20 024
01 августа 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное — Gamerant

Живее всех живых? Одиночным играм пророчили забвение, но они переживают ренессанс и подъем

Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное — Gamerant

В 2017 году в Forbes вышла статья с заголовком «Одиночные AAA-игры умирают, и это нормально». Хотя о якобы неминуемом упадке жанра говорили и до этого — с подачи EA. Однако прогнозы не сбылись: сегодня синглплеер переживает ренессанс, причем на всех основных платформах (и консоли, и ПК). Или все не так однозначно? Разбираемся.

Выбор покупателей
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI

«Одиночные игры представляют модель, с которой покончено»

Сперва разберемся с понятиями. Синглплеер (от англ. single player ‘один игрок’) — это режим, в котором с игрой взаимодействует один человек. Альтернативным ему, очевидно, выступает многопользовательский режим, в котором обеспечивается «объединение юзеров в сотворчестве и/или совместном соревновании». Определения немного куцые, но основной посыл они передают.

Но откуда вообще начались разговоры, что синглплеер мертв или по крайней мере ожидает подобной участи? В 2010 году об этом, например, говорил топ-менеджмент EA. В частности, тогдашний глава EA Games Фрэнк Гибо заявлял: «Онлайновые игры — это место для развития и инноваций, тогда как 25-часовые одиночные проекты представляют модель, с которой покончено».

Фрэнк Гибо. Фото: Reuters

Тем не менее представление о подобном исходе лишь укоренялось у части игроков и разработчиков. Авторы упомянутого материала Forbes добавляли: «Одиночные игры, которые мы все знаем и любим, с персонажами, повествованиями и ограниченным временем прохождения уходят в прошлое. Игры как услуги (англ. games-as-service), которые возможно монетизировать, значительно превышая порог в $60 с пользователя на долгие годы, — это то, за чем сегодня охотятся крупные издатели».

Далее в статье делался вывод о том, что разработка игр — ошеломляюще дорогой процесс, результаты которого в одиночных проектах так же поражающе быстро остаются вне внимания геймеров. «В связи с этим издатели стремятся увеличить доход от других областей, таких как микротранзакции и дополнения, — заключается в тексте. — Все в порядке. Игры как услуги могут быть такими же интересными, как и их однопользовательские аналоги. Это изменение, которое стоит понять, даже если его трудно сразу принять».

Игры-сервисы тоже могут нести риски?

Но по прошествии лет важно констатировать: рынок распорядился иначе. Достаточно упомянуть, что минимум половина из топ-10 самых продаваемых игр 2022 года — однопользовательские, и часть из них побили всевозможные рекорды своих платформ. Чего стоят хотя бы God of War, Horizon и Elden Ring, получившие все возможные награды и признание аудитории.

Даже EA, которой спустя уже больше десяти лет припоминают те неоднозначные высказывания, изменила позицию, в 2015 году сместив Фрэнка Гибо с занимаемого им поста. С тех пор компания старалась возродить интерес к собственным одиночным играм, выпустив несколько крупных и отчасти «выстреливших» проектов — среди них, например, Star Wars Jedi: Fallen Order, Jedi: Survivor и ремейк Dead Space.

«Это не означает, что компания разрабатывала эти игры в ущерб онлайновым проектам, таким как Apex Legends, и спортивным франшизам вроде FIFA. Но это показывает, что одиночные и сервисные игры могут сосуществовать бок о бок, без навязывания надоедливых сервисных (проще говоря, платных. — Прим. Onlíner) элементов однопользовательским играм»,пишут в одной из статей в профильном СМИ.

И добавляют: не все потенциально прибыльные игры-сервисы оказываются таковыми — некоторые несут риски. В качестве примера приводится Battlefield 2042, поддержку которой долгое время приходилось продлевать скорее ради сохранения лица, а не для зарабатывания денег. Запуск игры, в которой одиночной кампании не было изначально, оказался настолько неудачным, что предыдущие части франшизы до сих пор собирают больше геймеров в онлайне.

Выбор покупателей
для Microsoft Xbox Series X/S/Microsoft Xbox One/iOS/Android/ПК, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной
Выбор покупателей
для Sony PlayStation 5/iOS/Android/ПК/macOS, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной
для Sony PlayStation 5/Sony PlayStation 4/Sony PlayStation 3/ПК, педали, обратная связь, проводной

2023 год — новый ренессанс?

Говорить о том, что 2022 год с его знаковыми однопользовательскими проектами (правда, в основном от студий Sony) стал спасением для проектов жанра, неправильно. Но это потому, что одиночные AAA-проекты и не нуждаются в спасении. «Сейсмический успех синглплеера в 2022-м — последний гвоздь в крышку гроба мифа, слишком долго мучившего геймерское сообщество», — заключается в упомянутой выше статье.

Но есть предположение, что нынешний, 2023 год — это едва ли не более благодатное время для одиночных игр. Точно сказать, с чем это связано, сложно, ведь утверждать, что последние годы с Horizon Zero Dawn, Dying Light 2 или Red Dead Redemption были недостаточно хороши, нельзя.

И тем не менее только в первой половине нынешнего года уже вышли Hogwarts Legacy, Atomic Heart, ремейк Resident Evil 4, Dead Island 2, Star Wars Jedi: Survivor, Final Fantasy XVI и, конечно, The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. Стоит учитывать, что на осень запланированы сиквелы Spider-Man от студии Insomniac, Alan Wake 2, дополнение Phantom Liberty для Cyberpunk 2077, Dragon’s Dogma 2, не говоря уже про ряд менее ожидаемых проектов вроде продолжения Assassin’s Creed. Недавняя конференция Xbox Games Showcase также дала представление о готовящихся к релизу Starfield, Star Wars Outlaws и Avatar: Frontiers of Pandora.

«После продолжительного периода, когда большинство игр казались схожими с Call of Duty, Assassin’s Creed, Dark Souls, Minecraft или Borderlands, приятно видеть, как игровое AAA-пространство возвращается к идее, что не все одиночные проекты должны нравиться каждому и следовать принятым трендам. Уникальные атмосфера и видение лучше монетизируются, а таких игр сейчас много», — заключает Дэмиен Лоурдорн, редактор The Escapist.

Что говорит статистика

Британская аналитическая компания MIDiA Research, работающая в сфере развлечений и медиа, добавляет: по состоянию на май прошлого года порядка 57% геймеров (опрос проводился среди юзеров из США, Великобритании, Канады, Австралии, Германии, Франции, Швеции, Бразилии и Южной Кореи) предпочитают одиночные AAA-игры, еще 22% — многопользовательские, оставшиеся либо не определились, либо играют и в те, и в другие.

Интересно, что между разными группами игроков есть корреляция по возрасту. Основными адептами синглплеера, если верить исследованию, выступают геймеры от 35 лет, и с годами отрыв от приверженцев многопользовательских режимов лишь растет. Однако при этом среди игроков моложе 35 (например, в группе 16—19 лет) доли распределены иначе: 41% любят синглплеер, 35% — мультиплеер, еще 25% все равно.

Проще говоря, аналитики полагают: многопользовательские проекты со временем вряд ли полностью захватят все внимание игроков, но более заметную долю «отожмут». Ведь они отвечают потребностям пользователей, возникших относительно недавно: проекты такого рода «расширяют возможности общения, самовыражения и сосуществования в цифровой среде со сверстниками».

Выбор покупателей
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
512 ГБ, экран 8.8", разрешение игр - WQXGA (2560x1600)
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by