18 860
22 августа 2024 в 8:00
Автор: Клим Иванов
Рецензия

Ни один подгузник не испачкан. Рецензия на ужастик «Чужой: Ромул»

Автор: Клим Иванов

В сети уже можно найти космический хоррор «Чужой: Ромул», да и в кинотеатры при желании на премьеру стоит сходить. Мы предварительно запаслись пачкой подгузников и посмотрели кино. Памперс не понадобился, а итоговые впечатления неоднозначные.

Дань классике

Сложно поверить, но родоначальник франшизы вышел в далеком 1979 году. Кстати, даже спустя 45 лет первый «Чужой» ни капельки не выглядит устаревшим. Сами можете убедиться, посмотрев его до или после «Ромула».

Следующие фильмы о ксеноморфах были совершенно разными по настроению. «Чужие» — фантастический боевик, «Чужой 3» — тюремный триллер. «Чужой 4: Воскрешение» вообще раскритиковали за абсурдный сюжет и отсутствие атмосферы предшественников. «Прометей» и «Завет», с которыми к любимой вселенной вернулся Ридли Скотт, чересчур ударились в философствование и, можно сказать, оставили поклонников в недоумении.

Предполагалось, что «Ромул» вернет серию к тому, с чего она начиналась. Режиссером выступил Феде Альварес, автор крепких хорроров «Не дыши» и «Зловещие мертвецы: Черная книга». Он сразу заявил, что очередная часть «Чужих» по атмосфере будет максимально приближена к неповторимому оригиналу.

Оказалось, Альварес слегка лукавил. «Чужой: Ромул» умудряется одновременно быть похожим на все предыдущие фильмы о ксеноморфах. Что это — дань классике или заимствование? В зависимости от выбора ответа во многом будет зависеть и итоговое впечатление от картины. Подсказка: лучше всего «Ромул» зайдет тем, кто вообще знать ничего не знает ни о каких ксеноморфах и лицехватах.

В космосе никто не услышит твоего крика

Рейн Кэррадайн, несмотря на юный возраст, уже давно работает на шахте в угрюмой колонии «Звезда Джексона». Ее семья сгинула на тяжелой работе, а от отца остался «приемный брат» Энди — перепрограммированный для защиты девушки андроид корпорации «Вейланд-Ютани».

Все, кто влачит жалкое существование в колонии, мечтают отсюда убраться и хоть раз увидеть солнце. Но сделать это не так-то легко. Рейн, например, при попытке вырваться на другую колонию узнает, что ей нужно отработать в шахтах еще как минимум пять лет. Скорее же всего, работать придется до самой смерти.

Однажды друзья девушки сообщают, что случайно засекли из космоса прямо над колонией сигналы заброшенного исследовательского корабля. Ребята решают отправиться туда, потому что в космической лаборатории должны быть стазисные камеры, в которых можно переждать девять лет до прибытия на нормальную колонию.

Разумеется, космическая станция («Ромул» — название одного из ее корпусов, «Рем» также на месте) оказывается не совсем необитаемой. И вот начинается классическая игра в кошки-мышки сунувшихся сюда людей с разными видами ксеноморфов.

Действия фильма происходят между событиями первой и второй частей. Однако это совершенно не важно, потому что, если не считать некоторых отсылок, «Чужой: Ромул» — вполне самостоятельное произведение с законченной историей.

55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Android TV), HDR10, Wi-Fi, смарт пульт
50" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), HDR10, HDR10+, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 60 Гц, Smart TV (Google TV), HDR10, HDR10+, Dolby Vision, HLG, DTS:HD, Dolby Atmos, DTS Virtual: X, Wi-Fi, смарт пульт

То, чего все так долго ждали

На первый взгляд, новый фильм — как раз то, чего ждали все фанаты первого «Чужого». Все сделано по лекалам оригинала и с таким уважением к нему, что может показаться, будто «Ромул» был снят в каком-нибудь 1980 году и, по каким-то причинам затерявшись, пролежал на полке больше 40 лет. Морок рассеивается лишь благодаря современной одежде здешних персонажей.

В остальном очевидно, что Феде Альварес прекрасно изучил, на каких технических средствах строилась атмосфера первого «Чужого». Понятно, что на полную катушку используется наследие Ханса Гигера, который придумал образы ксеноморфов и лицехватов. Плюс абсолютно тихий космос, серые развалюхи-корабли, ЭЛТ-мониторы с пикающими звуками, большие прозрачные кнопки, стилизованный саундтрек. Все это здорово играет на создание той самой атмосферы одиночества и космического ужаса.

Говорят, что лучшая компьютерная графика — та, которую невозможно заметить. В этом смысле «Ромул» тоже радует. Кажется, авторы также активно пользовались услугами аниматроники, поэтому местные твари в большинстве своем смотрятся прямо как настоящие. Если не считать одного андроида, которому постарались придать вид из оригинала, но вышло ненатурально.

Хватает и эффектных сцен. Правда, почти все они сосредоточены во второй половине почти двухчасовой картины. К тому же большинство из них так или иначе касаются боевых эпизодов, а не психологического саспенса. И тут мы подходим к тому, за что «Ромула» стоит поругать.

Ксеноморф меня раздери!

Новый «Чужой» только прикидывается подражателем самого первого фильма франшизы. Уже совсем скоро оказывается, что здесь хватает и боевика из «Чужих», и метаморфоз из «Воскрешения», и даже оммажей «Прометею». Отдадим должное Феде Альваресу, история все равно скроена ладно и в целом получилась внятной.

Другое дело, что и ничего нового из такой солянки не вышло. Авторы взяли несколько ключевых моментов из предшественников и просто перекроили их для старой истории на новый лад. И пусть бы этим ограничилось: в принципе в таком подходе при условии его грамотного воплощения нет ничего предосудительного.

Однако из-за этого пострадала атмосфера. Мы уже упоминали, что она здесь хороша с технической точки зрения, но не за счет саспенса, характерного для оригинала. Первый «Чужой» впечатлял не только внешностью ксеноморфа и интерьерами космического корабля. Куда больше пугали недосказанности, благодаря которым возникало ощущение грандиозности, размаха, чего-то недоступного человеческому разуму, глобального и невероятно ужасного в первую очередь в силу этого непонимания и незнания.

Наверное, можно было обойтись без этого и выехать только на кошмарных образах ксеноморфов, от которых в оригинале исходила тотальная угроза. Ты понимал, что если один-единственный лицехват выбрался, то все, конец. Остается только гадать, кто станет его несчастной жертвой.

В «Ромуле» мы с первых кадров все знаем. Нет никаких намеков на нечто космически запредельное. Вот вам привычные твари, а вот корм для них. Лицехваты бегают как таракашки, их легко отпихнуть, обогнать, обмануть, им поджигают хвосты, их хватают за тентакли и швыряют об стену. Напрячься если что и заставляет, то очередной скример, а не психологизм и саспенс.

Есть проблемы и с проработкой характеров. Они здесь неплохие, просто привычные для конвейерного хоррора. Да, в «Чужом» основное внимание тоже досталось главной героине (Рипли) и андроиду. Но и остальные члены экипажа были наделены своими чертами, характерами. Ты не воспринимал их в качестве корма для ксеноморфов. В «Ромуле» можно практически сразу прикинуть, кого пустят в расход первым, вторым и так далее. При этом не испытываешь никакого сочувствия или сопереживания, потому что изначально нам представлены статисты.

К самим актерам особых вопросов нет. Ребята справляются с тем, что для них прописали. Пожалуй, самым выпуклым и интересным персонажем получился андроид Энди в исполнении Дэвида Джонссона. Только он и врезается в память и остается там некоторое время после титров.

Режут глаз некоторые сюжетные натяжки. Например, здесь в норме вещей, когда корабль отстыкуется от станции, остается без управления и совершенно случайно залетает в док станции с другой стороны. Сам по себе и без повреждений. Есть вопросики и к молниеносному развитию пришельцев. В оригинале только на заражение носителя у лицехвата уходило несколько дней. Здесь все происходит за считаные минуты. Как и «взросление» ксеноморфа. По сюжету этому феномену находится объяснение, но уж больно натянутое.


 

После выхода «Ромула» некоторые заговорили о том, что он лучше оригинала. Что ж, лучше он быть не может хотя бы потому, что не первый. По сути это обычный, средний, крепкий ужастик с несколькими эффектными сценами. Претендующий на что-то большее, но на деле пользующийся славой предшественников и не выходящий за рамки давно обозначенных стандартов простеньких современных хорроров.

Можно спокойно заменить ксеноморфов на привидения, а космическую станцию — на заброшенный особняк. Или на маньяка и лес соответственно. Универсальная формула в действии.

7
Оценка автора
Здешний ксеноморф — уже не идеальное существо и не совершенный организм. Так же как и «Ромул» — не совсем продолжение «Чужого». «Не дыши», только в космосе? Куда ближе. Или все-таки перезапуск для тех, кто не знаком с серией? Может быть.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by