Межзвездные метеоры или обломки инопланетных кораблей? Что за объекты вторгаются в Солнечную систему

20 августа 2024 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев

Источник: Сергей Сергеев
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Десять лет назад, в 2014 году, в атмосферу Земли вошел космический объект, который, нагревшись, взорвался, его обломки рухнули, возможно, оказались в океане. Вскоре было озвучено предположение, что это метеор, причем совершивший межзвездное путешествие — подобного до этого не случалось. Одним из тех, кто обратил внимание на «пришельца», стал астрофизик Абрахам Лёб из Гарвардского университета: CNEOS 2014-01-08, он же IM1 (первый межзвездный метеор), заинтересовал ученого в 2019 году.

Ученый

Ави Лёб сейчас хорошо известен в научных кругах, но далеко не все коллеги разделяют его точку зрения: физик уверен, что инопланетяне существуют, просто человечество не нашло прямых доказательств. Причем речь может идти не просто о неземной жизни, а именно о развитых цивилизациях. На критику несогласных Лёб отвечает так: вы мне просто завидуете. Не слишком изящный способ ведения полемики, однако гарвардского ученого это не беспокоит.

Фото: The Harvard Crimson

Но именно Ави Лёб и его коллега Амир Сирадж заявили в опубликованном в 2019 году препринте научной работы, что CNEOS 2014-01-08, упавший в океан неподалеку от Папуа — Новой Гвинеи, прибыл в Солнечную систему после длительного межзвездного вояжа. К такому выводу они пришли, проанализировав доступные на тот момент данные о свечении объекта и его возможной траектории, и выдвинули гипотезу.

Правда, споры о происхождении объекта велись как минимум до 2022 года, так как разные подсчеты указывали разную скорость и траекторию его полета. Затем американское Космическое командование заявило, что CNEOS 2014-01-08 «с вероятностью 99,9% совершил межзвездное путешествие». Подробностей не раскрывали: данные были получены с помощью шпионских спутников.

Однако Ави Лёбу этого было достаточно, и он решил найти фрагменты космического объекта, хотя дело непростое: определить точное его местонахождение затруднительно, да и глубоко там. Тогда астрофизик начал поиск инвесторов для финансирования исследовательской миссии «на местности». Он смог получить деньги, и вот почему.

1I/Оумуамуа

Тому способствовала пришедшая к Лёбу известность. Дело в том, что другим объектом исследований ученого стал 1I/Оумуамуа (1I/2017 U1). С одной стороны, он как бы является вторым межзвездным объектом после CNEOS 2014-01-08 (но тут все не так очевидно), с другой — все же первым, оказавшимся в Солнечной системе.

1I/2017 U1 оказался на сенсорах телескопов в 2017 году, он привлекал внимание одновременно высокой скоростью и странным поведением. Тогда даже поступило предложение назвать его Рама — в честь НФ-романа Артура Кларка «Свидание с Рамой»: в книге описывалась случайная встреча одинокого астронавта с инопланетным кораблем, который формой напоминал 1I/2017 U1 (по мотивам романа Дени Вильнев может снять фильм).

NASA оперативно и официально подтвердило, что астероид является гостем из другой звездной системы, однако не судном пришельцев. Он получил название 1I/Оумуамуа (’Oumuamua, oumuamua может переводиться с гавайского как «посланник издалека») и представляет собой каменистый сигарообразный объект с красноватым оттенком, его длина — от 100 до 1000 метров. В Солнечной системе он оказался «проездом» и направляется в сторону созвездия Пегаса.

«В теме поиска инопланетных цивилизаций меньше спекуляций, чем в изучении темной материи»

1I/Оумуамуа привлек внимание и Лёба, который, кстати, и предположил, что объект не является астероидом — так считали изначально. А еще спустя какое-то время опубликовал материал, написанный в соавторстве с Шоном М. Киркпатриком из Агентства по всеобъемлющему изучению аномалий (AARO), подотчетного Пентагону.

В нем озвучивалась гипотеза, согласно которой 1I/Оумуамуа может представлять собой материнский корабль инопланетян, рассыпающий по Солнечной системе миниатюрные зонды. Видимый с Земли объект, в свою очередь, солнечный парус межзвездного судна, предполагал Лёб. И одновременно добавлял: инопланетной цивилизации может больше вообще не существовать, ведь большинство звезд образовались за миллиарды лет до Солнца (но это не касалось корабля, который выжил).

Проверить гипотезу практически невозможно: Лёб признавал, что «корабль» вполне мог выйти из строя многие поколения тому назад, поэтому оценить его потенциальную технологичность нельзя (а размышлять на эту тему можно). В его заявлениях есть немного от археологии, которая позволяет изучать сгинувшие цивилизации по редким остаткам их былого могущества: аналогично стоит «раскапывать» и космические объекты.

«В теме поиска инопланетных цивилизаций меньше спекуляций, чем в изучении темной материи: ее не видно, но из нее состоит 85% Вселенной», — парировал критиков Лёб, оставаясь при своем мнении. А с учетом же того, что в 2017 году Пентагон разогрел интерес к НЛО, публично признав проводимые исследования в этом направлении, Лёб с его заявлениями внезапно стал звездой международного масштаба.

Межзвездный метеор

Возвращаемся к первому межзвездному метеору. В поиске денег Лёбу, вероятно, помогла уверенность ученого в возможных характеристиках CNEOS 2014-01-08. Так, его свечение при входе в атмосферу указывало на его сверхвысокую плотность (невиданную ранее), плюс информация о траектории, играло роль и желание человечества вживую «потрогать» межзвездного странника.

Лёб добавил интриги, написав как-то: «…[Мы не утверждаем], что первый межзвездный метеор был создан инопланетной цивилизацией…» С таким намеком желающих вложиться в мероприятие наверняка стало больше, одним из наиболее активных стал криптомиллионер Чарльз Хоскинсон. Основатель блокчейн-платформы Cardano и Ethereum дал деньги и самолет для перелета к возможному месту падения объекта.

И миссия стала успешной. Здесь важно отметить, что «фрагменты», поиск которых велся, в данном случае вовсе не куски плавленой породы или металла, сразу заметные на морском дне: как рассказывал Амир Сирадж, в рамках миссии удалось собрать 50 сферул («шариков») размером от 100 до 700 микрон (позже сообщалось о 141 сферуле). Тогда же ученый заявил, что некоторые из сферул имеют аномальный состав, хотя говорить об их межзвездном происхождении рано. Позже Лёб дополнил коллегу: изотопные характеристики фрагментов говорят о том, что возраст элементов в них превышает возраст Солнечной системы, а сплав не встречается на Земле.

Одна из найденных сферул под микроскопом

Чего не занимать Ави Лёбу, так это умения привлекать внимание. После публикации коллеги он выступил со спорным с точки зрения научного сообщества заявлением. По мнению ученого, найденные сферулы представляли собой остатки некоего инопланетного и высокотехнологичного девайса (мол, на это указывает состав сплава). «Теперь нам надо ответить на вопрос: уж не является ли сплав остатками полупроводника или печатной платы?» — рассуждал Лёб.

Фото: avi-loeb.medium.com

В ответ Лёба обвинили в сенсационализме и попытках привлечь внимание, некоторые и вовсе стали держаться от него подальше, также астрофизика называли «отличным ученым, который одновременно игнорирует научный подход». Отреагировали и в Американском астрономическом обществе, где после знакомства с анализом состава сферул предположили: это шлак, оставшийся после переработки угля на вполне земном предприятии.

avi-loeb.medium.com

А в 2023 году с опровержением выводов Лёба выступил сейсмолог Бенджамин Фернандо из Университета Джонса Хопкинса. Он с группой исследователей проанализировал сейсмологические данные, опираясь на которые Ави Лёб определил место падения CNEOS 2014-01-08.

По мнению Фернандо, «удар метеора» на сейсмографе на самом деле появился из-за проезжавшего недалеко от прибора грузовика: тот двигался по какой-то из дорог Папуа — Новой Гвинеи и повлиял на работу устройства.

В подтверждение своих слов Фернандо сообщил, что его команда проанализировала информацию с сейсмографа за пару недель до и после события: подобных «ударов» насчитали сотни («это не могут быть все метеоры») и большинство из них — в дневное время. Более того, конкретный сигнал, приведший Лёба к месту возможного падения CNEOS 2014-01-08, перемещался. «Он фиксировался на дороге к больнице, потом обратно на главную дорогу в ином направлении, — рассказал Бенджамин Фернандо. — Наверное, это был обычный грузовик».

Есть ли разумная жизнь вне нашей планеты?

Эти истории не умаляют достижений Ави Лёба на ниве науки, однако ему свойственен провокативный стиль донесения своего мнения. В начале 2024 года физик, например, заявил, что Мессией станет кто-то извне — пришелец из космоса. Однако его послание будет очень человеческим: он попросит перестать бороться за территории, так как Вселенная бесконечна.

Фото: lweb.cfa.harvard.edu/~loeb/

Гипотезы Лёба о внеземных цивилизациях не подтвердились — пока. Но не исключено, что когда-то человечество найдет доказательства существования разумных пришельцев (если Вселенная бесконечна, то и вероятность найти инопланетян есть).

бинокль, полевой, широкоугольный, 10-кратный, линза 50 мм, угол зрения 6.8°