24 августа 2023 в 8:00
Автор: Герман Клименко. Фото: Максим Малиновский, Анна Иванова, Владислав Борисевич
Спецпроект

«Какое аниме, где „Ведьмак“?!»: чего ждать от главного гик-ивента Беларуси

Автор: Герман Клименко. Фото: Максим Малиновский, Анна Иванова, Владислав Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Unicon & Game Expo Minsk — ключевое событие для тех, кто любит фэнтези и фантастику во всех их проявлениях. Раз в год фанаты поп-культуры собираются вместе, чтобы поглазеть на косплей, сфоткаться с Дартом Вейдером и выбрать «некроманта года». Вместе с Lorgar мы поговорили с одним из организаторов этого ивента про подготовку, мероприятие мечты и аудиторию, которую иногда нужно водить за ручку.

Для начала что такое Unicon & Game Expo?

Это выставка-конвент, посвященная комиксам, компьютерным и настольным играм, сериалам и прочим ответвлениям гик-культуры. Из локальной тусовки Unicon превратился в одно из главных поп-событий Беларуси: в прошлом году мероприятие посетило больше десяти тысяч человек. Сейчас Unicon & Game Expo Minsk — это фанатские стенды, киберсоревнования, инди-разработчики и косплееры, собранные в одном месте.

Создают все это люди, в реальной жизни с фантастикой не связанные. Например, наша сегодняшняя героиня Галина Вашкевич — врач-офтальмолог. Но мы поговорили с ней не про глаукому, а про тонкости работы над предстоящей выставкой.

«Все началось с двух школьников»

— Когда вы появились в проекте Unicon?

— Практически в самом начале, в 2013-м. А в 2012 году Unicon начался в формате небольшой фанатской вечеринки, которую устроили двое школьников. Это была вечеринка часа на четыре для фанатов фантастики и комиксов. В основном там были «Звездные войны»‌ и «Звездные врата».

В 2013-м в команду пришли другие люди, более взрослые. Началась уже чуть другая история. Мы работали на общественных началах с переменным успехом до 2016 года. А в 2016-м объединились с «Экспофест»: теперь это Unicon & Game Expo Minsk.

— У вас есть ностальгия по локальной тусовке, которая была в самом начале?

— Локальная тусовка закончилась в 2014-м. Тогда у нас уже была большая площадка, мы снимали целый ДК «МАЗ». А в 2015-м у нас уже была целая «Чижовка-Арена».

В отличие от многих фанатских мероприятий, Unicon & Game Expo Minsk всегда была выставкой. Все по старинке называют наш ивент «фестивалем», но это неправильно. Это совсем другой формат: фестиваль предполагает концертную программу, когда все тусуются вокруг одного места и смотрят в одну точку. У нас такого нет: зрелищные площадки присутствуют, но в первую очередь это выставка.

«Кто-то вышивает крестиком, а кто-то — организовывает выставку на тысячи человек»

— Когда вы начинаете готовиться к выставке? 

— Через три дня после того, как заканчивается прошлая выставка. Отоспались — и заново. Сначала сбор информации: что было не так, что можно было улучшить.

Основная подготовка стартует за 7—8 месяцев. Уже есть наработки, пересматриваем правила участия, рассылаем информацию. А самая активная фаза — это три месяца до выставки, когда собираются все договоренности и всех обзванивают.

Работа с косплеерами и фанатскими стендами также начинается задолго до выставки. Фанатские стенды — это интерактивная история, которую фанаты делают для фанатов. Это абсолютно некоммерческая история. Люди вкладываются в такие стенды на чистом энтузиазме.

— Что самое сложное в процессе подготовки?

— Главная боль — это то, что практически все люди у нас «дедлайнеры». Очень многие спикеры тянут до последнего, партнеры тянут также. И основная масса информации, как снежный ком, накапливается за месяц до мероприятия. Все это сваливается на организатора: вроде бы работал полгода, со всеми все согласовывал, но в итоге самая актуальная информация появляется в последний момент.

— Какая у выставки команда?

— У «Экспофеста» всего несколько человек: там профессиональная команда, где у каждого свое направление. Кто-то занимается договорами и партнерами, кто-то — рекламной частью. Это 4—6 человек из года в год.

Со стороны Unicon команда значительно больше. Вместе с ведущими это 22 человека. У каждого свой кусок работы, которым люди занимаются в свое свободное время. Они не получают за это зарплату — им просто нравится делать то, что они делают.

При этом «текучка» в фанатской части выставки небольшая. Есть люди, которые в команде с самого начала, с 2012 года.

— Труд тех, кто занимается фанатской частью выставки, — это история про деньги?

— Это энтузиазм и неоплачиваемая работа. Они зарабатывают деньги в другом месте: у нас в команде есть врачи, айтишники, юристы, специалисты по рекламе. У каждого есть своя частная жизнь, а здесь они занимаются хобби. Кто-то вышивает крестиком, а кто-то — организовывает выставку на тысячи человек.

До 2016 года все доходы с продажи билетов шли на покрытие расходов нынешнего мероприятия. И на базовые расходы для следующего ивента. Выставка практически всегда работала в ноль. И даже при том, что с 2017 года это коммерческое мероприятие, Unicon до сих пор существует на некоммерческой основе. Фанатские стенды ни за что не платят: они на выставке стоят на других условиях, нежели коммерческие стенды.

— Чем выставка 2023 года будет отличаться от выставки прошлых лет?

— Мы каждый год стараемся что-то менять. Но не радикально: любое резкое изменение — это минус 30% от аудитории. Но что-то подправить все равно стараемся. Например, в этом году разрешили аниме в фанатской части.

Раньше мы аниме не принимали: как-то исторически сложилось, что у нас выставка фантастики и комиксов, и аниме как-то не попадало в эту струю. Европейская культура отличается от культуры Азии, и мы делали то, что близко белорусам как европейцам. А Восток мы какое-то время игнорировали. Но после большого количества просьб решили поэкспериментировать.

Раньше тот же Genshin Impact пролезал в лазейку косплея по компьютерным играм. Но во всеуслышание фразу: «Мы принимаем аниме» — сказали только сейчас. Некоторые даже обиделись, что мы его сюда допустили, в соцсетях стоял ор. Казалось бы, такое маленькое изменение, но оно уже повлекло длинный хвост: для кого-то Unicon уже не тот.

«Недовольные тем, что их не поводили за ручку, всегда есть»

— Вы можете описать аудиторию Unicon & Game Expo Minsk?

— Классический посетитель — это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Те люди, которые активно общаются, смотрят много сериалов, читают комиксы и играют в компьютерные игры.

Есть небольшая часть посетителей старшего поколения. Это поклонники старой фантастики или знатоки комиксов. Есть и школьники, которые или сами увлекаются играми, или их привели родители.

Есть у нас и аудитория молодых родителей, которые приходят с совсем маленькими детьми. Они уже родители, но им все еще интересна фантастика. Есть даже постоянные участники-косплееры, которые делают детям костюмы и выходят с ними на сцену.

Фанатская часть выставки меняется вместе с аудиторией. Есть стенды, которые участвуют давно — например, стенд «Звездных войн», которому в этом году будет 11 лет. Или «Доктор Кто», который существует с 2013-го.

Есть и совершенно новые стенды, которые делают контент для таких же новых посетителей. Например, в прошлом году появился стенд «Геншина»: игра сама по себе красивая, и на стенде будет на что посмотреть — все цветное и яркое.

— Нет ли жалоб со стороны старожилов, мол, чего тут вообще аниме-игры появились?

— Мы такого не замечали. На выставке всегда были люди с аниме-ушками — не будешь же ты с них их срывать. На них только в комментариях брюзжали: «На Unicon пустили аниме, где „Ведьмак“?!». Но не переживайте, стенд «Ведьмака» в этом году будет.

Вообще, если раньше люди приходили на конвент как фанаты, то сейчас они расценивают его с точки зрения потребителей. Они хотят, чтобы их развлекали, хотят красивого.

Но выставки, в отличие от тех же фестивалей, рассчитаны на то, что зрители развлекаются сами. Тут люди сами выбирают, что им интересно. Здесь никто никого не водит за ручку. Мы максимально освещаем происходящее, какие косплеи и лекции будут, а дальше человек выбирает сам.

Недовольные тем, что их не поводили за ручку, всегда есть. Может стоять 20 интерактивных стендов с фотозонами и косплеем, но какие-то люди все равно напишут, что прошли трехдневную выставку за пять минут. Для таких посетителей у нас есть кросстендовый квест.

У людей есть карточки, у стендов — наклейки: выполняешь задание на стенде — получаешь наклейку в карточку. В конце конвента за прохождение стенда можно получить приз.

— Слово «гик» — обидное или нет?

— Смотря с какой интонацией и в каком контексте оно сказано. Может быть и положительным, и нейтральным, и пренебрежительным. Вообще, слово «гик» не несет какой-то эмоциональной окраски. Так называли людей, увлеченных электроникой. Потом так начали называть людей, увлеченных поп-культурой. Тут есть корреляция, якобы технари являются приверженцами фантастики и аниме.

Сейчас гик — это расширенное понятие, обозначающее, что человек разбирается в разных сортах сериалов, компьютерных игр и аниме.

— Каким должен быть ивент, чтобы после его окончания вы сказали: «Супер, что-то лучше уже не сделать»?

— Наверное, такой момент никогда не наступит. Но ощущение «наверное, так должен выглядеть идеальный ивент» было у меня в 2018-м. Тогда я поймала себя на мысли, что наконец-то все идет так, как надо. Такой идеальный момент прозрения, когда участники выставки взаимодействуют между собой, много контента, косплееров. Я стояла среди этого всего — и думала, как же все хорошо.

Lorgar — международный бренд аксессуаров для гейминга и стриминга, призванный вывести ваш игровой опыт на новый уровень.

Миссия бренда — предоставить каждому геймеру возможность испытать захватывающие эмоции от игры с помощью высококачественных устройств. 

Ассортимент продукции включает в себя игровые мыши, коврики для мышей, геймпады, кресла, микрофоны, веб-камеры, гарнитуры и другие периферийные устройства.

Присоединяйтесь к племени Lorgar!


игровое (геймерское), механизм мультиблок, максимальная нагрузка 150 кг, ширина кресла 58 см
наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 20-20000 Гц, складное оголовье, кабель 2 м
полноразмерная игровая мышь для ПК, проводная USB, сенсор оптический 8000 dpi, 6 кнопок, цвет черный

Спецпроект подготовлен при поддержке СЗАО «АСБИС», УНП 100079992.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро