На этом фото есть орудие убийства: селфи в соцсетях помогло раскрыть преступление

12 августа 2024 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев

На этом фото есть орудие убийства: селфи в соцсетях помогло раскрыть преступление

Источник: Сергей Сергеев

Социальные сети не только играют важную роль в нашей повседневной жизни, но и затрагивают аспекты, которые, казалось бы, очевидно не связаны с тем, что происходит вокруг нас. История убийства канадской школьницы Бриттни Гаргол иллюстрирует то, как благодаря соцсетям неожиданно может обернуться дело, имевшее все шансы затянуться.

Все крутится вокруг единственного фото: оно стало уликой, так как на нем запечатлено орудие убийства. Но вот то, что оно есть на снимке, детективы разглядели не сразу.

Подружки

Бриттни Гаргол, как ее описывали позже, была активной и веселой (местами чрезмерно) 18-летней школьницей, которой до выпускных экзаменов оставалось совсем немного — несколько недель. Девушку воспитывала ее бабушка, так как отца давно и след простыл, а мать не могла справиться с наркотической и алкогольной зависимостями. Тем не менее Бриттни удержалась на плаву, смогла избежать «плохой компании» и достаточно успешно двигалась по жизни.

В мечтах она хотела заработать достаточно денег, чтобы купить отель и стать в нем управляющей. И это была вполне реальная мечта: Бриттни целенаправленно прилагала усилия, чтобы ее реализовать, и в свободное от учебы время работала сразу в нескольких местах.

В один из дней начала весны 2015 года девушка собралась прогуляться по тусовочным местам родного Саскатуна, что в канадской провинции Саскачеван. Компанию ей составила лучшая подруга — Шайенн Антуан. Девушки были знакомы пару лет — вместе учились, а еще имели схожее прошлое: Шайенн очень рано потеряла родителей, к тому же прошла через не слишком добрую к ребенку систему опеки, пережив в совсем юном возрасте сексуальное насилие.

В тот день, 23 марта, они заскочили к еще одной своей подружке — Аташе Стори, у которой Бриттни заняла деньги на бензин. Вместе с деньгами она получила напутствие: мол, если что, звони — приеду и подберу. «Мы обнялись, и это был последний раз, когда я ее видела живой», — рассказывала позже Аташа. А 24 марта, через две минуты после полуночи, в Facebook появилось милое селфи, на котором были запечатлены довольные собой подруги: они готовились выезжать из дома бабушки Бриттни.

Следующее утро

Около шести утра того же дня в полицию поступил звонок от водителя, который заметил рядом с проселочной дорогой и неподалеку от местной свалки тело. Приехавшие на место медики констатировали смерть неизвестной девушки.

Сомнений у следователей не возникло: это убийство. К таким выводам они пришли после осмотра жертвы: на шее девушки были видны синяки и повреждения, характерные для удушения. На месте преступления следователи обнаружили кожаную куртку, обувь, часы и пояс, которые были приобщены к уликам. Спустя несколько часов в сети разместили фотографии татуировок погибшей с просьбой откликнуться тех, кто может идентифицировать неизвестную. На снимки вскоре обратила внимание и Аташа Стори, которая сразу связалась с местной полицией. По изображениям она поняла, что это Бриттни.

Полицейские начали поиск информации о последних днях жизни девушки. Источником стали социальные сети как Бриттни Гаргол, так и Шайенн Антуан. В посте Шайенн в Facebook последней записью был клич «Ты где? Куда ты пропала? Надеюсь, ты нормально добралась домой».

Шайенн

Полиция наведалась домой к Шайенн, которая рассказала о событиях прошедшей ночи. По ее словам, вечер начался с «барного тура» по Саскатуну, а первым заведением стал Manchester Brew Pub. После череды баров девушки забрели на одну из домашних вечеринок, где Бриттни якобы познакомилась с каким-то парнем лет 30. Дальше они то ли вместе, то ли по отдельности отправились в Colonial Pub & Grill, где ночные возлияния и завершились: Шайенн поехала в расположенный неподалеку дом престарелых навестить дядю (который подтвердил полиции приезд племянницы ранним утром), а Бриттни пропала из поля ее зрения.

Тем временем криминалисты пришли к выводу, что жертва была задушена черным ремнем — тем самым, который нашли на месте преступления, но сексуальному насилию она не подвергалась. В то же время орудие убийства содержало две ДНК: один образец идентифицировали сразу — он принадлежал Бриттни, а вот владельца второго только предстояло определить.

Сотрудники полиции также изъяли записи с камер видеонаблюдения рядом с барами, которые в своем рассказе упоминала Шайенн. Девушки действительно заходили в Manchester Brew Pub, однако в окрестностях Colonial Pub & Grill они замечены не были.

Двое черных мужчин и подозреваемые

Полицейские продолжили изучать доступные данные и проверили записи с камер видеонаблюдения в доме престарелых. Оказалось, что никаких посетителей ночью и ранним утром 24 марта не было. Детективы отправились с вопросами уже к пожилому мужчине. Тот не стал отпираться и признался, что действовал по просьбе племянницы. Правда, ему она поведала другую версию произошедшего, которая отличалась от озвученной полицейским.

Дяде Шайенн рассказала о паре черных мужчин, с которыми девушки познакомились в баре. Вчетвером они, по ее словам, отправились в мотель, где продолжили кутить — с наркотиками и алкоголем. Потом из-за дозы «порошка» случилась ссора, однако Шайенн в этот момент была в туалете. Когда она вышла, Бриттни лежала на кровати бездыханной и со следами на шее, а один из незнакомцев под дулом пистолета потребовал помочь избавиться от тела.

Звучало это одновременно и правдоподобно, и не очень, однако зацепиться было не за что.

Полиция продолжила работу по поиску возможного убийцы или убийц, но подтверждений словам Шайенн не появилось. Поэтому копы решили вновь опросить девушку, благо искать ее не пришлось: она была арестована по подозрению в краже из магазина. Однако на сей раз разговаривать с детективами подружка убитой отказалась.

Дело почти сдвинулось с мертвой точки после одного телефонного звонка: это была тетя Шайенн. Пожилая женщина рассказала, что в ту ночь, 24 марта, племянница приехала к ней домой «пьяная, в слезах и расстроенная». Более того, она якобы заявила, что случайно задушила подругу. Однако затем Шайенн отрицала все («Не было такого!»), а 10 сентября опубликовала в Facebook следующую запись: «Я так по тебе скучаю. Ты снилась мне вчера. Скучаю по тебе та-а-а-к сильно. Ты была слишком молода, чтобы уйти. Покойся в раю, мой ангел».

Прошло два года

С одной стороны, это необычно, с другой — идеально с ходу раскрыть преступление очень сложно. Но лишь в 2017 году следователи, в очередной раз пересматривая «висяк», обратили внимание на интересный факт. Точнее, то самое селфи, опубликованное в Facebook за пару часов до смерти Бриттни. «Так вот же — ремень на фото!» — тот самый пояс на талии у Шайенн. Следователи срочно запросили повторный анализ неизвестной ДНК. Как оказалось, образец принадлежал подруге убитой. Припомнив слова тети, полиция отправилась домой к подозреваемой.

Ее арестовали, выдвинув обвинения в убийстве второй степени — умышленном, однако без планирования (например, в разгар ссоры без предварительного намерения). По канадским законам за такое грозило пожизненное заключение с возможностью подать прошение о досрочном освобождении не ранее чем через 10 лет.

Признание

По словам Шайенн, девушки «ушли в отрыв», приняв немало алкоголя и «травки». События той ночи практически не сохранились в памяти подозреваемой. Что она помнила, так это поход в местный McDonalds в полпятого утра. Здесь они по какой-то причине поссорились, а затем — полный провал в памяти. Спустя пару часов Шайенн якобы пришла в себя, а в голове крутилось одно: «Я сделала что-то ужасное».

В суде, с которым она пошла на сделку, девушка заявила, что берет на себя ответственность за убийство, однако не помнит ничего, что происходило непосредственно перед ним и в процессе преступления, и полностью раскаивается.

Адвокаты посчитали смягчающим обстоятельством то, что в течение месяца, предшествующего убийству, Шайенн принимала метамфетамин: наркотики и алкоголь помогали ей справиться с переживаниями из-за смерти матери и сексуального насилия в детском возрасте. Не удалось суду и определить мотивы, что в итоге привело к переквалификации деяния в непредумышленное убийство: в 2018-м Шайенн назначили срок в семь лет.

«Я никогда не прощу себя. Никакие мои слова не смогут вернуть Бриттни. Мне очень, очень жаль… Этого не должно было произойти», — такие слова Шайенн озвучили в суде адвокаты девушки.

Близкие Бриттни были недовольны озвученным приговором.

2024 год

Очередное прошение о досрочном освобождении девушка смогла подать в 2024 году, а по канадским законам после отбывания двух третей срока заключенный имеет право на смягчение условий. До этого Шайенн предоставляли своего рода периоды УДО, однако она нарушала правила: пользовалась ноутбуком без разрешения, принимала наркотики, вела себя неподобающим образом. Затем было лечение от наркотической зависимости, однако девушка регулярно выставляла себя «плохишом».

Тем не менее в начале весны этого года Шайенн окончательно перевели в аналог реабилитационного центра: это полуоткрытое учреждение, в котором наркоманы и отбывшие или почти отбывшие срок преступники могут спокойно реинтегрироваться в общество. Спустя три дня после переезда туда девушку отправили под наблюдение специалистов из-за конфликта с местным персоналом: причиной стал «эмоциональный всплеск» во время разговора с сотрудниками центра.

Последние же новости о Шайенн датированы концом мая 2024 года. Тогда комиссия, рассматривавшая нарушение порядка, пришла к выводу, что имело место недоразумение и заключенная сможет продолжить отбывать остаток срока (до апреля 2025 года) в реабилитационном центре. Если она будет придерживаться правил, то условия снова смягчат, под запретом останется лишь употребление наркотиков и алкоголя, а также контакты с близкими Бриттни.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by