22 067
12 февраля 2024 в 8:00
Источник: Клим Иванов

Без него не было бы «Терминатора» и «Барби». Так технологии приходили в кино

Источник: Клим Иванов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сегодня многим старые фильмы вековой давности могут показаться неуклюжими и смешными. Но именно тогда, в первые десятилетия XX века, зарождалось то самое кино жанра голливудских (и не только) блокбастеров, которые по сей день формируют основную сетку показов кинотеатров и стриминговых сервисов. Расскажем о том, с чего начиналась кинофантастика, благодаря которой мы знаем и любим «Терминатора», «Трансформеров» и даже «Аватара» с «Барби».

«Джеймс Кэмерон» эпохи немого кино

О Жорже Мельесе довольно долго мало что было известно. Только ближе к середине прошлого века нашлись сотни его фильмов. Сегодня Жорж Мельес считается одним из пионеров кинематографа, а заодно и тем человеком, благодаря которому появилась кинофантастика.

Жоржу повезло родиться в богатой семье, которая поддерживала любые его увлечения. А увлекся молодой Мельес рисованием карикатур, актерским мастерством и трюками. Родители даже купили и подарили ему театр, где парень мог сколько влезет оттачивать свои трюки. Довольно скоро Жорж Мельес стал самым известным во Франции иллюзионистом. Заодно он сам рисовал декорации, помогал с дизайном костюмов, писал сценарии для выступлений и создавал автоматонов — кукол с механическим приводом.

Все изменилось в конце 1895 года, когда Антуан Люмьер, арендовавший кабинет на первом этаже здания, где находился театр Мельеса, пригласил его на первый публичный кинопоказ своих сыновей — братьев Луи и Огюста. Сначала Жорж не очень хотел идти, потому что не ожидал увидеть ничего особенного. Но в итоге принял приглашение и был сражен чудесным зрелищем. Говорят, сразу после показа он обещал братьям Люмьер огромные деньги за их кинопроектор. Те отказались, что, возможно, было к лучшему.

Студия Мельеса Star Film

Жорж Мельес загорелся кинематографом и почти всю дальнейшую жизнь посвятил ему. Весной следующего года он все же купил камеру-проектор и начал показывать фильмы в своем театре. Сначала это были копии коротеньких фильмов братьев Люмьер. Чуть позже Мельес стал снимать сам, повторяя сюжеты Люмьер и Томаса Эдисона, — тогда это было в порядке вещей. А в 1897 году Жорж наконец открыл собственную студию Star Film, начал ставить картины по своим сценариям и фактически стал родоначальником спецэффектов в кино.

По большому счету, все трюки и эффекты, которые есть в современном кино, выросли из фильмов Жоржа Мельеса. Даже самые современные компьютерные анимации, если хорошенько покопаться, приведут нас к творчеству француза.

Родоначальник спецэффектов

Именно Мельесу многие приписывают появление на экране самого первого киношного трюка. В 1896 году он снял полуминутный ролик Place de l’Opéra: поставил камеру возле Оперы Гарнье и снимал все происходящее. Каково же было удивление Жоржа, когда, отсматривая получившийся материал, он увидел «превращение» омнибуса в катафалк. Все вышло случайно: просто во время съемки кинокамера ненадолго «запнулась», пропустила момент отъезда омнибуса из кадра и появление вместо него катафалка.

После инцидента Жорж Мельес начал специально использовать этот трюк в своих картинах. Фактически это основополагающий элемент для комбинированных съемок всего пленочного кинематографа.

Дальше — больше. Мельес воспринимал киноаппарат как один из новых инструментов по созданию чудес. А визуальные эффекты — это ли не чудо? Он первым стал широко применять в кино мультиэкспозицию. Для этого прогонял пленку через съемочный аппарат несколько раз. Таким образом в кадре совмещались несколько объектов, расположенных в разных местах. Мультиэкспозиция лежит в основе многих современных приемов комбинированной съемки. На ней, например, основан монтажный переход «наплыв», который в некоторых своих фильмах так любит использовать Кристофер Нолан.

Пример мультиэкспозиции в фильме Мельеса

Еще одно приписываемое Мельесу достижение связано с повсеместным распространением межкадрового монтажа. На заре кинематографа использовался внутрикадровый монтаж, когда все события сцены снимались одним планом. Межкадровый монтаж предполагал использование в рамках одной сцены множества склеек с разными ракурсами.

Сегодня межкадровый монтаж считается стандартом для абсолютного большинства фильмов, тогда как внутрикадровый воспринимается новаторским режиссерским ходом. Для Мельеса межкадровый монтаж не был частью художественного замысла. Цель была одна — удивить зрителя необычной сменой кадра, вызвать эмоции, и в первую очередь — восхищение.

Неудивительно, что именно Жорж Мельес в конце концов стал автором первого в истории научно-фантастического фильма. Называется он «Путешествие на Луну», и вы точно его знаете, даже если и не видели. Эта лента стала «генетической основой» для всей последующей фантастики, а ее отрывки в том или ином виде многократно транслируются в культурном пространстве по всему миру. Эпизод со снарядом, который попадает в глаз Луне, — определенно самый знаковый для всей киноиндустрии.

65" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED, частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), частота матрицы 60 Гц, Smart TV (LG webOS), AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт
55" 3840x2160 (4K UHD), матрица VA, частота матрицы 120 Гц, Smart TV (Samsung Tizen), HDR10, HDR10+, HLG, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Первая в мире кинофантастика

«Путешествие на Луну» стало не только первой фантастикой в кино. В свое время это был также самый продолжительный фильм — он шел целых девять минут при скорости 24 кадра в секунду! А еще это был невероятно сложный фильм, в котором Мельес использовал каждый известный ему трюк и спецэффект.

Жорж собственноручно работал над декорациями для «Луны» и костюмами инопланетян-селенитов. Много денег ушло на организацию механического управления декорациями. В этой ленте достиг совершенства прием мультиэкспозиции, который к тому времени уже называли «замещающим сплайсом»: оператор останавливал съемку, в это время в кадре что-нибудь меняли, а потом продолжали снимать. Так, например, создали эффект исчезновения селенитов в клубах дыма и превращения телескопов в табуретки.

Еще один прием, который до сих пор часто повторяется, называется «растворение внахлест». Это иллюзия постепенного перехода от одного кадра к другому с частичным наложением их друг на друга. Все, что сегодня кажется естественным и понятным, в то время было невероятно новаторским и необычным.

Удивительно масштабный и проработанный для того времени кадр

Самая знаменитая сцена фильма с Луной тоже подарила кинематографу эффект, который придумал Мельес. В этом эпизоде кажется, что камера приближается к лицу актера, который играет земной спутник. Получить таким образом безупречный кадр было сложно из-за неповоротливости и громоздкости камеры. Тогда Жорж придумал усадить актера в кресло, обернул его в черную ткань, оставив только лицо-луну. Кресло установили на специальную рампу с рельсами, по которым двигали актера к камере. Подобные рампы используются в кино по сей день. Правда, катаются по ним в основном именно камеры, которые стали куда совершеннее.

В том же эпизоде ракета втыкается в лунный глаз. Это один из примеров применения «замещающего сплайса» — потрясающего для того времени спецэффекта! Еще один замечательный прием использования мультиэкспозиции можно увидеть в самом конце, когда космическая капсула возвращается на Землю. Мы видим, как она погружается в наполненный рыбами и головастиками океан. Здесь наложили друг на друга два кадра: первый — картонный контур капсулы на черном фоне, второй — аквариум с рыбами. В конце один кадр плавно переходит в другой, сменяясь новой сценой, — это тоже «растворение внахлест».

А еще «Путешествие на Луну» хоть и вышло в 1902 году, но уже тогда было цветным. Нет, цветной пленки еще не существовало. Зато были колористические лаборатории, где вручную раскрашивали фото. Жорж Мельес одним из первых, если не самым первым, придумал в этих же лабораториях вручную раскрашивать кинопленку. В процессе участвовали сотни человек. Каждому сотруднику назначали свой цвет и участок пленки. Получалось довольно быстро. Всего для раскрашивания «Путешествия на Луну» использовалось около 20 цветов. Обработано таким образом было 60 копий ленты.

Забытие

Заслуги Жоржа Мельеса перед мировым кинематографом невозможно переоценить. Это глыба, стоявшая у истоков всего современного развлекательного кино. Однако, как это часто бывает, при жизни француз не дождался признания, разорился и умер в приюте.

Мельес пытался продавать свои фильмы. Но уже тогда процветало пиратство, во главе которого стоял… Томас Эдисон. Эксцентричный американский предприниматель считал себя владельцем всего, что связано с кинематографом. Поэтому он просто делал копии фильмов Жоржа Мельеса и успешно продавал их американским кинотеатрам. К слову, именно с «Путешествия на Луну» началась история маленького кинотеатра в Лос-Анджелесе, одно из предместий которого вскоре все в мире будут знать как Голливуд.

К тому же постепенно от фильмов Мельеса стали уставать в Европе. Кинематограф двигался, развивался и к моменту начала Первой мировой войны уже был совсем другим. Жорж, однако, продолжал работать в том же стиле, к которому привык. Новых зрителей это не добавляло, а старым такой подход надоел.

Привлекать сторонних инвесторов для своей студии Star Film Жорж не хотел. Это также мешало развитию и адаптации под требования нового времени. В итоге кинобизнес Жоржа Мельеса обанкротился, студию, где было снято около тысячи фильмов, пришлось продать, негативы картин расстроенный кинематографист сжег.

Вскоре пришлось продать театр и даже немного поработать на конкурентов. В конце концов Мельес бросил кино и вместе с женой открыл небольшой магазинчик игрушек на вокзале Монпарнас в Париже. В 1932 году, когда ему было уже за 70, Мельес поселился в пансионе для престарелых, где и умер спустя шесть лет.

Наследие режиссера обнаружили журналисты. Сначала нашли восемь его фильмов, потом — еще и еще. Лишь к середине века потомки осознали, насколько влиятельными оказались работы великого француза.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by