На Netflix вышел новый фильм Зака Снайдера, который мы (да и многие другие издания) до премьеры называли претендентом на звание главной фантастики года. А как было не назвать? Режиссер обещал собственную сагу уровня «Звездных войн» с галактическим размахом и закрученным сюжетом. Что в итоге? Опустившиеся от разочарования руки, обманутые ожидания и нервный смех на протяжении всего просмотра.
У Зака Снайдера всегда были крайне сложные отношения с кинокритиками. Почти все его фильмы имеют крайне низкие оценки на различных агрегаторах, профессионалы в пух и прах разносят простецкие сюжеты и примитивные диалоги. А вот простые зрители куда благосклоннее к творчеству режиссера. У Снайдера даже есть приличных размахов фан-база, с которой, правда, отношения тоже непростые.
За что его фильмы нравятся зрителям? В первую очередь, за отменный визуальный ряд. Практически каждая лента Зака Снайдера — это зрелищное пиршество для глаз. Режиссер не стесняется придумывать фантасмагоричные образы даже для (псевдо)исторических фильмов вроде «300 спартанцев», сочная картинка благодаря нестандартной цветокоррекции похлеще любого сюжета врезается в память, а повсеместное использование излюбленного приема с замедлением во время боевых сцен заставляет каждого говорить: «Вот так и надо снимать экшен!»
Благодаря этому прощаешь Снайдеру и весь его кислый пафос, и тотальное отсутствие юмора, и сценарные нестыковки, и не всегда высокий уровень актерского мастерства исполнителей даже главных ролей. Уровень постановки и спецэффектов у Снайдера обычно настолько высок, что даже по прошествии времени его фильмы смотрятся свежо. Посмотрите на тех же «300 спартанцев» — лента и сегодня поражает размахом и техническим совершенством.
Всего этого ожидали и от «Мятежной Луны». Мол, да, скорее всего, будет глуповато, но красиво и весело. На это намекали и первые оценки блокбастера. Пугали откровенно негативные отзывы критиков, но оставляли надежду неплохие отклики от обычных зрителей. Вроде бы все как всегда у Зака Снайдера? Да, но то ли мы изменились и прощать провалы сегодня уже не так просто, то ли режиссер сдулся даже для своих.
Как бы то ни было, но «Мятежную Луну» в итоге заругали все, даже преданные фанаты Снайдера. Хоть мы и до последнего надеялись на чудо, но вынуждены признать, что получили лишь главного претендента на сомнительное звание худшего блокбастера года.
Говорят, Зак Снайдер хотел продать Джорджу Лукасу свою «Мятежную Луну» как историю, достойную войти во вселенную «Звездных войн». И пусть к новым частям космической саги «Диснея» хватает вопросов, но теперь понятно, почему даже эту многострадальную серию не захотели окончательно осквернять тем, что получилось у автора «Лиги справедливости».
Но желание Снайдера понятно. Потому что уши «Звездных войн» торчат даже из самых неожиданных мест «Мятежной Луны». Здесь тоже есть свои империя и повстанцы, аналоги Хана Соло, Люка Скайуокера и Дарта Вейдера, даже собственные Звезда Смерти и световые мечи на месте.
Зак Снайдер решил пойти еще дальше. Если Джордж Лукас только вдохновлялся фильмами Акиры Куросавы в общем и «Семью самураями» в частности, то автор «Луны» чуть ли не дословно слизал сюжетные ветки одного из самых известных фильмов японского режиссера. А чтоб никто в этом не сомневался, некоторые локации и герои даже внешне повторяют то, что было в «Семи самураях» семьдесят лет назад.
Общая фабула такая: группка главных героев ищет профессионалов для защиты фермерского поселения от ненасытных космических злодеев. В роли последних — бойцы адмирала Нобла, которым от захолустной луны Велдт нужно продовольствие. Защитить деревню, то есть планету, могут как отдельные «супергерои» вроде оседлавшего гиппогрифа принца или лихой джедайки, так и армия мятежников, посмевших восстать против узурпатора имперского трона.
Так весь фильм в поисках «спасателей» и проходит. Персонажи перемещаются от одной локации к другой, находят очередного крутыша и парой фраз уговаривают его отправиться спасать никому не известных фермеров-бородачей.
Заку Снайдеру удалось провернуть невероятный по своей сложности фокус. В отличие от его предыдущих работ, здесь плохо все. Более того, даже то, что раньше и так не очень получалось, умудрились сделать еще хуже.
Про сюжет уже говорили. Его не только беспардонно заимствовали, но и из рук вон плохо адаптировали. Возникает впечатление, что сценарий писали для сериала, но в последний момент переформатировались под «полный метр». В результате на экране мелькает череда малосвязанных друг с другом событий, словно в не самой лучшей игре, где локации часто сменяются только для того, чтобы игрок окончательно не заскучал.
Жаль, но, кроме как скучать, в случае с «Мятежной Луной» ничего не остается. Хотя иногда можно подхихикивать. Нет-нет, юмор здесь отсутствует, каждая секунда фильма максимально серьезна и полна пафоса. Но при всем этом ты сидишь и блаженно улыбаешься от карикатурных злодеев-фашистов и их потешных причесок, от удручающе абсурдной истории, тоскливо унылых диалогов и тупых действий героев (которые, например, заваливаются в бар и громогласно интересуются у местного сброда, где им найти таинственного, скрывающегося ото всех генерала-революционера).
На этот раз нет и спасения в виде впечатляющей картинки. На первую и вторую части фильма (а вторая уже готова и выйдет через несколько месяцев даже в случае полного провала первой) потратили около $160 миллионов. С одной стороны, не рекорд. С другой, Зак Снайдер прилично сэкономил на актерах, костюмерах, парикмахерах, стилистах и сценаристах, чтобы как можно больше средств потратить на приличные спецэффекты.
Но, похоже, бóльшая часть денег ушла на создание мятежного робота с венком и рогами на голове, экранное время которого не превышает пяти минут. Из запоминающегося отметим разве что уже выше упоминавшегося гиппогрифа да местный аналог паучихи Шелоб. Несколько раз покажут бороздящий космические просторы корабль. В остальном действительно бодрых и качественных экшен-сцен совсем мало. И даже к постановке тех, что есть, имеются большие вопросы. Тот случай, когда, наоборот, вместо замедления нужно было бы использовать ускоренную съемку, чтобы никто не смог заметить этот стыд.
Как это уже не раз бывало в карьере Зака Снайдера, он обещает все перемонтировать и выпустить режиссерскую версию картины. Но декалитры нарисованной крови и даже два часа дополнительных материалов не смогут исправить дрянную игру Софии Бутеллы, украденный сюжет, напыщенную атмосферу и кривую постановку немногочисленных экшен-эпизодов.
От «Мятежной Луны» требовалось не так уж много: всего-то развлечь зрителя, которому плевать на мнения критиков и который довольствуется красивым клиповым видеорядом. Почему-то на сей раз не получилось даже этого. В свою очередь, провал экшен-части только подчеркнул остальные недостатки картины.
Перед просмотром была уверенность, что рейтинги на Metacritic и прочих сайтах — всего лишь очередная блажь «профессионалов». А на самом-то деле Зак Снайдер, как всегда, подарит нам отличное зрелище, не исключено, что еще и с не самой плохой историей. Не получилось. Ожидания не оправдались. «Мятежная Луна» и впрямь плохое кино, с какой стороны ни посмотри. Что ж, вторая часть все равно выйдет, но на вероятности развития новой масштабной кинофраншизы можно ставить крест.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by