Рецензия

Еще одна игра года или хайп на пустом месте? Поиграли в Alan Wake 2 

15 516
05 ноября 2023 в 8:00
Источник: Клим Иванов
Рецензия

Еще одна игра года или хайп на пустом месте? Поиграли в Alan Wake 2 

Источник: Клим Иванов

2023 год выдался урожайным на хорошие игры. Чуть ли не каждый второй ААА-проект с легкостью претендует на звание лучшего в этом году. Еще с момента анонса Alan Wake 2 было понятно, что это игра с претензиями, благо все основания у нее для этого есть. Мы поиграли в триллер о заплутавшем в потустороннем мире писателе и делимся впечатлениями.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 1830 МГц / 2670 МГц, 3072sp, 24 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
Onlíner рекомендует
12 ГБ GDDR6 LHR, 1320 МГц / 1777 МГц, 3584sp, 28 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
12 ГБ GDDR6X, 1980 МГц / 2550 МГц, 7168sp, 56 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 16 pin (PCIe Gen5), HDMI, DisplayPort

Обещанного 13 лет ждут

Да, многие ждали эту игру долгие годы, сразу после выхода первой части. Почему? Уж очень хорош первый Alan Wake. Разработчики из финской студии Remedy нашли, как оказалось, идеальный рецепт психологического триллера, где есть не только запутанная история, но в который при этом и играть интересно.

К моменту выхода Alan Wake у Remedy уже сложилась репутация разработчика игр, которые расширяют границы жанра. Правда, до этого речь шла о боевиках, ведь финны прославились дилогией Max Payne. Новая же игра обещала быть совсем другой. Без упора на шутерную часть и замедления, но с еще большим вниманием к психологичности и не столько кинематографичности, сколько книжности (пусть концепция игры и заимствует много от телесериалов).

Не зря Alan Wake часто сравнивают с романами Стивена Кинга. Здесь та же удушливая атмосфера надвигающейся беды, имеющей потусторонние, недоступные пониманию простого человека корни. Даже главный герой подходящий — испытывающий творческий кризис писатель, который приехал искать вдохновение в американскую глубинку, но нашел только пугающие порождения собственного воображения.

Такой микс пришелся по душе геймерам и профессиональным журналистам. Игру завалили премиями, наградами и комплиментарными отзывами. Как это часто бывает, разработчики тут же взялись за полноценное продолжение. Однако «ковать железо» быстро перестали. В Remedy обошлись несколькими намеками на вторую часть, но в итоге выпустили лишь пару DLC.

Говорят, несмотря на успех, корпорацию Microsoft, которой принадлежали права на франшизу, не устроили продажи Alan Wake на начальном этапе. Поэтому разработку второй части игры остановили. В то же время просачивалась информация, будто проект заморозили из-за того, что продолжение банально не получалось — выходило скучно, пресно, вторично.

Как бы то ни было, на долгие годы Remedy забросила Alan Wake, переключившись на другие проекты. Так появилась концептуальная, но спорная Quantum Break, а также довольно успешная Control. Но все же в конце концов дошло и до Alan Wake 2. Стоило ли ждать продолжения столько лет?

2021 г, экшен, приключения, одиночная игра, с 16 лет, русские субтитры

ФБР, Брайт-Фоллс и сбрендивший писатель

Сразу видно, что авторы крайне ответственно подходили к созданию Alan Wake 2. Игра должна была стать не просто продолжением, но продолжением, о котором бы говорили, что оно во всем лучше предшественника. Это привело к порой неожиданным результатам, когда желание выделиться в итоге выпячивается чуточку больше, чем следовало бы для безупречного повествования.

Но все же большинство находок вышли удачными. Как, например, решение разделить сюжет поровну между двумя героями. Начинаем играть за агента ФБР Сагу Андерсон. Она вместе с напарником (Макс Пэйн?) расследует в окрестностях Брайт-Фоллс жуткое убийство экс-сотрудника бюро Найтингейла. Мужчина пропал в окрестностях городка 13 лет назад, ровно в то же время, когда исчез Алан Уэйк. А тут внезапно какие-то культисты вырезали сердце у бывшего агента и бросили его распухший труп на ритуальном столе.

Вскоре нам дадут поиграть и за самого Алана Уэйка, застрявшего в Темной обители. По сравнению с логичным и последовательным процессом, который характерен для сюжетной линии Саги Андерсон, геймплей за писателя отличается нарочитой неординарностью и запутанностью. И если в первом случае по-прежнему ощущается атмосфера «кинговщины», то во втором авторы, кажется, замахнулись на «Твин Пикс». В игре тоже много едва понятных намеков, неожиданные ракурсы камеры, множество сюжетных твистов, связанных с желанием Алана выбраться из плена Тьмы, а также искаженная реальность с неоднозначным толкованием.

В конце концов нам позволят переключаться между сюжетными линиями Саги и Алана. Это можно сделать не в любой момент, а только в определенных местах. Никакой вариативности как, например, в GTA V, где тоже можно переключаться между главными героями. Авторы просто предлагают две параллельные истории, время от времени соприкасающиеся и пересекающиеся, но геймплейно не влияющие друг на друга. Нет разницы, в какой последовательности вы будете проходить эпизоды за Сагу и Алана.

Несмотря на некоторые отличия, в целом игровой процесс за обоих героев похож. И в одном, и в другом случае мы перемещаемся по той или иной локации, выжигаем фонариком и отстреливаемся разнообразным оружием от одержимых (основные враги перешли из первой части, но несколько новых тоже есть), восстанавливаемся под фонарями, собираем рукописи и необязательный лут.

Еще одна интересная находка авторов — возможность практически в любой момент игры «уйти в себя». Нажали кнопку — и вот Сага из темного леса с призрачными волками перенеслась в «чертоги разума». Здесь есть целая картотека с текущими делами, доска с уликами, досье подозреваемых и просто участников всего этого вертепа. Можно напрячься, применить интуицию и уличить собеседников во лжи или сокрытии важной информации. Даже радио и телевизор имеются!

К слову, телевизор и радио — отдельные игровые элементы, позволяющие разбавить градус серьезности сюжета. Сюда попадают радиопередачи, услышанные во время путешествия по миру, а также реклама от парочки местных жителей, которые пытаются привлечь в Брайт-Фоллс туристов. Так вот, каждый из этих роликов вполне тянет на мини-шедевр.

У Алана Уэйка — свой аналог «чертогов разума». В комнате писателя он пробует себя в разных сюжетах, разбирается в хитросплетениях реальности и ирреальности, модифицирует способности и оружие. Последнее, впрочем, не очень важно, потому что Alan Wake 2 куда больше относится к жанру интерактивного кино, чем к леденящей кровь хоррор-игре.

Как играется?

Я не перепроходил первую часть Alan Wake перед релизом второй. Могу ошибаться, но мне все-таки кажется, что в новинке куда меньше врагов. Первая игра мне запомнилась в качестве шутера, пусть и в обертке хоррора. Новая часть — больше бродилка, в которой осталось на удивление мало сражений.

Хотя те, что есть, обставлены драйвово. Это всегда весьма жесткие, реалистичные, «мясные» столкновения, во время которых адреналин здорово подпрыгивает. Возможно, это было правильное решение разработчиков — отказаться от количества в пользу качества. Так ты не успеваешь привыкнуть к стычкам и чуть ли не каждая из них отпечатывается в памяти.

Чем же нас развлекают, если боев мало? Общей гнетущей атмосферой «ужасов маленького городка», где вы никогда не будете себя чувствовать комфортно и безопасно. Здесь хватает интересных второстепенных персонажей, а вдали от цивилизации можно попрактиковаться в решении простеньких головоломок.

По всей игре разбросаны «детские» стишки с фигурками животных, которые надо расставить в определенных местах и иногда в определенной последовательности (в качестве награды получим браслет с бонусами). Порой чтобы открыть сундук с полезностями, надо разгадать код от замка или повторить нажатие кнопок в строгом порядке. Просто, но все это делает свое дело — разбавляет довольно однообразный геймплей.

Как выглядит?

У Remedy интересный подход к созданию игр. Каждый их проект отличается выдающейся для своего времени технологичностью. Однако не всегда речь идет о чем-то действительно заметном или очевидном для всех и каждого. Технологичность есть, а вот внешне для большинства геймеров все остается заурядным.

Нет, Alan Wake 2, безусловно, красивая игра. Но задыхаться от восторга местная графика точно не заставит. Пусть та же The Last of Us Part II не столь технологичная, но визуально она воспринимается с куда большим восторгом. В Remedy же любят подходить к простым вещам с неожиданной стороны, порой лишь их усложняя.

Так, разработчики решили создать отражения, освещение и блики на основе трассировки пути — относительно новом методе рендеринга, очень реалистично симулирующем физическое поведение света. Благодаря этому лишь обладатели топовых видеокарт могут видеть отражения в зеркалах. Остальным придется довольствоваться размытой «кашей». Технологично? Очень! Целесообразно? Большой вопрос.

Мы играли на Xbox Series X, где никакой трассировки пути нет по определению. В настройках традиционно можно выбрать режим качества или производительности. Советуем второй, так как там получаем более-менее стабильные 60 fps, причем качество изображения не страдает. Возможно, в статике можно найти различия, но в движении разница незаметна.

Итог

Alan Wake 2 — это красиво и интересно. Но все же по сравнению с прародителем здесь слишком мало от игры и куда больше от кино. Впрочем, разработчики и не скрывали, что переработали жанровую идентичность проекта. Поэтому если вам нравятся сериалы вроде «Твин Пикс» или «Настоящего детектива», то и игра зайдет (при этом если оценивать нарративную часть, то она слабее перечисленных телешоу). А вот любителям пострелять туманных личностей в глухом лесу здесь делать почти нечего.

1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI
512 ГБ, разрешение игр - QHD (1440p), поддержка HDR, подключение по HDMI
1 ТБ, разрешение игр - QHD (1440p), поддержка HDR, подключение по HDMI

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by