17 930
04 января 2024 в 8:00
Автор: Герман Клименко

Нет новой надежды? Вот почему от «‎Звездных войн» все устали

Автор: Герман Клименко
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Звездные войны» — франшиза, которую Disney тормошит с тем же упорством, что и вселенную Marvel. Одних только сериалов по этой вселенной в 2024-м появится три штуки — и это без мультипликации и игр. Разбираемся, в какой кондиции сейчас находится вселенная Джорджа Лукаса, и пытаемся понять, когда франшиза начала делать упор на количество, а не на качество.

Для начала: как и когда «Звездные войны» стали культовыми? 

Первая часть оригинальной трилогии, «Новая надежда», вышла на экраны аж в 1977 году. Это было время творческих экспериментов и простых, но захватывающих блокбастеров. Тогда с тематикой космоопер заигрывали везде: от комиксов и нишевых телесериалов до больших художественных романов.

Собственно, с романов-то все и началось: киностудия 20th Century Fox посчитала, что перед выходом фильма обязательно нужно выпустить одноименную книгу. Поэтому в 1976-м вышел томик «Звездные войны: Приключения Люка Скайуокера», ставший бестселлером. А год спустя на больших экранах случилась «Новая надежда».

Успех был настолько громким, что его эхо рокочет и сейчас. Фильм несколько раз пересобирали и переиздавали, добавляя в него новые сцены и подтягивая графику. И не думайте, что последний апдейт случился в конце прошлого века — изменения в «Новую надежду» вносились еще в 2019-м.

При бюджете в 11 миллионов долларов кинолента собрала более 775 миллионов. Выход сиквела и триквела был лишь вопросом времени. И «Империя наносит ответный удар», и «Возвращение джедая» сорвали кассу и попали в списки лучших фильмов по версии IMDb. А пробел длиной в 16 лет, образовавшийся между финалом оригинальной трилогии и стартом приквелов, Джордж Лукас успешно заполнил телевизионными шоу и мерчем по вселенной «Звездных войн».

Новые старые «Звездные войны»: от приквелов к сиквелам

В 1999 году, который в истории кинематографа считается знаковой точкой, нашлось место и «Звездным войнам». Тогда вышел эпизод «Скрытая угроза» — первая глава трилогии, рассказывающей о том, как Энакин Скайуокер превратился в Дарта Вейдера.

В трилогии приквелов примечательными были сразу несколько моментов. Первый: если в оригинальной трилогии Джордж Лукас поставил только первый фильм, то здесь он был в кресле режиссера на протяжении всех трех картин. Второй: аниматроника и миниатюры в «Звездных войнах» уступили место компьютерной графике. Третий: у саги сменился тон повествования, отчего не все зрители были в восторге.

Оригинальная трилогия была захватывающей, но прямолинейной историей по лекалам «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла. Очевидно хорошие джедаи, очевидно плохие ситхи и неизбежный хеппи-энд. А приквелы — это не очень изящная «Игра престолов», где к маханию световыми мечами добавили политические интриги и щепотку «не все так однозначно».

Сейчас приквелы являются каноном, источником мемов и важным кирпичиком саги. Но с 1999-го по 2005-й фанбаза недовольно бурчала. Их раздражала игра Хейдена Кристенсена, вездесущий CGI и то, что Джа-Джа Бинкса не завалили в самом первом фильме. Притом что финал приквелов по умолчанию был известен всем, Лукас и команда не угодили многим.

И чтобы не обжечься уже с сиквелами, в Disney решили подуть на воду заранее и обойтись без экспериментов. Поэтому «Пробуждение силы» превратили в «Новую надежду» для силы. Под эгидой «у каждого поколения должны быть свои „Звездные войны“» студия пересняла свой самый удачный эпизод с косметическими изменениями. Первый Орден заменил Галактическую Империю, Сопротивление — Альянс повстанцев. Вместо Люка теперь Рей, вместо Дарта Вейдера — его внук Кайло Рен. Представили даже «своего» R2-D2 — дроида BB8.

Естественно, не обошлось и без бесконечных подмигиваний в виде «Тысячелетнего сокола», камбэков Леи Органо, Хана Соло, Люка и Чубакки. Возможно, оригинальных идей было бы больше, если бы в Disney воспользовались наработками Джорджа Лукаса, которые тот передал студии. Но, по его словам, «сюжет седьмого эпизода не имеет ничего общего с тем, что он первоначально написал». А режиссер картины Джей Джей Абрамс отфутболил обвинения в плагиате «Новой надежды» фразой: «Важно возвращаться назад для того, чтобы двигаться вперед».

«Последние джедаи», но не последний фильм

На следующий фильм новой трилогии вместо Абрамса пригласили уже другого режиссера. Им стал Райан Джонсон, работавший над фильмами «Кирпич», «Петля времени» и сериалом «Во все тяжкие». Его лента, «Последние джедаи», получилась яркой — и одновременно спорной.

Проще всего провести аналогию между «Последними джедаями» и трилогией приквелов Лукаса. И там, и там много от авторского кино и мало того, что любят хардкорные фанаты «Звездных войн». И если Лукас в своих фильмах просто не вторил событиям оригинальной трилогии, то Джонсон вообще уводит фокус своей картины в другую сторону. Его Кайло Рен отказывается от роли второго Дарта Вейдера, а Люк оказывается не бравым джедаем, а уставшим от жизни старцем. Джонсона больше интересует не семейка Скайуокеров, а остальные обитатели далекой-далекой галактики. Режиссер совместно с Disney меняет канон саги, и килограммы комиксов, книг и игр по франшизе больше никак не связаны со «Звездными войнами».

Подгорело ли из-за этого у фанатов? Еще как: если критики оценили «Последних джедаев» на 91 балл, то от обычных зрителей лента получила рейтинг в 42%. Довольно болезненный показатель, который решили не повторять в заключительной части трилогии, «Скайуокер. Восход». Поэтому для съемок захотели вновь привлечь Джей Джей Абрамса, чье «Пробуждение силы» сорвало хорошие рейтинги и сборы.

Правда, перед Абрамсом над «Скайуокер. Восход» корпел другой режиссер, Колин Треворроу. А сценарий фильма переписывали четыре раза. И если вам кажется, что описанное походит на какую-то мешанину, то чутье вас не подводит. Бардак, царивший на стадии производства фильма, остался и в финальной версии ленты.

«Скайуокер. Восход» одновременно пытался схватиться за оригинальную трилогию, игнорировать события «Последних джедаев» и добавить что-то своё. Ни к чему хорошему попытка усидеть на трех стульях не привела. Сила в этом фильме окончательно превратилась в магию, а космоопера уступила место фэнтези. Из небытия вытянули персонажей классической трилогии, героев нынешней воскрешают по взмаху волшебной палочки, а события в фильме сшиты не логикой, а белыми нитками.

В итоге «Скайуокер. Восход» не пинал только ленивый. От критиков лента получила отметку в 51 балл из 100, а к съемкам следующей большой картины в Disney так и не подобрались. Первый фильм новой трилогии должен был снять Райан Джонсон, но эти планы задвинули куда-то на антресоли. Все, что сейчас есть у фанатов саги, — теоретический фильм Шармина Обаида о Новом Ордене джедаев, да россыпь сериалов.

«Мандовёрс и все-все-все»

Частично реабилитироваться у Disney получилось в ноябре 2019-го благодаря «Мандалорцу» Джона Фавро. Сериал про охотника за головами Дина Джарина, оберегающего малыша Грогу, стал хитом и новой вехой в истории «Звездных войн». Создатели отошли от джедаев, сосредоточившись на том, как в далекой-далекой галактике живется тем, кто не умеет управлять Силой. Получилось свежо, и в Disney начали культивировать успех.

Три сезона «Мандалорца», история Бобы Фетта, шпионский триллер «Андор», приключения Асоки Тано и Оби-Вана Кеноби, переживающего ПТСР, — с 2019-го фанаты получили 5 сериалов по «Звездным войнам». Все эти шоу являются каноном, а связывает их сеттинг и мрачная атмосфера. Фанаты то ли в шутку, то ли всерьез называют выходящий после 2019-го контент «Мандовёрсом». Якобы в Disney поняли, что сейчас зрителям бластеры роднее джедайских мечей.

Какое-то время студия и правда умудрялась делать классные шоу в духе космического вестерна. Но в Disney всегда поскальзываются на том, что пытаются воспроизвести успех одного произведения несколько раз. Сериалов становится слишком много, события шоу не вяжутся между собой, но студия никак не может отпустить понравившихся зрителям героев. Например, история Дина Джарина и Грогу логично завершилась в конце второго сезона — но создатели сделали третий, а вскоре подоспеет четвертый. В этом плане «Звездные войны» страдают от того, от чего уже несколько лет мучаются сериалы Marvel. Когда многогранных героев делают плоскими, а контента выходит так много, что зрители им объедаются.

Что будет со «Звездными войнами» дальше?

Президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди утверждает, что выход каждого фильма по «Звездным войнам» хотят сделать отдельным событием. Предстоящие ленты планируют объединить темой «эволюции джедая», а ближайший фильм не стоит ждать раньше 2026-го. Кеннеди проводит параллель с картинами про Джеймса Бонда, на создателей которых никто не давит, и те спокойно выпускают по одной ленте в три-четыре года.

Lucasfilm и Disney хотят сделать свои сериалы местом для камерных индивидуальных историй, а полнометражные фильмы — эпопеями уровня «Новой надежды». Глобально — хороший план с намеком на то, что с количественного показателя вновь хотят перейти на качественный.

Но важно понимать, что сам Джордж Лукас называл оригинальные «Звездные войны» фильмами для подростков, а приквелы — «мыльными операми». Осмысленность и серьезность в этой саге слоями нарастала в работах, противоречащих той же «Новой надежде». В запорошенном пылью «Мандалорце», «Последних джедаях», задвигающих историю Скайуокеров в угол, и в том же «Оби-Ване Кеноби», где джедаи представлены как обычные люди, а не полубоги.

Новые идеи — то, что позволяет этой вселенной жить дальше. А попытки раз за разом разогревать в киношной микроволновке сказки из 80-х, посыпанные ползущими по экрану желтыми титрами, — хуже, чем переход на Темную сторону. Это буквально путь в никуда, где горько будет даже ситхам.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by