22 233
26 января 2024 в 8:00

Все благодаря Doom и Windows 95. Как Гейб Ньюэлл придумал Valve

Сложно найти человека, который, хоть иногда играя в игры, не знает о Half-Life, Counter-Strike или Portal. Такой геймер почти наверняка слышал также о Steam и Valve, с чуть меньшей долей вероятности — о Гейбе Ньюэлле. Состояние человека, который смог дать начало крупнейшей игровой экосистеме, сегодня составляет от $4,3 миллиарда до $9 миллиардов. Как молодому выскочке с одной игрой это удалось?

Начало жизненного пути Гейба Ньюэлла напоминает истории других крупных американских IT-бизнесменов: ничего выдающегося. Будущий миллиардер родился в 1962 году, окончил среднюю школу в калифорнийском городе Дэвис. После Ньюэлл отправился в Гарвард, однако проучился там лишь три года. Чем он там занимался, какими желаниями был движим — неизвестно. Да в целом биография Гейба представляет собой огромное белое пятно.

игровой (геймерский)/домашний, Intel Core i5 12400F, 16 ГБ DDR4, SSD 500 ГБ, графика: NVIDIA GeForce RTX 3060 12 ГБ, БП 650 Вт, без ОС
игровой (геймерский), Intel Core i5 9400F, 8 ГБ DDR4, HDD+SSD 1000+240 ГБ, графика: NVIDIA GeForce GTX 1650 4 ГБ, БП 500 Вт, без ОС

Давным-давно пользователь reddit выложил скан фотографий выпускников школы в Дэвисе, где был и портрет будущего основателя Valve (оказалось, отец пользователя выпускался из того же учебного заведения в тот же год). Однако спустя какое-то время пост отредактировали, оставив лишь текст. Вот это «секретное» фото:

Да и об учебе Гейба в Гарварде информации кот наплакал. Но, может, это не имеет значения для того, как развивалась дальнейшая судьба Гейба Ньюэлла. Уйдя из университета, он сразу оказался в Microsoft. Звучит странно, так как подробностей трудоустройства нет. В то же время компания Гейтса уже не была мелкой фирмой, может, у нее был голод на кадры: на рынок недавно выпустили ОС Xenix (которая, правда, особенно не взлетела), появилась также MS-DOS, но она только собиралась доминировать на рынке, подоспела первая Microsoft Mouse.

Гейбу 20 лет. Фото увеличено и восстановлено с помощью ИИ, что привело к появлению искажений

Примерно в это время и пришел Гейб, став 271-м сотрудником Microsoft. Здесь он получил назначение в отдел продаж. Вероятно, его навыки соответствовали, хотя среди его первых мест работы упоминается разве что почта и Western Union: юный Гейб развозил газеты и доставлял телеграммы.

Нет, в MS Ньюэлл не занимался разработкой, не кодил. Сложно сказать, как быстро восходил Гейб по карьерной лестнице, однако, согласно доступной информации, работал он на разных должностях в отделе SQA (Обеспечение качества программного обеспечения). О том, какой он был руководитель, говорит полученная им в Microsoft кличка — Madman («безумец» ли или «сумасшедший» — перевод тут непринципиален).

В одном из интервью будущий основатель Valve обозначил сферу ответственности, назвав себя «продюсером первых трех релизов Windows» (речь о Windows 1.0х, Windows 2.х и Windows 3.х). Есть также информация о том, что именно Ньюэлл продвигал необходимость появления версий Windows NT и серверных ОС.

В то же время Ньюэлл скрывает информацию о своих местах работы и должностях: в его профиле в LinkedIn указана лишь компания Valve и должность CEO.

К финалу своей карьеры в Microsoft Гейб стал миллионером (есть даже термин Microsoft Millionaire, который применим к людям, которые заработали миллион долларов, работая в корпорации). И в 1996 году он ушел на вольные хлеба вместе с другом и коллегой Майком Харрингтоном (тот также входил в клуб Microsoft Millionaire). Вместе они решили основать компанию по разработке игр Valve. Позже их называли идеальным тандемом: Гейб выступал в роли «амбициозного мечтателя», а Майк — «практичного реалиста».

Интересный факт: Гейб Ньюэлл женился и основал Valve в 1996 году.

О том, что все получится, Ньюэлл посчитал, глядя на пример Майкла Абраша — бывшего сотрудника Microsoft, на тот момент недавно перешедшего в id Software ради ее Doom.

По словам Ньюэлла, до момента выхода Windows 95 операционная система Microsoft не была «заточена» под игры. При этом игры для ПК могли многое, недоступное NES или Sega: в качестве демонстрации на сцене появляется та самая Doom, но для DOS.

Гейб от лица Microsoft предложил Джону Кармаку бесплатно портировать шутер, в 1996 году вышел Doom для Windows 95 и ее легендарной DirectX. Игра выстрелила, Ньюэлл был в восторге, Билл Гейтс также был впечатлен, позитива добавил Абраш, а Кармак в будущем не стал «зажимать» исходный код (его он предоставил новой компании Ньюэлла, когда та появилась). На фоне всего этого в 1996 году у Гейба и Майка появилась идея создать свою фирму.

На видео Билл Гейтс рассказывает о реалистичности современных игр на примере порта Doom с поддержкой DirectX:

В интервью в 2007 году Ньюэлл рассказал историю с кодом id Software так, как будто компания просто отдала наработки. Дружеские связи, вероятно, сыграли роль, однако компания Гейба все же лицензировала интеллектуальную собственность для Valve — такое название получила фирма. Впрочем, основатель новой компании в будущем подчеркивал: без поддержки id Software его фирма не выжила бы.

С накопленным энтузиазмом, деньгами, заработанными в Microsoft, и наличием точки отсчета (из движка id Software для Quake родился GoldSrc) Ньюэлл и Харрингтон начали придумывать научно-фантастический шутер — тот самый Half-Life. Сейчас кажется невероятным, но тогда Valve с трудом смогла найти издателя, лишь один поверил в нового игрока — Sierra On-Line. И осенью 1998 года Гордон Фримен стал легендой.

Valve прочно встала на ноги, наладила сотрудничество с другими компаниями для разработки дополнений, приобрела небольшую фирму, стоявшую за модом Team Fortress для Quake (и потому вскоре вышел Team Fortress Classic). Также выпустила SDK для сторонних разработчиков модификаций, а вскоре команду Valve пополнили создатели мода Counter-Strike.

Интересный факт: на создание финального босса Half-Life Ньюэлла подтолкнуло рождение его первого сына. Да, бизнесмен и его супруга считали процесс родов весьма пугающим событием.

В 2000 году на фоне роста как самой компании, так и ее доходов, из нее ушел Майк Харрингтон. Ушел на высокой ноте, без обид и конфликтов. Такое решение он принял ради более спокойной жизни — чтобы уделять больше внимания семье. Существовали и профессиональные причины, но обычно их не называют принципиальными, рассказывая историю Valve (речь в данном случае о движке Source, процесс разработки которого руководители компании видели несколько иначе). После ухода Харрингтона вся власть сосредоточилась в руках Гейба Ньюэлла, который начал постепенную трансформацию компании.

К 2003 году из LLC (аналог ООО) Valve превратилась в корпорацию, а в недрах офисов рождались два новых проекта: тот самый движок Source и сервис Steam. Последний был представлен в 2002 году, но заработал годом позже. Это сейчас сложно вообразить «самостоятельную игру» для ПК, которая сама устанавливается и как-то получает апдейты с патчами. В начале же Steam была призвана решить проблему обновлений собственных продуктов Valve (той же Counter-Strike). Звучит хорошо, но не тогда.

Геймеры сначала тихо бесились, а затем активно критиковали Valve (и Гейба заодно) за необходимость регистрации, авторизации и обязательные обновления игр. К тому же компания пообещала сделать установку Steam для ее проектов с 2004 года обязательной. Проблем добавляло и то, что в то время сервис работал так себе, а установка ПО могла вывести из себя кого угодно.

Под руководством Гейба Ньюэлла Steam постепенно обретал «человеческое лицо», в него стали приглашать сторонних издателей и разработчиков размещать свои «товары». Было непросто: издатели нехотя отказывались от продаж физических копий игр, а кое-где загрузка целой игры через интернет занимала уйму времени.

Интересный факт: в свое время у Гейба Ньюэлла была диагностирована дистрофия роговой оболочки глаза. Для лечения были проведены две трансплантации роговицы.

Тем не менее Steam постепенно превратился в сервис, которым пользовался каждый уважающий себя геймер. Тем более площадка убирала необходимость хранить игры на физических носителях и запоминать, что было куплено, в 2008 году были анонсированы «облачные» сохранения и другие полезные плюшки. А примерно за год до этого вышла Left 4 Dead.

В 2010 году на Гейба обратило внимание издание Forbes, назвав его «человеком, чье имя вы должны узнать». Дела шли в гору, в 2011 году на Steam приходилось, по разным оценкам, от 50 до 70% мирового рынка загружаемых ПК-игр, тогда же был запущен киберспортивный турнир The International. В этом же году Ньюэлл получил прозвище Габен (Gaben).

Связано это было с запуском защиты Steam Guard, эффективность которой глава Valve и решил продемонстрировать публике. Чтобы заявить о ней, Гейб Ньюэлл показал публике собственный пароль (MoolyFTW) к учетной записи и почту, к которой она привязана, — gaben@valvesoftware.com (имя учетной записи в Steam — также GabeN). Затем он предложил всем желающим увести аккаунт. Ни у кого не получилось, а глава Valve обрел народный псевдоним Габен (или Гэйбен, если вам угодно).

Дальше наступило признание по всем фронтам, настала эпоха Counter Strike: Global Offensive, вскоре после нее — Dota 2, сиквела к «чужому» моду, созданному для Warcraft III: Reign of Chaos. А в 2017 году Гейб оказался в списке «100 самых богатых американцев» по версии Forbes. Тогда экономисты оценивали состояние Ньюэлла в $5,5 млрд.

Интересный факт: Ньюэлл критиковал Windows 8 и сервис Xbox Live. ОС он считал катастрофой и угрозой «свободному геймингу». Предполагается, что опасения основателя Valve вызвала интеграция в операционную систему Windows Store, а также поддержка ARM-чипов. У Xbox Live была более ощутимая проблема: серьезно запаздывающие апдейты игр.

История Гейба Ньюэлла — это история Valve, за которой человека, ее создавшего, и не видать. Начиная с «десятых» компания стала сервисом, изредка выпуская что-то новое по мотивам незабытого старого. Valve (точнее, Steam) незаметно стала гигантом игровой индустрии: практически ничего не выпуская своего, она является одним из важнейших акторов индустрии. Ее даже не прочь купить Microsoft, хотя это на уровне «размышлений о возможности».

Да и вряд ли человек, стоящий за Valve, согласится расстаться со своим детищем.

Выбор покупателей
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB, сенсор оптический 8000 dpi, 6 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный
Выбор покупателей
полноразмерная игровая мышь для ПК, беспроводная радио, сенсор оптический 12000 dpi, 6 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный
Выбор покупателей
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB/беспроводная радио, сенсор оптический 25000 dpi, 7 кнопок, колесо с нажатием, цвет черный

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by