Легендарные корабли, которые пошли ко дну с огромными сокровищами и оставались там веками

25 890
16 января 2024 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное использовано в качестве иллюстрации

Легендарные корабли, которые пошли ко дну с огромными сокровищами и оставались там веками

Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное использовано в качестве иллюстрации
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Историями о легендарных кораблях, затонувших с несметными богатствами на борту, веками интересовались как обычные люди, так и искатели сокровищ по всему миру. Недавно мы писали про два таких судна, трюмы которых скрывали драгоценности на сотни миллионов долларов в эквиваленте. Но они не единственные в своем роде. Продолжаем и сегодня подробнее расскажем о еще нескольких кораблях прошлого, чья судьба долго оставалась неизведанной.

Галеон, на 350 лет погрузившийся на дно

Речь про корабль под названием «Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс» (Nuestra Señora de las Maravillas) — галеон Серебряного флота Испании, предназначавшийся для вывоза из Нового Света в Европу разнообразных ценностей — начиная от серебра с золотом и заканчивая пряностями, табаком и шелком.

В The Guardian пишут, что затопление судна на Багамах в 1656 году стало настолько серьезным ударом для флотилии испанской колониальной империи, что его поиски впоследствии растянулись более чем на 350 лет. Впрочем, несколько лет назад (в 2022-м) они наконец-то завершились успехом: подводные археологи исследовали место крушения галеона и среди его обломков, образовавших «путь» длиной в 13 километров, отыскали как личные предметы экипажа, так и фрагменты перевозившихся ценностей.

Корабль «Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс» (примерный перевод «Богородица чудес») возвели в 1640-х годах на территории Страны Басков, автономного сообщества на севере современной Испании. Название он получил неслучайно: оно посвящено статуе Девы Марии XIII века, хранившейся в Мадриде и якобы обладавшей чудодейственными свойствами. Если коротко, то галеон представлял собой большое двухпалубное судно водоизмещением от 500 до 900 тонн (источники разнятся). На его борту также располагалось полсотни пушек, а количество членов экипажа доходило до 650 человек.

Фото: Allen Exploration

Забегая немного наперед, скажем, что при кораблекрушении в живых осталось не более 50 матросов. Как бы сомнительно это ни звучало, с некоторыми оказавшимися в воде людьми якобы расправились акулы. В свое последнее плаванье галеон отправился в январе — он двигался домой, в Испанию, из Гаваны. Судно нагрузили как королевскими, так и «частными грузами». Несколько источников полагают, что также там находилась и контрабанда, выловленная с другого испанского корабля, потерпевшего крушение у Эквадора.

В ночь с 4 на 5 января 1656 года корабль пошел ко дну, причем по достаточно банальной причине — на судно в тот момент никто не нападал. Всему виной стала «навигационная ошибка», связанная с курсом на мелководье. Галеон с монетами, золотом и другими драгоценностями проходил мимо Багамских островов, но врезался в другой корабль, в результате наткнулся на рифы и вскоре отправился на дно. Избежать подобного исхода, особенно с учетом разлома судна на две части, было практически невозможно.

Фото: Nathaniel Harrington / Allen Exploration

Достать сокровища пытались как современники Nuestra Señora de las Maravillas, так и энтузиасты. В первые три года испанской флотилии, вероятно, удалось вернуть треть от всех сокровищ, но даже их позднее потеряли (речь про судно Madama do Brasil, которое также затонуло).

Фото: Brendan Chavez / Allen Exploration

Последние несколько лет исследованием останков галеона занималась частная компания Allen Exploration. Ее глава, исследователь Карл Аллен, заручился поддержкой американских и багамских подводных археологов. Вместе с помощью спецтехники (сверхмалая подводная лодка «Тритон», магнитометры) они изучили морское дно примерно в 70 километрах от побережья одного из Багамских островов и нашли обломки судна. Среди последних, например, значатся балласт, крепления корпуса и такелаж. Обнаружили также части вооружений экипажа вроде серебряного эфеса от меча.

Фото: Brendan Chavez / Allen Exploration

Но, что важнее, нашлись и сокровища. Так, исследователи наткнулись на золотую филигранную цепь весом в килограмм, а еще золотую подвеску с крестом ордена Сантьяго (святого Иакова Компостельского). Она также инкрустирована изумрудами. Среди упоминаемой выше «контрабанды» нашли отчеканенные в Мексике монеты, аметисты и другие драгоценные камни.

«У затонувшего галеона весьма тяжелая история: его спасали испанские, английские, французские, голландские, багамские и американские экспедиции в 17-м и 18-м веках, а также исследователи с 1970-х по начало 1990-х годов. Некоторые утверждали, что останки были измельчены в пыль. Используя современные технологии и точные научные данные, мы теперь отслеживаем длинный и извилистый след находок», — заявил Аллен.

Испанский фрегат, затонувший в сражении с британским флотом

«Nuestra Senora de las Mercedes („Дева Мария Милосердная“, спущен на воду в 1786 году) — испанский фрегат, затонувший вблизи южного побережья Португалии вместе с грузом из американских колоний Испании в ходе сражения у мыса Санта-Мария с британским флотом», — такое короткое определение дается в сети, но ситуация разворачивалась интереснее. Подробности оговоренного периода, а также современные «баталии» по дележке находившихся на корабле ценностей описывают в испанской газете El País.

«Деву Марию» на самом деле поразил британский королевский флот. Это нападение, если верить источнику, нарушило Амьенский мирный договор между Францией, Испанией и Британией, завершивший войну 1800–1802 годов и распад Второй антифранцузской коалиции. «Битва 5 октября 1804 года привела к смерти 275 (по другой информации, 250. — Прим. Onlíner) испанских членов экипажа вместе с затоплением огромного груза из золота, серебра и меди, который долгие годы томился на глубине около 1130 метров ниже уровня моря», — уточняется в материале.

Это столкновение даже получило собственное название («Сражение у мыса Санта-Мария»). Если коротко, то британская эскадра из четырех фрегатов атаковала испанскую эскадру, также состоящую из четырех кораблей, — причем в мирное время, без объявления войны. В результате один из испанских фрегатов, Nuestra Senora de las Mercedesпошел ко дну: снаряд угодил в пороховой погреб, и судно взорвалось. Оставшиеся относительно невредимыми корабли Испании были захвачены вместе с грузом сокровищ из Нового Света.

В 2007 году американская компания Odyssey Marine Exploration, занимающаяся спасением затонувших кораблей, сумела поднять с места крушения порядка 600 тысяч монет, которые Испании получилось вернуть после победы в судах США.

Фото: Museo Nacional de Arqueología Subacuática

Но, как оказалось, кладоискатели «Одиссеи» сосредоточились лишь на монетах, оставив другие ценности практически нетронутыми. Несколько лет назад, к 2019 году, «сотни предметов старины» подняли со дна для полной реставрации. После их планировалось использовать лишь в качестве музейных экспонатов.

«Методика раскопок заключалась в удалении отложений песка струей воды под высоким давлением. Это позволило слой за слоем очистить территорию и извлечь всевозможные серебряные и золотые предметы: стаканы, столовые приборы, канделябры, чеканные монеты, бронзовый кран и даже две трехфунтовые бронзовые гаубицы, не повреждая их», — уточняют в El País. Среди остальных вещей также значатся пушки, необработанные куски серебра, бронзовые блоки и предметы обихода. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by