25 505
31 марта 2024 в 8:00

Хоббиты, космос и путешествия во времени: какие фэнтези и фантастику снимали в СССР?

Что-то поучительное и для зрителей юного возраста — вот какими были большинство советских картин, которые можно было отнести к фэнтези. Но встречались вещи и посерьезнее «Гостьи из будущего» и «Старика Хоттабыча». Глядите, что нам удалось отыскать на советской фэнтези-антресоли.

«Остров погибших кораблей»

Режиссеры — Евгений Гинзбург и Рауф Мамедов

Жанр — мюзикл, за которым скрывается история про «попаданцев»

Экранизация одноименного романа Александра Беляева, разделенная на двухсерийный телефильм. История про ленинградца Володю, который после ссоры с женой вышел на улицу — и телепортировался в Марсель 1928 года.

При этом судьба не просто закинула Володю во Францию, но и втиснула его в тело убийцы Реджинальда Гатлинга. От электрического стула мужчину спасает кораблекрушение, после чего он сначала попадает на корабль, смахивающий на «Летучий Голландец», а после — на остров, состоящий из обломков кораблей.

На этом острове Володю ждет новая любовь, интриги, убийства и трюки в стиле Бермудского треугольника. А зрителя — пиратская фактура, сюр и целая плеяда музыкальных номеров.

«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, хоббита»

Режиссер — Владимир Латышев

Жанр — фэнтези, созданное из адаптации Толкиена и детского телеспектакля

Уже ставшая классикой история про хоббита Бильбо, к которому в дом вваливается Гэндальф, притащивший с собой зов приключений. Только по факту это не полноценная экранизация повести «Хоббит, или Туда и обратно», а телеспектакль, снятый в 7-й студии Ленинградского телецентра.

Давайте так: при большом желании произведение Латышева можно утопить в критике. Пройтись можно и по отсутствию годных спецэффектов, и по прорехам в сюжете, и по чрезмерной наивности телеспектакля. Но последнее можно принять и за ламповость происходящего. Да, пусть из фильма пропали эльфы, зато на месте остались душевность, хорошая актерская игра и достойный саундтрек. Советуем к просмотру тем, кому хочется взглянуть на творчество Толкиена под новым углом.

«Солярис»

Режиссер — Андрей Тарковский

Жанр — фантастика, в которой те, кто долго смотрит в бездну, осознают, что уже бездна смотрит на них

Добро пожаловать в будущее, в котором человечество освоило межзвездные полеты и взялось за изучение других планет. В их число входит и Солярис, планета, практически полностью покрытая разумным Океаном. Последний сводит исследователей-землян с ума, подсылая к ним «гостей» — материальных фантомов, с которыми связаны травмирующие воспоминания ученых. Разобраться с происходящим на Солярисе должен был психолог Крис Кельвин, но и он попадает под удар Океана.

«Солярис» — удивительно красивый и многослойный фильм, снятый по одноименному роману Станислава Лема. При этом последнего можно отнести к ярым критикам этой экранизации. По словам писателя, Тарковский исказил его роман, сняв камерный фильм, больше напоминающий «Преступление и наказание» Достоевского.

Одна из главных претензий Лема к экранизации в том, что космос в оригинале — место прекрасное, а вот Земля — наоборот. Тарковский же все поменял местами. Но это не отменяет того факта, что режиссер снял фильм, который в плане саспенса может уложить «Космическую одиссею 2001 года» на лопатки.

Выбор покупателей
для домашнего кинотеатра, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 1100 ANSI лм, расстояние 1.3-6 м, экран 40-180", Wi-Fi
Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, WXGA (1280x720), светодиодный (LED), яркость 250 ANSI лм, контраст 1500:1, экран 40-100", Wi-Fi
Выбор покупателей
портативный, матрица LCD, FullHD (1920x1080), светодиодный (LED), яркость 900 ANSI лм, контраст 3000:1, расстояние 1.3-4 м, экран 40-120", Wi-Fi

«Сказка странствий»

Режиссер — Александр Митта

Жанр — фэнтези с флером страшной сказки

Эпичный фильм 1982 года, одну из главных ролей в котором исполнил Андрей Миронов. Лента, снятая в Чехословакии, Румынии, Крымской и Московской области, получилась красивой, эпичной и с классным сюжетом.

В центре истории — брат и сестра, Май и Марта. Май умеет находить золото с помощью силы мысли, но расплачивается за это сильными головными болями. Однажды разбойники, прознавшие о суперспособности мальчика, похищают его, и Марта отправляется на поиски брата.

Найдет ли? Да, но нескоро, и Май окажется уже не тем, что был прежде. В принципе, главная суть «Сказки странствий» — не золото, драконы и ведьмы, а демонстрация того, как меняется человек. По словам Митта, это «местами страшная, местами веселая сказка о силе дружбы и непобедимости доброты». Но снятая так, что периодически не по себе становится даже взрослым.

«Планета бурь»

Режиссер — Павел Клушанцев

Жанр — научная фантастика, опередившая время

Фильм, снятый Клушанцевым по одноименной повести Александра Казанцева, был выпущен в апреле 1962-го, но отлично смотрится и в наши дни.

На Венеру отправляется советско-американская экспедиция из трех кораблей. Один из них сталкивается с метеоритом, другой остается на орбите Венеры, а третьему, «Сириусу», удается сесть на поверхность планеты. Там космонавтов, путешествующих с роботом Железным Джоном, поджидают динозавры, хищные растения и космическая мистика.

Фильм сделали с помощью уникальной на тот момент комбинированной съемки, а скафандрами из «Планеты бурь» во время работы над «Прометеем» вдохновлялся Ридли Скотт. Даже Джордж Лукас и Стивен Спилберг говорили о том, что перемонтированная для американского проката «Планета бурь» оказала сильное влияние на их творчество. Топовая картина, разрушающая миф о том, что в СССР не было качественной фантастики о космосе.

«Мио, мой Мио»

Режиссер — Владимир Грамматиков

Жанр — приключенческое фэнтези, ставшее самой дорогой прижизненной экранизацией Астрид Линдгрен

У нас тут случай, когда в одном фильме сошлись советская кинорежиссура, саундтрек от экс-участников ABBA и юный Кристиан Бейл в одной из ключевых ролей. Последний должен на пару с главным героем, Мио, победить злого рыцаря Като. Тот похищает детей, а затем превращает их в птиц, которым приходится вечно кружить нам Мертвым озером.

«Мио, мой Мио» — отличный семейный фильм, в котором обычный мальчик переносится в волшебную страну Желанную. Это история про фантазию и надежду, которую будет одинаково интересно смотреть как детям, так и взрослым. Последним наверняка понравится Кристофер Ли в роли злыдня Като, а детям — то, как храбрый мальчуган спасает всех и вся.

Кстати, кандидатуру режиссера Грамматикова одобрила сама Астрид Линдгрен. Считайте, что на картину налеплен один из самых весомых знаков качества, который может получить экранизация.

«Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»

Режиссер — Ричард Викторов

Жанр — научная фантастика, в которой пионеры-космонавты борются с роботами и спасают инопланетян

Фантастическая комедия, которую из-за слишком внушительного хронометража разделили на две ленты. К звезде Альфа Кассиопеи планируется космическая экспедиция. Космонавты отправятся туда на корабле «Заря», но есть проблема: путь к звезде растянется на 26 лет. Поэтому экипаж корабля набирают из подростков.

Юных космонавтов ждет полет со скоростью света, временной «парадокс Эйнштейна» и сигнал бедствия с далекой планеты. А там — встреча с инопланетянами, сражение со зловещими роботами и космические тайны.

Дилогия Викторова, снятая в 1973-м, особенно забавно смотрится в 2024-м, в котором искусственный интеллект уже стал обыденностью. Как предостережение насчет того, что производство слишком уж умных роботов может выйти боком их создателям.

«Тень»

Режиссер — Надежда Кошеверова

Жанр — фэнтези, морфирующий то ли в притчу, то ли в философскую сказку

История из волшебной страны, где сказочное становится явью. Главный герой, Христиан-Теодор, влюбляется в местную принцессу и просит свою тень отыскать девушку. Но тень, отделившись от своего добродушного хозяина, превращается в коварное существо, которое берет себе имя Теодор-Христиан. И уже сама планирует жениться на принцессе, чтобы заполучить в свои лапы трон сказочной страны.

По факту у нас тут полуторачасовой рассказ о том, что правда побеждает ложь, а зло обычно проигрывает добру. Снято стильно, а каст картины можно причислить к образцовым. Тут и Георгий Вицин, и Андрей Миронов, и Владимир Этуш. А Христиана-Теодора и его тень играет Олег Даль: получается так ловко, что сразу и не скажешь, что это один человек.

«Сталкер»

Режиссер — Андрей Тарковский

Жанр — фантастика с привкусом постапокалипсиса и безнадеги

Еще одна экранизация Тарковского, на этот раз — по сценарию братьев Стругацких, которые сделали его на основе своей повести «Пикник на обочине». Одна из самых красивых картин Тарковского, ставшая источником вдохновения для создателей серии игр S.T.A.L.K.E.R.

Это фильм о героях, которые вместо имен используют клички. Главный герой, Сталкер, зарабатывает на жизнь тем, что нелегально проводит экскурсии в Зону — место, где было зарегистрировано падение метеорита. Там творятся аномалии, пропадают люди, но туристы все равно стремятся туда попасть. А все из-за таинственной Комнаты, которая находится в Зоне и может исполнить самое заветное желание.

Сам Тарковский говорил, что «Сталкер» — это фильм о победе материализма, о человеке, который пытается обрести веру и заставить поверить во что-то других. Лента с горьким послевкусием, которую сложно посмотреть только один раз — хочется возвращаться к ней снова и снова, чтобы разобраться во всех подсмыслах, разбросанных режиссером и сценаристами.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by