Если нужно подлатать сайт или улучшить мобильное приложение, мы тут же обращаемся в разработку, не задумываясь, что с вещами посложнее типа фитнес-часов или того же iPhone классические айтишники не справятся. Здесь в дело вступают инженеры со знанием и программирования, и электроники. В совместном с ОАО «Пеленг» проекте мы поговорили с представителем вуза о том, кто такие электроники-программисты и почему это круче, чем просто писать код, а практикующий инженер порассуждал, что будет с профессией завтра, и дал советы новичкам.
Вместе с первым проректором Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Максимом Давыдовым обсуждаем, что такое Electronic Engineering, и устраиваем «распаковку» профессии, рассказываем, чем на практике будут заниматься специалисты данного направления, насколько оно востребованно и что нужно знать, чтобы найти применение в сфере.
— Для начала давайте поясним, что такое Electronic Engineering и с чем его едят.
— Сегодня электроника очень плотно вошла в нашу жизнь. К примеру, тот же фитнес-браслет: в первую очередь это электроника и уже во вторую — программное обеспечение. То же самое и с телефоном, фотоаппаратом, плеером и другой техникой.
Раньше все это было проще. Делались компьютеры, и они программировались, все было понятно. Сейчас очень быстро шагает вперед микроэлектроника, чипы стали очень маленькие и в то же время мощные. В телефоне стало больше возможностей, чем в первом суперкомпьютере, который занимал площадь размером со спортивный зал.
Именно поэтому актуальной становится подготовка кадров по специальностям, которые связаны с разработкой в первую очередь умной электроники. У нас их много, но основная — это электронные системы и технологии, где занимаются созданием электронных девайсов, которые затем превращаются в полезную для человека электронику.
— Создавать электронную технику сложнее и круче, чем просто писать код?
— Нельзя сказать, что это круче или сложнее, это просто по-другому. Специальности похожие, но у каждой своя специфика.
Инженер, который будет заниматься такого рода проектированием, должен хорошо знать физику и математику, быть компетентным с точки зрения структурирования задач, уже в начале пути должен понимать, как будут работать микросхема и устройство в целом, чтобы создавать программное обеспечение для электронных схем.
То есть требуются обширные комплексные знания в разных областях. Да, мы можем пытаться написать программу, но если вдруг с ней что-то окажется не так из-за внутренних неточностей электроники, то будет выдаваться ошибка, хотя логически программа может быть выстроена правильно.
В любом случае инженерное дело требует больших затрат времени и сил, умственных затрат.
— Как давно направление электронных систем и технологий появилось в БГУИРе и как специальность эволюционировала со временем?
— Электронику изучали в БГУИРе с самого начала основания вуза, а это было уже 60 лет назад. Основными направлениями были приборостроение, технологии и радиотехника. Со временем добавились информатика и программирование, сейчас эти направления сливаются, дополняя друг друга.
Со временем сама электроника стала умной. Сейчас любая электронная схема программируется дополнительно, чтобы расширить ее функционал. То есть у инженеров добавляются компетенции, а вместе с этим постоянно обновляются специальности, появляются дополнительные курсы. К примеру, на той же специальности «Электронные системы и технологии» сейчас изучают и медицинскую электронику, и программируемые мобильные системы.
— Что, кроме физики и математики, нужно знать при поступлении на инженера электронных систем и технологий?
— Во-первых, важна профориентация. Люди должны понимать, куда идут учиться. Сейчас все хотят быть программистами, но не осознают, что это достаточно сложная профессия.
Иногда подталкивают родители: мол, окончишь БГУИР, устроишься программистом, и жизнь пойдет как по маслу. А на самом деле ребенок может хотеть чего-то другого, и внутри него зреет внутренний конфликт, который рано или поздно даст о себе знать.
Во-вторых, да, хорошие знания физики и математики обязательны. Они у нас проверяются на входе при поступлении. И проскочить не удастся: ребята со слабыми баллами не проходят даже на платное. В прошлом году, чтобы поступить на некоторые специальности даже на платное отделение, нужно было сдать три экзамена не менее чем на 90 баллов по каждому из предметов плюс балл аттестата — в сумме нужно было набрать больше 360 из 400 возможных.
— А что нужно делать, чтобы остаться в профессии и развиваться дальше?
— Придется учиться, учиться и еще раз учиться. Постоянно. Получил диплом и пошел работать — это не про инженера электронных систем и технологий. Через пять лет техника устаревает, и нужно обновлять знания, чтобы работать с ней дальше. Особенно меняются технологии программирования, появляются новые среды, фреймворки, библиотеки. Без навыка все время учиться можно легко выпасть из профессии.
А еще, я считаю, нужно развивать коммуникабельность и общительность — так называемые софт-скилы. Само построение логики программы подразумевает в первую очередь ее понимание у себя в голове. Это требует от специалиста большой концентрации и сосредоточенности. Поэтому, возможно, внешне он кажется немного отрешенным и закрытым. Так возникает стереотип, что все программисты — интроверты. На самом деле, не обязательно быть интровертом, чтобы стать программистом, и наоборот.
Программистам нужно уметь общаться с заказчиками, иначе написать программу будет очень сложно. Допустим, пишем программу для медиков, и айтишнику важно разговорить врача так, чтобы тот помог ему декомпозировать медицинские задачи на технические. Только так получится интересный и полезный продукт.
— Как, на ваш взгляд, улучшить систему подготовки специалистов?
— На самом деле, работа в университете поставлена так, чтобы показать студентам, какая у них потом будет профессия. Мы плотно работаем с заказчиками кадров и создаем на базе вуза лаборатории, где студенты уже в процессе учебе могут познакомиться с разными предприятиями и IT-компаниями, пощупать, какие задачи ожидают их там, какие проблемы придется решать и так далее. Это поможет принять осознанное решение.
Такие лаборатории помогают молодым специалистам не чувствовать себя новичками, потому что, по сути, они уже один-два года поработали над аналогичными задачами. БГУИР сотрудничает более чем с тысячей предприятий и IT-компаний, которые помогают в подготовке кадров.
— Максим Викторович, как думаете, нужно ли сейчас оканчивать университет, чтобы стать крутым инженером?
— Я знаю специалистов, которые работали без диплома на очень хороших зарплатах. Но если фирма вдруг закрывается или сотрудника сокращают, то при поиске работы всегда потребуют диплом. Считайте, это уже подтвержденная квалификация.
Да, сам диплом не добавит ума, но учеба в университете однозначно расширит кругозор.
Помимо формирования специалиста, важная задача университета — сформировать грамотного человека. Он должен знать физику и математику, уметь решать задачи, научиться общаться с разными людьми и развить навыки коммуникации.
Курс программирования даст определенное количество знаний, которые можно применить для конкретной технологии, не больше. Как только технология устареет, весь этот багаж окажется никому не нужным, и придется искать что-то новое. Но если вы получили теоретическую подготовку, то освоить что-то не составит труда, это будет просто продолжением того, что человек уже умеет.
К слову, сама профессия инженера на стыке электроники и программирования будет еще долго востребованной. Будут появляться новые технологии, сама электроника станет еще меньше и незаметнее. Соответственно, нужда в таких специалистах вырастет, в то время как с классическими программистами все может поменяться, если учесть, что искусственный интеллект уже начинает генерировать код.
Практикующий электроник-программист, начальник сектора программируемой логики ОАО «Пеленг» Виталий Новицкий рассказывает, что его профессия находится на стыке нескольких специализаций: непосредственно электроники и программного обеспечения. Причем у профессии равное количество свойств и от одного направления, и от второго.
— Мы занимаемся разработкой оптико-электронных приборов. Чтобы создать сложный прибор, нужны специализированные микросхемы. Они выполняют функцию мозгов и наделяют этот прибор интеллектом, чтобы он мог общаться с внешним миром, реагировать на команды, выполнять какие-то функции, — объясняет специфику работы Виталий Новицкий. — Сложный прибор не сможет работать без двух типов «мозгов»: процессора и программируемой логики. Если провести параллель с человеческим организмом, то процессор — это головной мозг, а программируемая логика (то, чем занимаемся мы) является спинным мозгом и соединяет процессор с огромным количеством датчиков и сенсоров.
Также электроники-программисты создают специальные ускорители для процессора, так как им приходится обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени, а возможности для этого ограничены.
Вообще, приборостроение — сфера многогранная. Сложные приборы применяются в области медицины, науки, космической сфере, авиации и других направлениях.
Виталий признается, что быть электроником-программистом, с одной стороны, сложно, а с другой — увлекательнее и интереснее, чем разрабатывать софт. Получаемый продукт неразрывно связан с составными частями проектируемого прибора, которые можно потрогать руками, а сама программируемая логика — удобный механизм для отладки и исправления ошибок в электрической части прибора (его печатных платах и периферийных микросхемах).
Больше семи лет Виталий работает с молодыми специалистами и замечает их типичные ошибки.
— Первым делом я бы посоветовал новичкам развивать коммуникабельность, учиться и не бояться задавать вопросы опытным специалистам, поскольку это существенно ускорит развитие и поможет быстрее стать профессионалом. Также у молодых специалистов есть проблема с фокусировкой на поиске решения задачи, часто они не понимают задачу и останавливаются в поиске ее решения. Поэтому мой второй совет — научиться разбивать серьезные крупные задачи на более простые.
Также Виталий советует новичкам пораньше приходить на производство и начинать работать, еще будучи студентами.
— К сожалению, ни один университет не может дать нужный объем знаний. Чем раньше студент получит опыт, тем охотнее предприятие возьмет его на работу. А для самого молодого человека это еще и приятный бонус в виде финансовой независимости.
Я рекомендую использовать системный подход к проектированию. То есть прежде, чем писать код (чем часто грешат молодые), нужно сесть и хорошенько подумать, прописать для себя роль этого кода в проекте. И самое главное — не бойтесь пробовать себя в профессии. Да, страшно, проще стать софтовым специалистом, чем проектировщиком электроники. Но, с другой стороны, здесь более многогранные и увлекательные задачи. Не тормозите, если душа лежит к электронике.
Виталий подчеркивает, что во всем мире чувствуется нехватка инженеров на стыке электроники и программирования. И потребность в таких специалистах будет только расти, так как тем же зумерам схемотехника и электроника в целом дается все сложнее.
— Чем более фундаментальные у человека знания, тем элегантнее можно найти себе применение в любой области. Такие специалисты с учетом дефицита импортных приборов будут цениться и хорошо оплачиваться и у нас, и на мировом рынке.
Если вы мечтаете участвовать в создании уникальных технологий и продуктов будущего, ОАО «Пеленг» приглашает вас в свою команду.
Компания предлагает:
«Пеленг» — это команда профессионалов, которая помогает каждому сотруднику быть успешным в своем деле.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by