Starfield считалась одной из самых ожидаемых игр года или даже двух лет. Ее ждали те, кто соскучился по новому нормальному Fallout, который к тому же разросся до космических масштабов уровня Mass Effect и даже No Man’s Sky (наверное). Говорят, завезли даже немного Cyberpunk 2077, но это не точно. Ждали, ждали, и вот наконец свершилось: наступил второй этап ожидания — нужно потерпеть, пока Starfield «раскроется».
Bethesda выкатила свой монументальный проект, который должен был бы занять геймеров на пару лет минимум, а благодаря сообществу с его модами, а также DLC от разработчика Starfield способна теоретически здравствовать еще дольше.
Starfield получилась по-настоящему гигантской: это касается как огромного открытого мира, так и бесчисленного объема контента. Как это бывает, есть несколько но, о которые спотыкается эта экшен-RPG. Но есть в ней и немало хорошего. Надо только подождать.
Тогда Starfield заиграет новыми красками. Простейший пример — прошлая Diablo, которая с течением времени лишь набирала баллы за счет пресловутого «эндгейма». Но это не значит, что первые 20 часов (почему-то именно эта цифра звучит чаще всего) должно быть скучно.
Да, Bethesda потрудилась на славу, создавая атмосферу в целом, интерфейсы, корабли, окружение, космос, диалоги и сценарии. Даже в редакторе персонажа можно провести огромное количество времени, предвкушая будущие похождения бравого покорителя космоса с хорошими и плохими навыками (последние дают в нагрузку).
От Starfield веет не только другими космическими играми, но видятся и реверансы в сторону телеклассики. Музыкальное сопровождение заставило вспомнить «Стартрек» — уж очень гармонично ложатся композиции при посадке на очередную неизведанную планету, которую предстоит изучить.
Хотя после визита кажется, что все небесные тела пустынны, до боли похожи друг на друга, а активность ограничена долгими перемещениями между видными в сканере точками интереса, одинаковым поиском ресурсов и местной флоры-фауны. Такая одинаковость будет встречаться повсеместно. Разнообразят процесс стычки со зверьем, бандитами и разными охотниками за головами, да простыми советскими поселенцами.
Кстати, очевидно, что боевая система стала куда более… реалистичной, хоть враги и не блещут умом, если сравнивать с тем же Fallout 4 — Starfield использует новое поколение фирменного движка Bethesda. Но на внешность моделей Creation Engine 2 оказал меньше влияния, чем хотелось бы: NPC и встречные персонажи все так же пугают своими взглядами, криповатыми выражениями лица, соломенными волосами, угловатыми движениями и другими анатомическими изысками.
Проблемы (или особенности) Starfield проявляются в самом начале игры (спустя несколько часов в данном случае). Кажется, что разработчики хотят от геймера, чтобы он планомерно и медленно изучал окружающий мир под эгидой «Созвездия» — сообщества исследователей. Вчитывался в диалоги, просматривал сообщения в разбросанных тут и там терминалах, долго ковырялся в интерфейсах апгрейдов, крафта, исследований и строительства, сканировал кустики на очередной луне, носился по гигантским уровням в стиле «принеси-подай». Скучно.
С другой стороны, можно идти по основному сюжету, не особо отвлекаясь на сайдквесты, двигаться к туманной победе и делать только «важные вещи». Спустя какое-то время и оно может надоесть. Ведь, если поддаться слабости и переключиться только на его выполнение, вас попросту пожрет бесконечный космос Starfield.
И вновь начинаются внутренние колебания: побочные квесты — отличный способ прокачать персонажа, а на первых часах игры кажется (на первых десятках часов, простите), что очков на все будет катастрофически не хватать. К тому же встречаются среди заданий и вполне увлекательные с ощутимыми бонусами за выполнение.
Эта неопределенность многих натурально бесит: народ просит понятных «рельс» и компактности. В Starfield нет ни того, ни другого.
Несмотря на всю свою огромность, Starfield воспринимается совсем иначе — камерно. Бесконечное космическое пространство и звездные баталии здесь совсем не такие, как в тех же Chorus или Everspace. Нет никаких путешествий через тернии к звездам: тискаем на кнопочку, выбирая точку назначения, распределяем энергию, смотрим на загрузочный экран. Приземляемся, подходим к двери в здание (магазин, пещеру, вагон — что угодно) — пару секунд смотрим на загрузочный экран. Да, их много. Но бесить они начали после прочтения тонны жалоб на них в Twitter, Facebook и на подобных площадках, до этого воспринимались лишь как не лучшая особенность игрового движка.
Нет исследования космоса и полноценного пилотирования? Так для этого есть две упомянутые чуть выше игры и No Man’s Sky. В которых нет практически ничего из того, что есть в Starfield. Она берет своими историями, разнообразием встреч, возможностью пойти вперед множеством разных путей, создавая альянсы с группировками на разных планетах. Вы все это встретите, если хватит терпения подождать… И наконец сбежать из Новой Атлантиды — того самого стартового города, гнетущего своими исполинскими размерами.
В Starfield вам предоставят разные способы решения задач, и чаще всего придется выбирать из вариантов: платить, уговорить, взломать, атаковать. Главное — получить все эти умения. А для этого все же придется потратить многие часы на выполнение побочек, блуждание по бесчисленным планетам — оказывается, среди них есть не только каменные, закованные в лед или огонь шарики. А заодно где-то наступить на горло морали, присоединившись к очевидным бандитам («Ведь у них столько вкусняшек!»)
Если вы дождетесь того самого «раскрытия игры», можно будет построить свой город-сад, развить технологии до невиданных высот, накрафтить тонны очень нужных предметов и даже сконструировать свой корабль — прямо как в KSP (и он даже полетит). Правда, все это получится, если вы разберетесь в том, за что отвечает какой верстак, и не заблудитесь в интерфейсах. Да, выше я нахваливал все эти UX и UI, однако это не значит, что они понятные — они просто красивые. И, честно говоря, в них черт ногу сломит, пока проберется через все пункты для выполнения простых вещей.
А вот с точки зрения научно-фантастической эстетики к Starfield претензий как-то и нет. Далекое будущее человечества не выглядит таким уж «футуристичным»: отчасти это играет в пользу игры, отчасти заставляет походить на тот же Fallout с ее ретрофутуризмом. Массивные скафандры, оружие — от дробовиков до энергетических «стволов», обычные компьютерные мониторы и никакого вездесущего ИИ (может, он появится позже, через 21 час?), знакомые строения с налетом киберпанка и силуэты космических кораблей — все это делает игру понятнее, а Bethesda остается верной своим гайдлайнам.
Что бесит, так это пластиковые стаканчики, которые разбросаны везде. Ничего не стоят и почти ничего не весят, но в какой-то момент стало понятно, что все барахло с собой не унесешь. Доставляет неудобств и отсутствие карты местности: в Starfield на такие мелочи решили не обращать внимания, предполагая, что логика уровней понятна и без схем. Обычно карта действительно не нужна, локации по большей части либо очень открытые, либо небольшие, однако на многоуровневых начинаются поиски пути в попытках запомнить «где я нахожусь».
Из замеченных технических проблем — пока единственный (за те самые «20 часов») тотальный фриз и вылет на рабочий стол. В то же время не самый топовый компьютер справляется с настройками графики вперемешку «высоко» и «ультра» (так что ландшафты, интерьеры и экстерьеры всего великолепны, пока в кадр не попадет чье-то лицо). Картинка далека от идеала, видали и получше, но опять же, сделай Bethesda игру на UE5 (гипотетически, конечно), вою от игрового сообщества было бы не меньше.
Starfield напоминает гигантский стадион, по углам которого расставлены стеллажи с интересными книжками. Где-то в центре — кассир, далеко сбоку — консультант, а на противоположной стороне — продавец. Покупатель бродит между ними: посоветоваться, выбрать книгу, оплатить и забрать. Тем более, несмотря на разнообразный выбор «в углу», в целом создается впечатление гнетущей пустоты. Один геймер соглашается потерять время и втягивается, а кто-то уходит, плюнув на все.
Гигантская Starfield может увлечь тех, кто не торопится и готов идти на компромиссы — хотя бы в начале. Однако заставлять геймеров постоянно чего-то ждать — это не лучшая затея. Повторюсь, игра монументальная и, может, затянет на 100—200 часов. Сейчас внутри борются два желания: с одной стороны, бросить ее и забыть на время, с другой — что-то тянет вновь ее запустить и найти те самые невиданные миры с интересными заданиями.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by