Киношная и сериальная индустрия нередко берет в качестве основы реальные истории и события, драматизируя их в угоду зрителю. Здесь, правда, нужно держать ухо востро: иногда сценаристы и режиссеры додумывают слишком много (яркий пример — фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь»). Однако обычно претензий не возникает.
В ряде жанров найти реальный прототип проще, чем, например, в фантастике — на то она и «сказка», хоть и с научной подоплекой. Фантазия может быть практически безграничной (и тогда появляется «Светлячок»), а может иметь рамки или по крайней мере стремиться быть максимально приближенной к знакомой нам физике, химии и так далее.
Собрали подборку научно-фантастических сериалов, которые в той или иной мере основаны на реальных событиях. Некоторые заимствовали только идею, другие старались оказаться как можно ближе к оригинальной истории.
В 1952 году в США дали старт проекту «Синяя книга». Это была реальная инициатива по исследованию феномена НЛО. Ей предшествовали несколько аналогичных проектов — «Проект Grudge» и «Проект Sign». Два последних оказались краткосрочными, а вот «Синяя книга» продержалась на плаву в разы дольше.
Прототипом главного героя одноименного сериала стал реально существовавший доктор Джозеф Аллен Хайнек, которого в середине прошлого века призвали исследовать феномен НЛО, изучать сообщения о «зеленых человечках» и проявления возможной неземной жизни. Постепенно взгляд сериального астронома и уфолога на происходящее меняется: скепсис уходит.
Сериал получил два сезона, однако затем было принято решение его закрыть. Возможно, из-за желания шоураннеров выйти за пределы реальной истории — это могло разочаровать жаждущих правды. А может, из-за желания следовать рассекреченным документам — такое казалось скучным для зрителей, видевших в «Синей книге» новые «Секретные материалы». В итоге получился микс из реальности и вымысла, но рецепт не сработал.
В любом случае поклонникам научной фантастики сериал «Синяя книга» может зайти: это редкая птица на сериальном и киношном небосклоне. Заодно узнаете, о какой дичи сообщали очевидцы НЛО более полувека назад.
Здесь уже не все так очевидно. Существует предположение, что в конце 40-х годов прошлого века американские военные основали так называемый «Проект Монток». Монток — это город, где располагалась военная авиабаза, на мощностях которой якобы и проводили эксперименты по созданию психологического оружия, а также изучали куда более экзотические варианты влияния на условного противника. К таким можно отнести путешествия во времени, телепортацию, телекинез и все в таком духе.
«Разоблачением» сперва занялся бывший моряк Карл М. Аллен, который «видел все своими глазами». Затем ему на помощь пришли Престон Б. Николс и Питер Мун. В 1992 году они выпустили книгу The Montauk Project: Experiments in Time (потом были и продолжения), которую можно было бы назвать обычной научной фантастикой, если бы не поведение авторов: они упорно делали вид, что все правда, а в качестве иллюстраций в издании использовались фотографии той самой военной базы.
В итоге вокруг всей этой истории и возникла теория заговора, которой вдохновились братья Дафферы. Так появился сериальный проект с кодовым названием «Монток», трансформировавшимся позже в Stranger Things («Очень странные дела»). Хотя и здесь случилась драма: в 2018 году Дафферов обвинил в плагиате режиссер Чарли Кесслер, который в 2011-м выпустил короткометражку Montauk. Описания обоих «Монтоков» походят друга на друга, однако проект Кесслера так и остался простеньким любительским кино. Кроме того, в обоих случаях сценаристы вдохновлялись книгой Престона Б. Николса и Питера Муна. Тем не менее Кесслер подал в суд на конкурентов, однако затем от иска отказался: появились документы, подтверждающие, что идея экранизации по мотивам теории заговора пришла к сторонам независимо друг от друга.
Что касается собственно сериала «Очень странные дела», то он оказался успешным во всех смыслах, хоть и с нюансами. Дафферы под крылом Netflix рассказали интересную, но полную вымыслов историю, а сериал, ориентированный, казалось бы, на подростков, захватил внимание широкой аудитории.
Сериал ОА отчасти основан на реальных событиях. Однако оценить их реальность невозможно — слишком много здесь личных (и очевидно субъективных) переживаний, да и источником является третья сторона.
Кратко перескажем сюжет. Прерия Джонсон появляется дома через семь лет после исчезновения. Будучи совсем юной, она была слепой, однако у вернувшейся девушки со зрением все в порядке. О прошедшем времени Прерия рассказывать не спешит, но утверждает, что все время находилась «рядом».
Одна из создательниц сериала — Брит Марлинг — в свое время повстречала женщину, которая рассказала о своем личном опыте клинической смерти, описав свои переживания в момент бытия на грани. В 2016 году в интервью The Associated Press Марлинг рассказала, что тогда ей и пришла идея персонажа с подобным прошлым.
Сериал, который начинался с «простой истории», затем оброс всевозможными странностями, однако оригинальный концепт базировался на реальных переживаниях, у которых есть и название — «околосмертные переживания» (near-death experiences, NDE). То же касается и таинственной сущности Хатун, фигурирующей в телешоу: это не выдумка сценаристов, а образ, собранный на базе анализа рассказов переживших NDE. В частности, речь о книге американского психолога Рэймонда Муди «Жизнь после жизни», а также других изысканий.
В то же время сериал OA остается полностью фантастическим произведением — об этом говорят и его шоураннеры.
Сериал «Черное зеркало» одновременно берет за основу реальные события и отражает реальность, которая нам не нравится. События не перенесены на экран полностью и точно до последнего слова, однако это не делает телешоу менее правдоподобным. Может, по этой причине оно и обрело популярность.
Некоторые истории, правда, описывают разную подоплеку. Это касается, например, эпизода «Национальный гимн». Согласно одному из пояснений, идею почерпнули из реалити-шоу I'm a Celebrity..., в котором от участников требовали есть всякую гадость. Вторая теория ближе к происходящему в упоминаемой серии, однако по этическим причинам озвучивать ее мы не станем (тем более это слух уровня «друг сестры жены знакомого сказал»).
А вот эпизод «Люди против огня» куда ближе к реальности. Во-первых, в нем есть аллюзии на события геноцида в Руанде. Во-вторых, само название серии — это отсылка к книге высокопоставленного военного С. Л. А. Маршалла Men Against Fire: The Problem of Battle Command. В ней в том числе шла речь об американских солдатах, 70% из которых отказывались стрелять во врага или намеренно промахивались.
Также реальные события легли в основу эпизодов «Белый медведь» (речь о серии убийств, получивших название «Убийства на болотах»), «Враг народа» (события из личной жизни Чарли Брукера, придумавшего «Черное зеркало»), «Осколки» (прототипом главного героя, судя по всему, стал основатель и тогда еще глава Twitter Джек Дорси). Это неполный список, но пусть останется интрига — так только интереснее пересматривать. И про «Брандашмыга» не забудьте.
Объединим два сериала в одном флаконе. Они основаны на реальных событиях слишком условно, однако оба играют на интересе человека, который то и дело задается вопросом «А что было бы, если…» И в основу обоих телешоу легли романы признанных мастеров фантастического пера.
«Человек в высоком замке» снят по мотивам одноименного романа Филипа К. Дика. Он предлагает вариант альтернативной истории, в которой фашистская Германия и Япония одержали победу во Второй мировой войне. Остальное — почти привычная для оккупации история о борьбе подполья. Однако первоисточник сложно отнести к развлекательно-популярному чтиву, и шоураннеры стараются следовать запутанному сюжету.
«11.22.63» — мини-сериал по мотивам научно-фантастического романа «11/22/63» Стивена Кинга. Он проще и в понимании, и в восприятии, чем «Человек в высоком замке», однако местами радует неожиданными поворотами сюжета. Посмотрев это телешоу, можно получить ответ на вопрос, как могла бы пойти история, останься Джон Кеннеди жив. Хотя с учетом количества альтернативных вселенных, а не только путешествий во времени, вариантов куда больше.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by