История Гарри Поттера уже выучена наизусть, от хоббитов и назгулов подташнивает, а хорошее фэнтези почитать хочется? Выход есть: вот семь авторов и их литературных миров, в которые можно нырнуть с головой.
Количество книг: 16.
Почему рекомендуем: из-за необычного подхода к судьбе героев.
«Даже совсем маленький камешек может заставить колесо истории свернуть в сторону. Но для камешка это удовольствие не из приятных».
Робин Хобб — псевдоним американской писательницы Маргарет Линдхольм. За ее плечами детская литература, попытка в фантастику и одно из самых знаковых фэнтези-произведений последних десятилетий — «Мир Элдерлингов».
Это многоуровневая вселенная, поделенная на пять циклов. Числятся там и побочный цикл, и пачка повестей, но мы здесь собрались ради основы — истории Фитца Чивэла, мага и придворного убийцы.
Фитц — главный герой первых трех книг «Мира Элдерлингов», проводник в мир Шести герцогств. Правит здесь древняя династия Видящих, и Фитц — ее бастард. Вся его история показана в виде дневника: это путь от мальчишки-полукровки до королевского ассасина и волшебника, способного крутить судьбами государств.
Хобб не окунает читателя в кучу имен и сюжетных закорючек головой, а плавно ведет его через всю историю серии. Поэтому разумные драконы, живые корабли и несколько видов магии, встречающиеся на страницах, не вводят в ступор. А наоборот, подстегивают разобраться, что там припрятали в следующей главе.
Количество книг: 3.
Почему рекомендуем: из-за любви к темному фэнтези и постапокалипсису.
«Отсутствие очевидной угрозы порождает беспокойство. Когда нет настоящей проблемы, у разума остается простор для домыслов».
Ньюман — британский автор, дебютировавший в прошлом десятилетии. В качестве старта писатель выбрал неочевидную, но прикольную смесь — темного фэнтези и постапокалипсиса.
Есть развороченный мир, в котором царят мутанты и демоны. Есть Странник — немой воин с таинственным мечом, который ищет Сияющий город. И есть компаньоны, о которых он, в общем-то, и не просил, — младенец и коза. С таким набором Страннику и предстоит роуд-стори, заполненная всякими неприятностями.
По сути, у нас тут классическая связка «отец — ребенок», основанная на контрасте сурового воина и беззащитного дитяти. По такой же схеме работают и Геральт с Цири в «Ведьмаке», и Джоэл с Элли в «Последних из нас», и Дин Джарин с Грогу в «Мандалорце». За эволюцией таких отношений следить интересно, потому что к концу истории у нас совсем не те главные герои, что были в начале.
Так же происходит и в «Трилогии Странника». За три книги успеют перетасоваться протагонисты, эпичность пройдет бок о бок с сюрреализмом, а главным источником юмора в серии станет коза — где вы еще такое встречали?
Количество книг: 6.
Почему рекомендуем: за магию, похожую на науку и поэзию одновременно.
«Зажженная свеча непременно порождает тени».
Некогда сущность по имени Сегой подняла острова Земноморья со дна морского, дав каждому предмету и живому существу имя на языке Созидания. И стал этот язык основой для магии Земноморья, потому что имена людей и вещей отражают их суть.
Такое введение — попытка передать настроение, царящее в книгах американской писательницы. Уместить же всю вселенную Ле Гуинн в несколько абзацев просто невозможно. Тут и архипелаг из сотен островов, и драконы, владеющие Истинной речью, и россыпь королей, и свой Хогвартс — только на описание синопсиса цикла понадобится полноценный лонгрид.
Писательница искусно обошла штампы жанра. Магия здесь не заканчивается на швырянии огненных шаров, драконы — не жадные ящерицы, дрыхнущие на грудах золота. А знания — сила во всех смыслах. Ибо тот, кто может разглядеть истинные имена за мишурой слов, способен творить настоящие чудеса.
Количество книг: 41.
Почему рекомендуем: потому что другого такого забавного фэнтези просто нет.
«Когда начинается заваруха — возьми себе выходной».
Пусть вас не пугает количество книг, написанных сэром Терри Пратчеттом. Достаточно начать с одной, и вы быстро пожалеете. Пожалеете, что тут всего 41 книга, а не вдвое больше.
Что у нас имеется? Во-первых, планета в форме диска, лежащего на спинах четырех слонов (сами слоны стоят на панцире гигантской черепахи, плывущей в космосе). Есть ведьмы, которые обычно живут дольше волшебников — потому что не любят заниматься ерундой. Еще есть Смерть — сущность мужского рода, чьи реплики всегда прописываются капслоком. И головология — разновидность психологии и магии одновременно. Все это лишь частичка забавного абсурда, который работает по правилам вселенной Пратчетта.
Читать четыре десятка книг в хронологическом порядке логично, но необязательно: «Плоский мир» поделен на своеобразные подциклы. Волшебник-неудачник Ринсвид, пьянчуги-стражи городка Анк-Морпорка, ведьмы с Овцепиковых гор, его величество Смерть — на каждого приходится пачка по 5—8 книг. И неважно, с чего вы решите стартануть, — удовольствие получите в любом случае.
Количество книг: 10.
Почему рекомендуем: из-за многослойности вселенной.
«Не буди меня даже ради конца света. Разве что это будет из ряда вон выходящее зрелище».
Роберт Желязны — культовый писатель, собравший премии «Хьюго», «Небьюла» и «Аполло». И если вы думаете, что вселенные Толкина или Мартина слишком запутанные, лучше пристегнитесь.
Амбер — первоначальный мир, олицетворение Порядка, вокруг которого расположены его отражения — Тени. Чем дальше Тень находится от Амбера, тем больше там отличий от оригинала. Например, Тир-на ног’т — город, видимый только при лунном свете, куда подняться можно только по лестнице в небо.
И есть Хаос — противоположность Амбера, где нет ничего постоянного. Цвет неба меняется каждые несколько часов, постоянных Теней нет. Даже жители Хаоса выглядят так, как им вздумается. И посреди этих двух противоположностей и разворачиваются события романов.
В «Хрониках Амбера» по метавселенным путешествовали задолго до того, как об этой концепции задумались в Marvel. Магия, артефакты, божества — все это здесь имеется и представлено в изощренном и эпическом формате.
Робер М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»
Количество книг: 7.
Почему рекомендуем: как минимум из-за масштабности повествования.
«Атмосферу можно было резать ножом, паковать в тюки и продавать, назвав „тишиной перед бурей“».
Долгое время на поприще польской фантастики царила абсолютная гегемония «Ведьмака». И «Сказания Меекханского пограничья» — цикл, которому было удалось выглянуть из-под тени книг Сапковского.
Это история мира, чем-то напоминающего искаженное Средневековье. Есть магия, разномастные боги и империя Меекхан, вокруг которой и крутится действие саги. Первые четыре книги цикла посвящены четырем сторонам Меекхана — Северу, Югу, Востоку и Западу. У каждой — свои главные герои, окружение и сюжетные линии, которые схлестываются в последующих книгах.
Первые книги цикла — это сборники новелл, в которых нашлось место и детективу, и трагичной любви, и придворным интригам, и войне. И такие сюжетные «скачки» — фича, а не баг: так сеттинг историй не успевает стать обыденностью. А читатель не успевает заскучать — что-то постоянно меняется, и это всегда хорошо.
Количество книг: 3.
Почему рекомендуем: потому что фэнтези для всех возрастов — это супер.
«Ты слишком умен — отсюда все твои неприятности».
В предыдущих фэнтезийных циклах и сагах могли встречаться эпичность, пафос и гигантомания. Так вот книги Джона Страуда — вообще не про это. А про забавные, чуть инфантильные чудеса, о которых одинаково увлекательно читать что в 15, что в 40 лет.
Все крутится вокруг джинна Бартимеуса и юного мага Натаниэля. В их мире магия — привычное дело, и, в отличие от того же «Гарри Поттера», волшебники от обычных людей не прячутся. Наоборот, это элита, мощь которой базируется на эксплуатации разных магических существ — бесов, джиннов и ифритов.
В первой книге Натаниэль еще ребенок, но уже талантливый маг. Он тайно призывает Бартимеуса — ловкого и острого на язык джинна. Обычно отношения у мага и призванного слуги такие же, как у строителя и молотка, но не в этом случае. Натаниэлю с Бартимеусом приходится работать как равным партнерам, — и следить за этим хочется без остановки.
Отдельно отметим язык, которым написана трилогия, — это та приятная язвительность, которая одинаково хорошо заходит в любом возрасте. Будто бы в работу Джоан Роулинг добавили щепотку цинизма Гая Ричи — дерзко, забавно, но не пошло.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by