечей, включая самурайский меч Масамунэ, в полицейский участок в Токио еще в декабре 1945 года. Больше его никто не видел», — заключается в статье.
Где сейчас легендарный меч Масамунэ? Если коротко, то доподлинно никто не знает. В 2013-м оружие передали в Киотский национальный музей, но позднее выяснилось: оно хоть и оригинальное, но все же не является Хондзе Масамунэ.
Live Science пишет: в 1357 году корабль под названием São Vicente отправился из Лиссабона (Португалия) в Авиньон (Франция), перевозя сокровища, накопленные Тибо де Кастильоном — недавно почившим епископом. Среди сокровищ числилось золото, серебро, кольца, гобелены, драгоценности и даже алтари. Во время хода недалеко от города Картахена (в современной Испании) São Vicente подвергся нападению двух тяжеловооруженных пиратских судов, чья команда захватила сокровища.
Один из пиратских кораблей под командованием человека по имени Антонио Ботафок позже захватили после того, как судно село на мель. Однако другой корабль под командованием Мартина Янеса, похоже, сумел скрыться. «Что случилось с Янесом, его командой и украденными сокровищами, неизвестно», — заключается в сообщении.
Некоторые подробности появляются во втором материале. Согласно раскрытым около десяти лет назад документам из Ватикана, способы накопления сокровищ епископом вызывали определенные вопросы. «Его коммерческая деятельность в Средиземноморье и Атлантике включала спекулятивную торговлю — покупку товаров наподобие шерсти в надежде, что ее стоимость возрастет», — говорится в тексте.
И хотя де Кастильону не нужно было давать так называемый «обет бедности», его деятельность вполне попадала под определение «ростовщичества», или предоставления денег взаймы под высокие проценты, — подобное считалось весьма серьезным грехом. Впрочем, папская администрация (в то время она временно располагалась в Авиньоне из-за политических потрясений в Италии) смотрела на все это сквозь пальцы.
Корабль Ботафока — одного из напавших пиратских судов — был серьезно вооружен. Всю команду оснастили абордажными саблями и боевыми пиками. Кроме того, корабль нес по меньшей мере семь устройств (баллист), способных на относительно высокой скорости запускать каменные «пули» диаметром вплоть до 23 сантиметров. «Столкнувшись с настолько подавляющей огневой мощью, у экипажа São Vicente не оставалось выбора, кроме как сдать сокровище», — заключают в статье.
Впрочем, судьба корабля Ботафока оказалась незавидной. Вскоре оно село на мель недалеко от города Эг-Морт (во Франции), и местный гарнизон повесил большую часть пиратской команды корабля «во внесудебном порядке». Конфискованные драгоценности по итогу передали Папе Римскому и использовали как подарки для членов королевской семьи, а также для выплаты жалованья солдатам и придворным.
Но опять же: удел второй части всех сокровищ — возможно, даже большей — на судне под командованием Мартина Янеса остается загадкой и по сей день.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by