Серия Call of Duty, пожалуй, одна из самых известных и продолжительных (ей уже 20 лет) среди игровых франшиз. И, что немаловажно, прибыльных — новые части выходят каждый год, и, несмотря ни на что, их продолжают покупать. Правда, критике серия подвергается не реже. Одна из основных претензий примерно такая: «Почему нам каждый год втюхивают одно и то же?» Разбираемся в истории CoD и стараемся выявить проблемы, которые присущи этим играм.
На момент публикации этого материала в основной франшизе присутствует 20 игр, выходивших с 2003 по 2023 год. В нынешнем, 2024-м, ожидается релиз 21-го проекта (Black Ops 6). Был единственный раз, когда студия-разработчик (на тот момент ей была только Infinity Ward) решилась на паузу в два года (вместо одного) — это произошло на релизе Call of Duty 2. Игра вышла в 2005-м — с того момента без очередного CoD геймеров не оставляли.
Даже учитывая нынешнее количество гейм-студий, занимающихся разработкой игр параллельно (Infinity Ward, Treyarch, Sledgehammer Games, Raven Software), факт остается фактом: Activision, недавно перешедшая под крыло Microsoft, давит из франшизы все соки на протяжении многих лет.
Из-за этого серьезные нововведения — что в сюжетной кампании, что тем более в мультиплеере — зачастую попросту не успевают апробировать и привести в надлежащий вид. Об этом, например, сигнализировала Black Ops 3 (2015). В задумке — нетривиальная история, заканчивающая целую сюжетную ветку из предыдущих частей подсерии, которая скорее напоминала мешанину из отдельных уровней.
Если верить Kotaku, Black Ops 4 обещала быть еще более смелой (в сюжетном плане) игрой, в которой в той или иной степени приходилось выбирать между двумя фракциями, выполнять многие задания в кооперативе на двух персон и в зависимости от этого изменять повествование. В итоге проект не получил сингл-плеера вообще — наработки перекочевали в «королевскую битву», но лишь частично.
Если упростить, то даже с параллельной разработкой — по словам Activision, на каждую игру франшизы уходит по два-три года — найти нетривиальные решения становится все сложнее. А те, которые где-то в середине «жизненного цикла» серии применялись (скажем, уход в футуризм с бегом по отвесным стенам и высокими прыжками), не находили отклика у множества игроков.
Последнее во многом связано со значительно усложнившимся, удорожившимся и увеличившимся по времени циклом разработки, особенно в сравнении с серединой 2000-х — началом 2010-х. И хотя это характерно для всей индустрии, как по мне, впору утверждать: креативность для Call of Duty — это скорее роскошь.
Даже если не уходить в «глубину веков», а сосредоточиться на относительно новых играх франшизы (например, с «мягкого перезапуска» Modern Warfare 2019 года), можно говорить, что каждая последующая часть серии, независимо от конкретной линейки или сеттинга, по геймплею почти что одинакова.
Кто-то возразит: плюс-минус, но так было всегда. Возможно, но, на мой взгляд, не столь очевидно. Раньше релизы от Treyarch, Infinity Ward и Sledgehammer отличались сильнее (особенно в кампаниях).
А сегодня, будь то «перезапущенная» Modern Warfare, Cold War или даже Vanguard (про Вторую мировую), речь практически всегда про очень быстрый геймплей, при котором геймеры в мультиплеере носятся по картам едва ли не быстрее самих пуль. А отличить MW (2019) от MW II (2022), учитывая слегка переработанные и появляющиеся в разных сезонах карты из других частей франшизы, достаточно сложно — по крайней мере, мне.
Кроме того, определенную лепту в последнее время вносит общий лаунчер как для отдельных игр серии, так и для режимов — от того же мультиплеера и до «зомби-мода» с Warzone. Между тем в сети есть достаточно интересное предложение: такой подход применяется специально, чтобы пользователи Warzone (со своей спецификой) не терялись и могли адаптироваться быстрее.
Скажу честно: я не фанат «королевских битв», но затянуть в условно новую CoD часть фанатов условно бесплатной Warzone наверняка проще. Особенно когда действия происходят в одной «вселенной».
Самоповтор — одно из самых мягких определений, которое можно высказать по поводу сюжетных кампаний игр серии на протяжении буквально десятка лет.
С одной стороны, положение объяснимо: с учетом штамповки игр каждый год выдавать оригинальные истории, за которыми интересно наблюдать или в которых хочется участвовать, сложно. Особенно с учетом того, что части франшизы про относительно недалекое будущее — как с космолетами (Infinite Warfare), так и с экзоскелетами (Advanced Warfare) — не сыскали поддержки у сообщества.
Но опять же: упомянутый выше «мягкий перезапуск» Modern Warfare (в 2019-м), как по мне, доказывает наличие кризиса жанра и желания издателя паразитировать на одной из своих самых успешных игр. Оригинал 2007 года, по сути, создал формулу, по которой франшиза катится до сих пор — причем как в голливудской постановке, так и в персонажах и запоминающихся миссиях.
Капитан Прайс и его сослуживец «Соуп» Мактавиш («Что у тебя за имя такое дурацкое, Соуп?») действительно приглянулись аудитории. Но, на мой взгляд, миссий уровня «Все в камуфляже» в Припяти с того момента так и не появилось. Сможете вспомнить хотя бы одну настолько же значимую и запоминающуюся?
А еще кампании «Колды» зачастую занимают лишь по пять-шесть часов даже на высокой сложности — это относится если и не ко всем, то к большинству частей серии. С учетом этого и цены около $70 по курсу (по крайней мере, на консолях) фанаты довольно часто негодуют. Но, судя по продажам, все равно покупают CoD.
Вопрос скорее риторический. И, вероятно, ответ в стенах Activision (и Microsoft, учитывая недавние судебные разбирательства по поводу выхода CoD на консолях PlayStation после слияния) звучит так: «Нас не нужно исправлять».
По состоянию на лето 2024 года у франшизы Call of Duty — по крайней мере, если не брать в расчет другие «королевские битвы», — почти не осталось конкурентов. Medal of Honor загнулась еще в 2013 году. Battlefield от EA, судя по всему, чувствует себя не лучшим образом. Последний на данный момент проект франшизы, Battlefield 2042 (2021 года), разгромили на старте — причем как журналисты, так и геймеры.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by