Представители, вероятно, каждой без исключения профессии имеют свои специфические заболевания. Айтишники в этом плане не отличаются от каменщиков, парикмахеров или пилотов коммерческих авиалиний — тоже жалуются на здоровье, а часть «болячек» игнорируют, пока не станет поздно что-то исправлять. Представители науки, в свою очередь, изучают здоровье людей, проводящих рабочее и нерабочее время за компьютером. И делают неутешительные выводы.
Дисклеймер: Данный материал не является медицинским, он не может использоваться для постановки диагноза, а лишь предлагает информацию для размышления. Для постановки реального диагноза и получения квалифицированной помощи необходимо обращаться к профильным специалистам.
Некоторые заболевания или расстройства кажутся очевидными (что не делает их более приятными), другие «прячутся» до поры до времени, проявляясь спустя годы. Около 20 лет назад, например, появился термин «е-тромбоз» (eThrombosis), упоминание которого можно найти в публикации European Respiratory Journal за 2003 год. Там отмечалось, что тромбоэмболия — закупорка сосудов тромбами — может наблюдаться у людей старше 60 лет, ведущих малоподвижный образ жизни.
Однако затем на глаза медиков попалась история болезни 32-летнего мужчины, исследование здоровья которого указало на развитие у него «болезни пожилых». Оказалось, что молодой человек практически все время проводил за компьютером — в среднем 12 часов в день, иногда до 18. Он мог не подниматься с кресла один-два часа, но были периоды беспрерывного сидения в течение шести (!) часов. Специалисты предположили, что именно такой стиль жизни и стал одной из причин развития тромбоза, который едва не привел к фатальным последствиям.
С тех пор «е-тромбоз» то и дело встречается в специализированной литературе, в том числе заболевание наблюдалось во время коронавирусной пандемии, отправившей многих работников на удаленку.
Тем более среди других потенциальных «малозаметных» рисков — развитие сердечно-сосудистых заболеваний. По данным исследования, результаты которого были опубликованы в 2010 году, для мужчин, которые «просиживают штаны» 23 часа в течение недели, шанс умереть от сердечных заболеваний на 64% выше, чем у тех, кто сидит «всего» 11 часов в неделю. В исследовании речь шла о водителях и любителях посмотреть телик, но в плане физической активности они недалеко ушли от некоторых айтишников.
В целом малоподвижный образ жизни и становится основной ахиллесовой пятой (не забываем про лишний вес). Что делать для профилактики? Регулярно двигаться в течение рабочего дня, делая перерывы хотя бы раз в час, а то и чаще (можно просто побродить по квартире, имитируя процесс уборки). Заодно это поможет в профилактике других заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни. Важно и то, что вариант поработать восемь часов не вставая, а потом сходить на фитнес в данной ситуации работает так себе.
Легендарная «болезнь», информацию о которой поколения передают из уст в уста, — синдром запястного канала, прозванный в народе обобщенно туннельным синдромом. Встречается он у доярок, музыкантов, киберспортсменов и айтишников (а также представителей других профессий, деятельность которых подразумевает монотонное выполнение одних и тех же действий).
Здесь, правда, есть нюанс. Дело в том, что «популярность» туннельного синдрома среди айтишников, судя по всему, несколько преувеличена. В целом в популяции он наблюдается примерно у одного человека из десяти, а перечень возможных факторов риска достаточно обширный, при этом клавиатура с мышкой даже не в первой десятке. А еще медики то и дело спорят, что именно приводит к развитию синдрома запястного канала.
На деле синдром проявляется в виде онемения, жжения или покалывания в некоторых пальцах руки — когда задействован срединный нерв, пережатый из-за тех самых монотонных действий. Во время сна неприятные ощущения могут усиливаться, а боль начинает «стрелять» вверх по руке. А вот боль в запястье или кисти (не пальцах) может указывать на то, что это никакой не туннельный синдром.
К факторам же риска развития этого расстройства относят ожирение, сахарный диабет, алкоголизм, ревматоидный артрит, недостаток витаминов, воздействие токсичной среды и некоторые другие (но не связанные напрямую с компьютером).
В любом случае профилактикой если не туннельного синдрома, то как минимум усталости и неприятных ощущений станут правильная осанка и грамотная эргономика рабочего места усредненного айтишника: локти согнуты на 90 градусов, запястья при работе с мышью и клавиатурой не выгнуты наружу, как у тираннозавра, а расположены прямо.
Не станем особенно заострять внимание на этой проблеме, хотя упоминания она заслуживает. Многие работники клавиатуры и монитора игнорируют реальный мир: забывают, что графика на улице куда круче, чем генерируемая Unreal Engine 5, а солнце не только несет свет, но еще и помогает вырабатывать витамин D. А его недостаток приводит к развитию ряда заболеваний, в том числе повышается риск появления рака.
Из этого вывод: чаще бывайте на солнце (не злоупотребляя), следите за рационом. И, кстати, «жариться» в лучах светила через стекла офисных или домашних окон — этот вариант не работает.
Некоторое время назад появился очередной новый термин — компьютерный синдром, он же компьютерный зрительный синдром (из его названия очевидно, на что он намекает). Постоянно пялиться в монитор без отдыха — та еще задачка, но, если выполнить ее на все 100%, можно рассчитывать на проблемы с глазами.
В случае с айтишниками к таким относят «усталость глаз» — астенопию, при которой видимое становится размытым, появляется дискомфорт, ощущение жжения, «песка» в глазах, сухости и одновременно слезоточивости. Все из-за постоянного напряжения глазных мышц, к тому же человек за монитором нередко попросту забывает моргать, вглядываясь в яркий дисплей.
Постоянное напряжение может также негативно повлиять на состояние шейно-воротниковой зоны — если монитор расположен не на нужной высоте или вы безотрывно сидите в телефоне. Для таких болей также есть термин — tech neck, или «техношея». Обычно его используют в первую очередь именно в отношении пользователей смартфонов. Название забавное, но на деле это действительно проблема — так считали как минимум в 2016 году.
Стресс, Тревога и Депрессия — три поросенка, с которыми знаком практически каждый работник IT-индустрии. Все из-за дедлайнов, кранчей, многозадачности, «перегруженной» головы и плохого менеджмента. А еще ненормированного рабочего дня (не обязательно из-за работодателя, айтишники и сами могут устроить себе такой формат), проблем со сном, неправильного питания и «снова смотри пункт первый списка».
Самое интересное в этой ситуации — то, что необходимость выполнять задачи быстро и эффективно приводит к росту тревоги, возникновению стресса и депрессии. А они, в свою очередь, не позволяют работать «как надо». Получается замкнутый круг, хотя в этом случае все же можно точно предположить, что является первопричиной бед.
Профессиональное выгорание теперь нередко называют «эпидемией IT-индустрии», особенно ситуация обострилась в пандемийный и постпандемийный период. Согласно некоторым подсчетам, выгорание характерно примерно для половины IT-сотрудников, а в США, например, стресс испытывают 77% работников вне зависимости от индустрии.
К слову, стресс — это не так плохо, так как является лишь реакцией организма на неожиданную ситуацию. Однако регулярный стресс может перерасти в хронический, а затем — в профессиональное выгорание. Дополнительный негативный эффект для IT-профессионалов привносит необходимость постоянно находиться в контакте с технологиями: айтишнику не посоветуешь «меньше смотреть в монитор».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by