ИИ впервые обнаружил сверхновую без помощи человека

16 октября 2023 в 17:35
Автор: Герман Клименко
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Разработанный астрономами искусственный интеллект способен автоматически обнаруживать, идентифицировать и классифицировать сверхновые.

Обычно роботизированные телескопы самостоятельно осматривают небо в поисках новых источников сверхновых. После обнаружения в процесс включаются люди, которые управляют телескопами со спектрографами. И искусственный интеллект, получивший название «‎Bright Transient Survey Bot (BTSbot), должен убрать из этого процесса посредника в лице человека.

Для обучения BTSbot использовали 1,4 млн изображений космоса из 16 тысяч астрономических источников. С помощью этих данных ИИ самостоятельно определил новую сверхновую и автоматически запросил показания ее спектра на роботизированном телескопе в Паломарской обсерватории.

Находка оказалась сверхновой типа la. Обычно такие возникают после взрыва белой карликовой звезды. Подобный тип сверхновых особенно ценен в измерении расширения Вселенной. И ученые считают, что BTSbot может упросить поиск аналогичных космических взрывов.