12 145
01 сентября 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков

Как игры по фильмам превратились из низкопробных поделок в дорогие блокбастеры

Автор: Антон Мерзляков

Игры по мотивам кинофильмов (правильнее сказать, по кинолицензиям) начали разрабатывать в 80-х годах прошлого века. С того момента они пережили несколько реинкарнаций и дошли до уровня крупномасштабных ААА-проектов вроде недавней Hogwarts Legacy, над созданием которой работали сотни специалистов. Но так было не всегда: еще с десяток лет назад выражение «Игра по фильму» вызывала негативные ассоциации у большинства игроков. Но обо всем по порядку. 

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
512 ГБ, экран 7.4", разрешение игр - HD (720p), поддержка HDR
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

«Худшая видеоигра в истории»

В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века идея создания игр по кинолицензиям не была чем-то радикально новым. Несколько проектов (например, Star Trek: Phaser Strike) уже успело выйти на рынок. Но с оригиналами (с сериалом «Звездный путь») они имели достаточно мало общего. Повторением или тем более дополнением основного сюжета подобные игры не отличались, а существовали параллельно с фильмом в одной франшизе. Хотя и это помогало в увеличении прибыли двум индустриям — как кино, так и игровой.

Стоит заметить: в те времена игры по мотивам фильмов (да и не только они) чаще всего выступали сайд-скроллерами — то есть играми, в которых пользователь наблюдает за всем происходящим сбоку. Проще говоря, находящиеся на экране персонажи могли двигаться лишь влево или вправо (иногда также вверх и/или вниз). В общем, все действо происходит в двухмерной плоскости.

Одной из самых известных игр того периода, приуроченной к выходу впоследствии ставшего культовым фильма режиссера Спилберга, оказалась «Инопланетянин» 1982 года, разработанная для приставки Atari 2600. Цель игры такая: проведя Инопланетянина через ряд разных экранов, нужно собрать три части межпланетного телефона, который поможет установить контакт с его родной планетой.

Игра «Инопланетянин», в отличие от того же «Стартрека», сюжетно была теснее связана с киноверсией — важное ноу-хау. Тем не менее спустя время проект называли едва ли не «худшей видеоигрой в истории». При этом геймдизайнера Говарда Скотта Уоршоу и вовсе обвиняли в обрушении видеоигровой индустрии США объемом около $3,2 миллиарда в 1983 году (хотя по отношению к Уоршоу это, мягко говоря, было преувеличением).

За что в основном хаяли игрового «Инопланетянина»? Издание NME, вспоминая проект, отзывается о нем как о «низкокачественной игре с ужасающей механикой, а также чересчур поспешной разработкой». И действительно, в 1980-х разработка игры обычно занимала как минимум тысячу часов в течение шести месяцев. У Уоршоу после разговора со Спилбергом оставалось порядка пяти недель на завершение игры. Задачу один из журналистов назвал «компьютерным эквивалентом одновременного сочинения и исполнения вальса меньше чем за 30 секунд».

Что в итоге? Геймеры стали сдавать картриджи с «Инопланетянином» в магазины и требовать вернуть деньги. Через год нереализованных и/или сданных копий набралось столько (некоторые источники говорят про миллион картриджей), что их «захоронили» в яме под слоем бетона в пустыне Нью-Мексико.

Nintendo всех спасла?

Все ли оказалось столь плачевно с остальными играми по фильмам 1980-х годов? И да, и нет. Привыкнуть к быстро развернувшемуся разнообразию игроки еще не успели, но быстро смекнули, что зачастую студии видели в подобных видеоиграх способ дополнительного заработка и привлечения внимания, не более.

Как пример — игровая «Назад в будущее», приуроченная к релизу первого фильма кинотрилогии в 1985 году. Опять же, впоследствии фильм стал культовым, но выполненную в жанре квеста игру преследовали уже становившиеся привычными проблемы: из-за форсированных сроков разработки проект провалился как по заработку, так и по вниманию пользователей.

Но важно добавить: в том же 1985 году ситуацию в лучшую сторону сумела изменить Nintendo, выпустившая в продажу в США восьмибитную игровую приставку Nintendo Entertainment System (или NES). Контроль качества проектов для новой консоли оказался куда выше в сравнении с другими платформодержателями, благодаря чему получавшие одобрение киноигры для NES выходили удачнее.

Выбор покупателей
27", 16:9, 2560x1440, IPS, 144 Гц, AMD FreeSync Premium/совместимый с NVIDIA G-Sync, интерфейсы HDMI+DisplayPort
31.5", 16:9, 2560x1440, VA, 165 Гц, AMD FreeSync Premium, динамики, интерфейсы HDMI+DisplayPort, регулировка высоты
Фото: engadget

Среди таковых выделяются Batman: The Video Game (1989 год), Duck Tales (1989), Chip ‘n Dale Rescue Rangers (1990), Super Star Wars (1992) — успешные платформеры, признанные эталонными для своего времени. Вскоре в гонку решилась вступить Disney, заприметившая потенциально прибыльную нишу.

Корпорация ввела очередное ноу-хау: назначение отдельных продюсеров, присматривающих за выпускаемыми по лицензиям играми сторонними разработчиками. Если упростить, то так Disney старалась не допустить «проходняка» от компаний-партнеров, способного кинуть тень на саму студию. И, кажется, подход дал результат: игровые «Аладдин» (1993) и «Король Лев» (1994) получились хитовыми.

Чем грозит спешка в разработке игр

Но такой подход, особенно с постоянно усложняющимся процессом разработки с переходом на 3D-графику, далеко не всегда выдерживал проверку на прочность — кредит доверия от пользователей, полученный в 1990-х, начал постепенно улетучиваться. Особенно когда в индустрию в начале XXI века пришли крупные издатели, вновь форсирующие сроки и подгоняющие релизы киноигр к премьерам очередных частей фильмов по известным франшизам.

Пример тому — игры по кино о «Гарри Поттере» от Electronic Arts (EA), выходившие год в год с каждым фильмом из серии. И если отношение к первым трем частям у многих плавало скорее от положительного до нейтрального, то с четвертой части («Кубок огня») быстро изменилось до негативного. Более красочный пример — «Женщина-кошка» 2004 года, отличавшаяся худшими чертами киноигровых адаптаций того времени: от посредственных диалогов до неудачных геймплейных механик вкупе с сюжетной подоплекой.

Но надо заметить: качественные игры по кинолицензиям все же выходили — чего стоит одна «Росомаха» 2009 года, запомнившаяся брутальной боевой системой и сильно измененной в сравнении с одноименным фильмом хронологией повествования. Но на одну игру «Росомаха» приходилось по несколько «Женщин-кошек» или «Капитанов Америка» — соотношение проработанных проектов и относительного «проходняка» постепенно менялось в пользу последних.

Новый ренессанс

Как долго сохранялось такое положение? Однозначно ответить сложно, но в корне ситуация изменилась лишь пять-шесть лет назад с релизом игр наподобие Marvel’s Spider Man (Insomniac Games, 2018), Star Wars Jedi: Fallen Order (Respawn Entertainment, 2019) или Hogwarts Legacy (Avalanche Software, 2023).

Отдельного внимания также заслуживает череда игр Batman: Arkham от Rocksteady Studios, основные части которой выходили с 2009 по 2015 год. «Серия во многом вдохновлена десятилетиями историй и многими шоу, мультсериалами, комиксами и фильмами наподобие трилогии Кристофера Нолана, дающей геймерам шанс почувствовать себя настоящим Бэтменом», — пишут в NME.

Onlíner рекомендует
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 7 5800H, 16 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3060 6 ГБ (TGP 130 Вт), Linux, цвет крышки серый, аккумулятор 46.7 Вт·ч
Нет в наличии

Что объединяет эти проекты? Можно выделить множество факторов, но основополагающих всего два. Во-первых, подобные игры не пытаются повторять истории из фильмов, а чаще всего основываются только на знакомом по ним визуальном исполнении. Проще говоря, сюжетная линия для каждого из тайтлов разрабатывалась отдельно, включая диалоги, персонажей, особенности их взаимодействия с окружением, не упоминая core-механики геймплея.

Иногда связь между таким проектом и фильмом сильнее, например, он может выступать приквелом к событиям из кино. Иногда связывающих элементов еще меньше. В случае с тем же Batman: Arkham студия использовала знакомых персонажей, создав свою историю.

Кто-то может возразить: в таком случае корректнее говорить об игровых адаптациях вселенных, в которых разворачиваются действия игр, а не конкретных фильмов. Но под критерий кинолицензий игры все равно подпадают: если в тайтлах по тому же «Гарри Поттеру» или «Властелину колец» используется узнаваемый нарратив из кино — от внешности персонажей и до архитектурных сооружений наподобие Хогвартса — включить их в список корректно.

Во-вторых, что важнее, при разработке названных игр разработчики не привязываются к дате выхода в прокат конкретного фильма (или появлению сериала на стриминговой платформе), это вкупе с увеличенными бюджетами дает возможность экспериментировать и не форсировать разработку. Последнее, как показывает практика, — одно из важнейших условий создания качественного проекта независимо от его уровня: от мобильного приложения и до ААА-игры для Xbox или PlayStation.

825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
512 ГБ, экран 7.4", разрешение игр - HD (720p), поддержка HDR
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by