Рецензия

Лучше нет и не будет? Поиграли в Baldur's Gate 3

16 239
06 сентября 2023 в 8:00
Источник: Клим Иванов
Рецензия

Лучше нет и не будет? Поиграли в Baldur's Gate 3

Источник: Клим Иванов

Сегодня выходит Baldur's Gate 3 для PlayStation 5. К этому времени мы успели наиграть в PC-версию хита чуть меньше 30 часов и готовы поделиться впечатлениями от главной RPG года, а может, и вовсе за всю историю существования жанра. Если читать лень, то главное можно сказать уже в первом абзаце: Baldur's Gate 3 — ценнейший подарок для каждого любителя ролевок с изометрией.

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI
Выбор покупателей
512 ГБ, разрешение игр - QHD (1440p), поддержка HDR, подключение по HDMI

Откуда ноги растут

Небольшое отступление для новичков, незнакомых с серией. Первая Baldur's Gate вышла еще в 1998 году и сразу стала классикой. Не сказать, чтобы жанр классических компьютерных RPG тогда был в упадке, но и прорывов в нем давно не случалось.

Второе дыхание у игр подобного плана открылось после того, как Рей Музика, Грег Зещук и Августин Йип, заядлые любители настольной ролевки Dungeons & Dragons, решили попробовать себя в компьютерных играх. По образованию они были врачами, а вечера и выходные проводили за «Подземельями и драконами». Парни основали известную теперь всем геймерам компанию BioWare и со второй попытки сделали хит, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие ролевых игр в частности и компьютерной индустрии развлечений в общем.

С позиции сегодняшнего дня Baldur’s Gate не кажется такой уж великой и гениальной. Но для того времени это был фантастически успешный проект, трепетно перенесший правила настольной игры в компьютеры. Через несколько лет последовало еще более успешное (и уже намного более близкое для современных геймеров) продолжение. И все.

Еще в начале века была анонсирована Baldur’s Gate III, но в том виде, в каком ее планировали выпустить, ей было не суждено появиться на свет. BioWare продолжила клепать хиты вроде Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Mass Effect и, кажется, позабыла о своем сверхуспешном первенце.

По мере развития мобильного гейминга выходили переиздания обеих частей Baldur's Gate, адаптированные для сенсорного управления и актуальных консолей. Но за полноценное продолжение BioWare браться не собиралась. Все изменилось благодаря бельгийской студии Larian.

Любопытно, что ее основали примерно в то же время, что и BioWare. Но у Larian был свой хит, пусть и не такой громкий, как Baldur’s Gate. Это серия игр Divinity. Бельгийцы потихонечку с переменным успехом экспериментировали со своим детищем, пока в 2014 году не нащупали формулу успеха с Divinity: Original Sin. Игра не базировалась на правилах Dungeons & Dragons, но по духу и атмосфере очень напоминала те самые классические RPG в изометрическом виде, моду на которые ввела первая Baldur’s Gate.

Спустя несколько лет вышла еще более проработанная Divinity: Original Sin II, после феноменального успеха которой правообладатель Baldur’s Gate сам предложил студии взяться за, как тогда казалось, неподъемную задачу — создание Baldur’s Gate 3.

Прошли четыре года разработки. Над проектом трудились сотни человек, а бюджет игры сравнился с затратами на производство голливудского блокбастера. И перед нами тот редкий случай, когда, кажется, все усилия оправдались, а мы получили достойное продолжение великой серии, которое переплюнуло своих предшественников по масштабу и проработке мира.

Почему «кажется»? Дело в том, что на прохождение Baldur’s Gate 3 запросто может уйти полторы-две сотни часов. Мы пока в неспешном темпе поиграли около 30 часов и едва завершили первый акт. В то же время некоторые геймеры, уже прошедшие игру до конца, говорят, что повествование заметно сдает во втором и особенно в третьем акте. Со временем мы дополним этот текст, если и у нас возникнут соответствующие претензии. Пока же поделимся впечатлениями от прохождения первого акта Baldur’s Gate 3.

Долгое-долгое приключение

Нужно ли хоть что-то знать про предыдущие части Baldur’s Gate и/или про Dungeons & Dragons? Вовсе нет. Можно вообще ни разу не играть в настолки и ничего не слышать про какую-то там древнюю компьютерную игру. В этом смысле Baldur’s Gate 3 максимально дружелюбна к новичкам. При желании вы можете окунуться в этот мир с головой и вычитать (или расспросить) кучу информации о местной религии, взаимоотношениях рас, былых победах и поражениях.

И никаких видимых сложностей от бросания кубиков из Dungeons & Dragons. Все вероятности просчитываются процессором, поэтому 40-процентная возможность поразить врага — это, по сути, и есть бросание цифрового кубика, но вы увидите только результат.

Есть в игре и самый «настоящий» (потому что виртуальный) кубик. И вы даже можете его бросить, ну или, если точнее, клацнуть по нему мышкой, а там процессор сам решит, что в итоге выпадет. Используется этот геймплейный момент при разговорах или определенных действиях, когда нужно пройти проверку на соответствие уровню того или иного навыка. Не сказать, что сильно влияет на игровой процесс, но геймплей разнообразит, да и отсылки к настольным играм многих могут порадовать.

В остальном вас ждет классическая RPG с созданием собственного персонажа, набором команды, выполнением квестов, разборками между однопартийцами и, конечно, отыгрышем только той роли, которую вы сами для себя выбрали. Классика в случае с Baldur’s Gate 3 дополнится огромным количеством глубоких механик, которые, кажется, так тщательно еще никто никогда не прорабатывал.

Речь не столько о вариативности выполнения разных заданий, сколько о том, что вы на самом деле можете быть в этой игре тем, кем захотите. И окружающие (причем не только члены команды) не раз и не два припомнят вам поступки или реплики вашего персонажа. И сюжетная ниточка побежит по одному из десятков (а может, и сотен) разветвлений.

Далеко не всегда речь идет о настоящем выборе и последовавшей цепочке событий. Иногда разработчики создают только иллюзию выбора. Но и в этом нет ничего плохого, потому что все равно никто еще не рассказывал историю тысячи конфликтов так связно и в таких масштабах.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
12 ГБ GDDR6 LHR, 1320 МГц / 1777 МГц, 3584sp, 28 RT-ядер, трассировка лучей, 192 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
8 ГБ GDDR6, 2310 МГц / 2655 МГц, 4352sp, 34 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
24 ГБ GDDR6X, 2230 МГц / 2520 МГц, 16384sp, 128 RT-ядер, трассировка лучей, 384 бит, 3.5 слота, питание 16 pin (PCIe Gen5), HDMI, DisplayPort

Главное достоинство Baldur’s Gate 3 в том, что эта игра не дает заскучать ни на мгновение. Даже, казалось бы, самый обычный отдых для восстановления сил способен запустить квест, который может закончиться тут же или затянется на десяток (или сотню) часов. Вы просто хотели восстановить здоровье команды? Вот вам странный гость, интересные намеки и проверка на моральные качества.

Концентрация развлечений, загадок и историй здесь запредельная. Еще ни разу у нас не получалось взяться за выполнение конкретного квеста и следующий час-два заниматься только им. Потому что по дороге вам попадутся повздорившие со старухой путешественники, которые откроют еще один масштабный квест. Или вы услышите чарующую музыку и будете вынуждены сразиться с местными версиями сирен. В конце концов, можно просто проходить мимо деревни, случайно упасть в колодец (всего-то кликнул мышью, пробегая рядом) и получить подземное приключение длительностью не меньше часа. С тонной лора, своей историей, зомби и кучей сокровищ.

В первую очередь на этих столпах и строится успех Baldur’s Gate 3: свобода и вариативность, разнообразие и насыщенность, дух приключений и атмосфера настоящей RPG старой школы с поправками на нынешние реалии. Но не отстают и другие составляющие любой качественной игры.

Личинки и сражения

Сложно оценить историю, рассказанную Baldur’s Gate 3, не дойдя до финала. Но, по крайней мере, с первым актом проблем нет: начало игры интригует и вызывает желание поскорее разобраться с проблемой номер один. Дело в том, что в вашего протагониста, а также других членов команды, вживили отвратительные личинки. Они дают силу, но будьте готовы превратиться в пожирающую чужие мозги тварь.

Избавиться от червей — вот главный стимул героев. За пару часов нам подсказывают несколько вариантов помощи. Но все окажется куда сложнее. Что-то не сработает, что-то еще больше навредит, а тут еще странные сны, убедительно призывающие не сопротивляться личинке, а активнее пользоваться ее силами, чтобы спасти этот мир от страшной беды.

Центральный квест тесно связан со многими второстепенными заданиями, так что забыть о червяке в голове вам точно не дадут. Не все задания закончатся сражением, но совсем без битв обойтись не получится. И тут мы сталкиваемся с еще одним подарком для любителей пошаговых боев.

Благо на этом в Larian Studios собаку съели, так что механика сражений здесь отточена до совершенства. Если вы играли в Divinity: Original Sin II, то примерно представляете, как все организовано в Baldur’s Gate 3. Хотя без усовершенствований и углублений не обошлось.

Выбор покупателей
16 ГБ, 2 модуля DDR4 DIMM по 8 ГБ, частота 3200 МГц, CL 16T, тайминги 16-18-18, напряжение 1.35 В
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
16 ГБ, 2 модуля DDR4 DIMM по 8 ГБ, частота 3200 МГц, CL 16T, тайминги 16-18-18-38, напряжение 1.35 В

Как только начинается битва, игра переходит в пошаговый режим. Очередность ходов зависит от параметра инициативы. Если так получилось, что в этой очереди несколько членов вашей команды оказались рядышком, каждого из них можно выбирать в произвольном порядке, пока очередь не дойдет до врага.

Персонаж за один ход может передвигаться в пределах ограниченной дальности, совершать основное (обычно это атака) и бонусное действие. К последнему относится множество разных возможностей, которые обычно напрямую не влияют на урон врагу, но помогают в схватке. Например, можно ускориться, чтобы преодолеть большое расстояние, перепрыгнуть препятствие или обрыв. А еще можно толкнуть врага в какую-нибудь расщелину, разом с ним покончив.

В арсенале персонажей — невероятное количество приемов, заклинаний и фокусов. Плюс в традициях Original Sin многое зависит от окружающей обстановки (классика: разбить под ногами неприятелей бочку с маслом и метнуть в образовавшуюся лужу фаербол). К тому же на помощь готовы прийти призванные животные и экзотические существа.

При всем этом разнообразии легкой прогулки не получится. Каждое сражение может стать последним. Потому что разработчики мастерски сбалансировали битвы возможностями противников. И дело не только в ребятах, которых можно отнести к жирным боссам, но и в рядовых негодяях, способных разнести вашу компанию с помощью почти такого же богатого арсенала приемов. Плюс никто не отменял его величество рандом, когда вы легко можете промазать даже с 80-процентным шансом успеха.

Ложка дегтя

Найти в Baldur’s Gate 3 минусы за 30-часовое прохождение оказалось непросто. Почти в самом начале баг с невозможностью сдать квест со спасением мальчика от сирен. С мальцом нужно было поговорить, но он никак не реагировал при клике на него курсором с облачком беседы.

Говорят, мелких технических глюков в игре хватает, но пока мы встретились только с одной явной проблемой. Также несколько раз Baldur’s Gate 3 начинала жутко подтормаживать. Однако сложно сказать, связано это с игрой или с геймерским ноутбуком, который не выдержал четырехчасовую сессию.

Кроме того, держим в уме жалобы на то, что ближе к финалу Baldur’s Gate 3 начинает сдавать в сюжетном плане и некоторым приедается.

10
Оценка автора
Но даже если дальше будет хуже, первые десятки часов достойны того, чтобы сыграть в Baldur’s Gate 3. Игра обязательно порадует старичков-эрпэгэшников, которые не понимают, почему нынче RPG принято называть проекты вроде Starfield. Но вообще, это большое и эпичное приключение для всех, кто ценит качественные и увлекательные проекты, ведь появляются такие крайне редко.

2024 г, экшен, шутер, мультиплеер, с 18 лет, русские субтитры
Onlíner рекомендует
2018 г, экшен, приключения, одиночная игра, мультиплеер, с 18 лет, русская озвучка
2023 г, экшен, приключения, одиночная игра, с 16 лет, русская озвучка

За помощь в подготовке статьи благодарим интернет-магазин rulez.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by