Avatar: Frontiers of Pandora — крупномасштабный экшен от Massive Entertainment и Ubisoft, который правильнее всего было бы описать как «Far Cry в космосе». Это комплимент или скорее претензия? Во многом зависит от вашего отношения к «песочницам» такого типа и проектам от Ubisoft в целом: фирменный стиль издателя просматривается сразу. Но обо всем по порядку.
Действие Frontiers of Pandora разворачивается параллельно сюжету фильмов Джеймса Кэмерона — основная часть происходит во время «Пути воды». Но на этом сходства по большому счету заканчиваются. Персонажей из кино в игре упоминают только вскользь, для общего нарратива. Поиграть за Джейка Салли, Нейтири или других основных протагонистов не выйдет.
Причины понять легко, все вполне логично: игра — сайд-проект франшизы Кэмерона, которую режиссер развивает самостоятельно и принимает системообразующие решения о ее будущем. С одной стороны, игре это не вредит: нам рассказывают отдельную историю про бойца На’ви, заново учащегося существовать на планете Пандора. С другой — ничего значимого в плане развития мира или тем более общего повествования Frontiers of Pandora предложить не может. Короче говоря, повторяется история с играми, сериалами и комиксами по «Звездным войнам», которые вынуждены считаться с основными кинотрилогиями, не задевая их.
Завязка в игре такая: во времена первого «Аватара» к людям в плен («на воспитание») попадают несколько подростков На’ви, которых ученые стараются обучить людским обычаям, языку, науке и остальным премудростям. Но во время восстания Джейка Сали, уже ставшего Турук Макто, станцию эвакуируют. Военные особенно церемониться с подопечными не собираются, выбирая расправу над ними. В последний момент На’ви спасает одна из привязавшихся к ним исследовательниц, погружая детей в криогенный сон.
Он продлится 16 лет — как раз до событий «Пути воды» с вернувшимися на Пандору захватчиками-землянами. По ходу выяснится, что наш персонаж (почему-то безымянный) — один из последних представителей некогда величественного клана Саренту, под корень вырезанного «Небесными людьми». На этой теме мы вступаем в сопротивление, состоящее из небольшой группы оставшихся на планете и выступивших против насилия землян и неравнодушных к судьбе своего дома На’ви.
Персонажей (в основном На’ви из различных кланов) по пути встретится много, выделить кого-либо сложно. Честно говоря, в какой-то момент для меня они все слились в некоего эфемерного героя, дающего основные и побочные задания.
Среди последних — быстро набивающие оскомину зачистки вражеских баз, поиск разбросанных по карте исследовательских станций, мини-игры с расследованиями на «месте преступления». В такие моменты нужно осмотреть местность, найти пару улик (сломанные стрелы, следы от ног, запахи) и связать подходящие вместе. Как правило, в итоге все сводится к «иди и отыщи отступающего собрата На’ви и помоги ему». Короче говоря, с сайд-квестами все средне. Они не всегда топорные, бывают и довольно интересные, но ожидать погружения и проработки, как в «Ведьмаке» или «Киберпанке», точно не стоит.
С упомянутым выше Far Cry игровой Avatar роднит в первую очередь геймплей. На ум приходят аналогии, например, с Far Cry Primal — части, в которой предлагалось играть за доисторического воина с луком наперевес. В Frontiers of Pandora постоянно приходится делать то же самое: носиться по карте с разным оружием — в основном легкими/тяжелыми луками, хотя в активе найдутся и ракетницы с автоматами и гранатами, — отбиваясь или нападая на противников — как правило, «Небесных людей» или хищных животных Пандоры.
На мой взгляд, в боях вооружению слегка не хватает «тяжести» — во всяком случае на геймпаде PS5, — но к этому можно привыкнуть. А вот к бесконечному гринду — от дерева для производства стрел до особенных растений для зелья — сложнее. Хотите улучшить броню? Сперва соберитесь на охоту на особенную разновидность местных мулов, обитающих в определенном районе карты. Не хватает ресурсов на увеличенную сумку с припасами? Путь вы уже знаете: наверняка в лесах Пандоры придется порыскать в поисках какой-то невиданной живности.
С оружием дело еще занятнее: его можно улучшать, продавать, покупать, а также собирать по чертежам от местных торговцев. Последние, правда, сначала нужно каким-то образом заслужить — именно заслужить, а не только приобрести: некоторые На’ви просто не захотят с вами разговаривать, если не убедить их в собственных добрых намерениях (проще говоря, не выполнить пару их побочных миссий). А еще оружие, броню и другую амуницию можно украшать — опять же при наличии в инвентаре определенных ресурсов.
Не хотите тратить драгоценные часы на подобные собирательства? Не беда: магазин с «ускорителями игрового процесса» к вашим услугам (оплачивается настоящими, а не внутриигровыми деньгами). От спорного (мягко говоря) подхода в Ubisoft отказываться, похоже, не собираются. Притом что Frontiers of Pandora продается почти за €80 по курсу (на PS5).
Система прокачки вполне стандартная, с несколькими ветвями улучшения персонажа. Очки опыта даются как за сюжетные, так и за дополнительные миссии. Карта обширная и номинально действительно подходит под определение «песочницы». Хотя я, двигаясь в основном по сюжетной кампании, открывал ее постепенно.
То, с каким трепетом и усидчивостью разработчики воспроизвели Пандору, достойно уважения. Планета натурально «сошла с картинки». На мой взгляд, сеттинг — самая удачная часть всей игры.
Наблюдать за сменяющимися пейзажами не надоедает. Зачастую к ним добавляют заглавный саундтрек фильмов. Скажем, когда взбираешься к парящим горам для установления связи с икраном (летающим животным, которого предстоит оседлать), возникают ощущения, как от самого первого просмотра. С высоты Пандора не менее впечатляет — немного жаль, что до появления икрана наиграть придется четыре-пять часов.
Немного о техническом состоянии проекта. Я играл на PS5 — вылетов, проблем с сохранениями или других трудностей я не заметил. Правда, стабильным фреймрейт не назовешь. В режиме «качества» играть и вовсе сложно (по ощущениям, частота зачастую падает ниже 30 fps), в «производительности» ситуация выравнивается, но на постоянные 60 fps лучше тоже не рассчитывать.
Даже на консоли к графической составляющей Avatar претензий практически никаких, но на ПК игра выглядит еще лучше: детализация объектов выше, рейтрейсинг агрессивнее, сглаживание лучше. И еще: игру перевели на русский язык, но субтитрами. И на том спасибо.
Avatar: Frontiers of Pandora — очень красивая игра, провести за которой несколько вечеров было достаточно увлекательно (до финальных титров я еще не добрался, но доберусь). Пандору воспроизвели эталонно, за пейзажами придуманной Кэмероном планеты наблюдать не наскучивает. Геймплейно проект действительно смахивает на Far Cry или даже Crysis — если эти игры вам нравятся, вероятно, понравится и Frontiers of Pandora. Вместе с тем бесконечный гринд немного раздражает, возможность заплатить реальные деньги за прокачку вызывает недоумение, да и к сюжету вопросы остались. Субъективно, он здесь нужен скорее «для галочки».
Стоит ли Avatar практически €80 по курсу? На мой взгляд, несмотря на всю масштабность, нет. Для сравнения: Alan Wake 2, недавно получивший несколько наград на The Game Awards, предлагается за €60. Еще один недавний проект Ubisoft — Assassin’s Creed Mirage — также не выходит за пределы этой суммы.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by