Alone in the Dark — легендарная игра, сделавшая жанр хоррора одним из самых заметных в индустрии. Именно благодаря ей Resident Evil и Silent Hill стали такими, какими мы знаем эти серии. Пару дней назад вышел ремейк знаменитой классики. Мы в него поиграли и делимся своими впечатлениями.
Непростой вопрос. Наверняка об игре слышали все, кто хотя бы время от времени запускает консольные или компьютерные игры. А вот играли в оригинал немногие, потому что Alone in the Dark вышла на компьютерах в далеком 1992 году, когда PC в наших краях были лишь у богоизбранных. В цивилизованных странах успех Alone in the Dark был ошеломляющим. Игра разошлась огромным тиражом, собрала кучу наград, получила положительные отклики как от прессы, так и от игроков. Проект полюбили за разнообразные головоломки, таинственный сюжет, а также атмосферу старого особняка с примесью лафткрафтовщины. Графика для того времени тоже была на высоте.
Фактически Alone in the Dark задал стандарты, по которым развивались все последующие игровые хорроры. А упоминавшиеся выше Resident Evil и Silent Hill в конце концов вытеснили своего предка. Все потому, что держаться собственноручно заданных стандартов качества разработчикам не удалось. Вторая и третья части сильно отклонились в сторону шутера и были встречены публикой более прохладно. Последующие попытки перезапустить серию оказались совсем провальными.
Сегодняшняя Alone in the Dark — еще одна попытка перезапуска. По большому счету перед нами даже не ремейк, а полностью переработанная игра, которую с оригиналом роднит только сеттинг (и то местами) да главные герои.
Такой подход упрощает знакомство с франшизой, даже если вы не знакомы с Alone in the Dark образца начала 1990-х. Не нужно сравнивать два проекта и выискивать несоответствия. Проще отнестись к новинке как к полностью самостоятельной современной игре. Именно так к ней отнесся и я, ни минуты не игравший в оригинал.
Итак, посмотрим на Alone in the Dark как на игру без фундамента в виде легендарного предка. Достойный ли хоррор с позиций сегодняшнего дня? В конце концов, интересно или проходняк?
Эмили Хартвуд и частный детектив Эдвард Карнби приезжают в поместье Дерсето, превращенное в клинику для душевнобольных. Эмили получила письмо от дядюшки, который рассказал племяннице о странных ритуалах персонала больницы. И вообще, его преследует некий Темный человек. Девушка всему этому не очень-то верит, но, ради безопасности прихватив с собой детектива, все же решила навестить родственника.
На месте парочка узнает, что дядя пропал. Персонал клиники делает вид, что мужчину уже давно ищут, но никак не могут найти. Что ж, за дело придется браться самой Эмили. Или Эдварду.
Разработчики дают возможность игроку взять под контроль одного из двух персонажей. Пока вы управляете одним, второй где-то вне поля зрения занимается делами под присмотром скриптов. Тем самым авторы Alone in the Dark подталкивают игроков к двойному прохождению за разных героев. Смысл в этом есть, потому что только так получится узнать все сюжетные нюансы. Однако не всем захочется дважды проходить Alone in the Dark.
Хм. Что ж, у Alone in the Dark весьма приятная атмосфера. Немного блюза, теплые, почти монохромные цвета, щепотка нуара и стойкое ощущение нереальности происходящего. Авторы игры красиво передали атмосферу старой Америки, реалистичность которой хорошенько приправлена гнилыми болотами Луизианы и ощущением таинственного нечто, которое вот-вот окончательно разорвет на клочки тонкую ткань реальности.
Помимо очевидных мотивов из произведений Лавкрафта, мне постоянно мерещилось сходство с фильмом Дэвида Кроненберга «Обед нагишом». Атмосфера — лучшее, что есть в Alone in the Dark, и самое главное, ради чего стоит дать этой игре шанс. Плюс разнообразные локации. Вопреки ожиданиям, нам не придется всю игру проводить в душном особняке. Наоборот, волей сюжета куда больше придется путешествовать по разным местам, от луизианских болот до египетских катакомб.
Неплох и сюжет. Его не назвать выдающимся, он просто крепкий, без совсем уж вопиющих натяжек. Несколько скомканным кажется финал, но не исключено, что на него получится взглянуть по-другому, если второй раз пройти игру до конца другим персонажем.
Пожалуй, все-таки к достоинствам проекта отнесем загадки. С одной стороны, они простые. С другой, если бы они были сложнее, то только сбивали бы и так неспешный темп повествования. Да, подсказки всегда рядом, а собирательство не надоедает, так как локации здесь малюсенькие и долго бегать подбирать какие-нибудь осколки не нужно. Получилось несложно, зато хорошо вплетено в геймплей.
А еще Alone in the Dark — небольшая игра. Ее запросто можно пройти за 4 часа, максимум за 6, если обшаривать все-все уголки в поисках секретов и не подтупливать в каких-нибудь локациях. Никакой тягомотины, как, например, это было в случае с Alan Wake 2. Но вдруг захочется, тогда можно потратить еще 3—4 часа, если решите перепройти игру за другого персонажа. Эта гибкость в продолжительности прохождения очень идет Alone in the Dark. Потому что игра душноватая, и, скорее всего, уже скоро после начала вам захочется ее забросить.
Все-таки новый Alone in the Dark получился чересчур устаревшим. Ни о каком прорыве, как в случае с предком, речи не идет. Более того, игра, увы, сильно недотягивает до современных стандартов, которые все-таки за 30 лет ушли очень далеко. Здесь же по-прежнему правит бал его величество Ключ. По сути, это перманентная (и главная) задача в игре — найти ключ, чтобы отпереть очередную дверь.
Для того чтобы это сделать, в основном и надо решать загадки. Несмотря на то, что выше мы их похвалили, нельзя не отметить и то, что они здесь довольно однообразные. Большинство из них — упрощенная версия «пятнашек» в нескольких вариациях.
Однообразие — настоящий девиз игры. Это касается не только загадок, но и многого другого. Например, здесь два с половиной вида врагов. На это можно было бы не обращать внимания, но, к сожалению, по ходу продвижения по сюжету игра заметно эволюционирует от квеста в сторону шутера. Почему к сожалению? Потому что если квестовая часть Alone in the Dark получилась пусть простой, но все же неплохой, то как шутер она очень слаба.
Геймплейно способам расправы над монстрами уделили много внимания. Есть несколько видов огнестрельного оружия, плюс главный герой может отбиваться от тварей подручными средствами, начиная от лопаты и заканчивая тяжелым железным распятием. Можно даже бросаться кирпичами или аналогами коктейля Молотова, щедро разбросанными в местах скопления неприятелей.
Вот только сражения получились настолько никудышными, что, будь такая возможность, хотелось бы их пропускать по нажатию кнопки. Вы либо просто закликиваете монстра (забудьте об уворотах, блоках, отскоках), либо расстреливаете его в упор. Кардинальной разницы между пистолетом, двустволкой или автоматом нет, все оружие ощущается одинаково никак — ни отдачи тебе, ни нюансов прицеливания, ни адекватной физики поведения врагов.
Да и хоррором Alone in the Dark не назвать. Авторы пытаются пугать самых впечатлительных геймеров с помощью тревожной музыки, скримеров и макаронных монстров, но не слишком успешно. Угроза от тварей все равно не чувствуется, потому что главный герой довольно живуч, да и смерть не грозит ничем, кроме отката на минуту-две назад до ближайшей точки сохранения.
Общее впечатление хоть немного могла бы спасти графика. Однако и здесь похвастаться особо нечем. Я играл на Xbox и не исключаю, что на компьютерах внешность игры может быть чуть получше. Но вряд ли отличия кардинальные. Здесь неплохая проработка и детализация окружения, но все портят восковые герои. Общее впечатление от визуала — словно игра как минимум десятилетней давности. А после Alan Wake 2 вовсе с трудом верится, что современный ААА-проект может выглядеть настолько слабо.
Хочется ответить на вопрос выше. Да, игру можно спокойно пропускать. Для любителей хорроров она не подойдет, потому что не страшная. Почитатели шутеров будут плеваться от боевой системы. Ничего нового ремейк Alone in the Dark не предлагает и, даже наоборот, кажется весьма устаревшим.
В конце концов, играть просто скучно. Кое-как интерес пытается удержать сюжет. Но ближе к середине все остальные элементы геймплея становятся чрезмерно душными, а сама история отходит на второй план. Плевать, в чем соль всей этой заварушки, если играть неинтересно и скучно.
Возможно, Alone in the Dark зайдет старожилам, которые застали оригинал и не прочь поностальгировать. В таком случае куда важнее вспомнить былое и сравнить новинку с оригиналом. Много ли таких геймеров? Впрочем, даже с учетом ностальгического нюанса назвать новую Alone in the Dark чем-то примечательным язык не повернется.
Если вы мечтаете участвовать в создании уникальных технологий и продуктов будущего, «Пеленг» приглашает вас в свою команду.
Компания предлагает:
«Пеленг» — это команда профессионалов, которая помогает каждому сотруднику быть успешным в своем деле.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by