11 июля 2023 в 8:00
Автор: Герман Клименко. Фото: Владислав Борисевич, фотоархив героя

«Это не стагнация, а стабилизация». Поговорили с белорусским IT-энтузиастом

Автор: Герман Клименко. Фото: Владислав Борисевич, фотоархив героя
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Карьера Андрея Юшкова похожа на американскую «погоню за мечтой». В прошлом носил мешки с песком и кричал: «Свободная касса», организовывал самый необычный автоклуб Беларуси. Сейчас погрузился в IT: сначала в 3D-дизайн, потом — в IT-образование. Сегодня Андрей возглавляет школу программирования, которая разместилась в особняке Михаила Савицкого: здесь мы и поговорили про особенности IT-образования в 2023 году.


«Как будто самосвал с тестировщиками перевернулся»

— Какие специальности в IT сейчас наиболее популярны? 

— Заходим в любой рейтинг языков программирования и видим, что Frontend и Python в последние пять лет были наиболее актуальными. И на их владельцев самый большой спрос в плане вакансий.

Начинать нужно с наименьшего пути сопротивления. Идти и первым учить C++ — это рехнуться можно. Нужно минимум два года, чтобы в нем что-то понимать. А в Python за 4—6 месяцев можно разобраться. Зарплатная вилка у «джунов» — это $300—500, стажировки зачастую тоже оплачиваются. И перспективы очень хорошие — в среднем по СНГ разработчики получают $2200-2300.

Сейчас Python — это самый легкий вход в IT. До сих пор многие говорят про тестирование, но в данный момент нужны только автоматизаторы. Мануальное тестирование — это мимо, «джуны» по этому направлению теперь нигде не нужны. А с Python можно уходить хоть в DevOps, хоть в Data Science, или в нейронные сети, или в геймдев — это очень гибкий язык. Как отвертка с насадками: какую наденешь — такую и будешь использовать.

— Так тестировщики сейчас неактуальны?

— В какой-то момент как будто перевернулся самосвал с мануальными тестировщиками. Там не нужно знать программирование и писать код, из-за этого старт в индустрию кажется легким. И рынок слишком перегрели призывами в стиле «иди в IT через тестирование».

При этом тестирование все еще очень важно в программировании. Иногда даже не понимаешь, где все эти отучившиеся тестировщики, потому что вокруг куча продуктов с багами и глюками. Как будто подарок для обзорщиков, которые контент на багах делают.

— Насколько сейчас реально найти работу «джуну»-мануальщику?

— Сильно решают софт-скилы. Некоторые думают, что в 30—35 лет IT для них закрыто. Но к этому времени человек обычно успевает набраться житейского опыта и научиться ответственности. И такого «джуна» скорее возьмут на работу, чем 18-летнего парня, у которого вообще нет никакого опыта работы и коммуникации.

— Пройденные курсы — гарантия успешного успеха и работы в IT?

— У людей всегда зудит вопрос: сколько людей отучивается и в итоге попадает в IT? И ответ такой: те, кто поставил себе цель стать разработчиком, к этому 100% пришли. При условии, что человек все для этого делает: учится, практикуется, посещает тематические мероприятия. Идущий к цели точно к ней придет.

Просто много людей отваливаются на полпути. Они ставят себе цель заработать бабок или релокейтнуться — совсем приземленные вещи. Но тут нужно смотреть глобальнее, потому что с приходом в IT ты меняешь не работу, а свой образ жизни. А когда ты просто хочешь срубить бабла, можно в один момент сильно обжечься. Потому что оказывается, что это работа интеллектуальная и тут думать нужно.

IT, естественно, в том числе и про бабки. Но бабки за работу мозгами, и это нужно понимать в первую очередь.

— Часто преподаватели — это практикующие разработчики с двухлетним опытом работы. Хватает ли двух лет практики для статуса преподавателя? 

— Никто лучше, чем человек, который сам не так давно прошел этот путь, не сможет обучить другого с нуля. «Сеньор» с 5—10-летним стажем помнит основы, но он уже не использует их в повседневных задачах. Это подтверждают и мои друзья-разработчики, а некоторые из них в сфере уже 13 лет.

При этом человек, который только окончил курсы и сразу пошел учить других, — ужасный преподаватель. Тут обязательно нужен коммерческий опыт, хотя бы полтора-два года. Как взаимодействовать с клиентом, PM-ом и командой, как оптимизировать то, что должно быть оптимизировано, — это надо знать.

Человек, который в индустрии недавно, объяснит азы доступнее, чем «старожил». По этой причине вы не можете помочь детям с математикой, потому что все уже давно забыли, а вчерашние студенты — могут.

Завистники, стабилизация и выращивание «единорогов»

— Как выглядит среднестатистический белорус, который приходит покорять IT?

— Если зазывать людей успешными успехами и бабками, можно покрыть вообще всю аудиторию. Потому что это бьет по низменным потребностям. Но мотивация у людей, которые приходят только за деньгами, быстро теряется.

А мы не надеваем, а снимаем розовые очки. Так что у нас аудитория думающая, и она есть в любом срезе жителей нашей страны. Это и декретницы, и работники финансового сектора, и студенты технических государственных вузов. Есть и строители, и милиционеры, и водители. Все, кто понимают, что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя.

— Сохранился ли вокруг айтишников какой-то мифический флер, который еще точно был лет пять назад?

— Завистники есть всегда. Вот этому повезло, вот у этого родители богатые, вот этот вовремя успел — мы всегда ищем оправдание тому, почему получается не у нас, а у других.

И вот лет пять-семь назад этой зависти было намного больше. Потому что про IT никто особо не говорил, а потом резко начал «выстреливать» EPAM, все узнали про ПВТ. Те же смартфоны перестали быть какой-то фантастикой: если в 2009-м «айфон» в Беларуси казался чем-то, что упало из телепорта, то в 2014—2015-м это превратилось в базу.

Вместе с тем, как расширялась индустрия и верстка странички в интернете переставала быть чем-то непостижимым, устанавливалось понимание, что у айтишников нет семи пядей во лбу. Сейчас еще встречаются комментарии о том, что IT-сфера — это пузырь, который скоро лопнет, и всех заменит нейросеть. Но таких комментариев мало. Пришло понимание, что приложения для смартфонов делают не небожители.

— Так а что, не заменят нейросети айтишников? 

— Это просто инструмент, который сделает хороших специалистов еще лучше. И позволит быстрее разбираться с элементарными задачами, заменит самые простые телодвижения — мануальное тестирование как минимум.

Чтобы неройсети кого-то заменили, должна полностью архитектура написания кода и создания приложений поменяться. Не думаю, что в ближайшие 10 лет это произойдет. А обратное утверждают только громкие заголовки в СМИ.

«Чтобы что-то было, нужно что-то делать»

— В 2023-м в Беларуси существует IT-тусовка? 

— Скорее, маленькие IT-тусовки складываются внутри компаний. Но какого-то одного места нет, и мы пытаемся им стать — с помощью наших ивентов, митапов, взаимодействия с айтишниками. Хочется собирать специалистов, чтобы создавать «единорогов».

Работа программиста ведь не имеет границ. И белорусские разработчики востребованы везде, потому что они классные, и все с радостью с ними работают — даже через вторичные фирмы. И я считаю, что сейчас идет не стагнация, а стабилизация. Рынок и спрос стабилизируются — по СНГ сейчас 75 тысяч вакансий разработчиков.

— Вы топили за развитие геймдев-сообщества в Беларуси. Как с этим сейчас?

— Разработчики есть, и среди них много крутых специалистов, но геймдев — это узкая тусовка в плане бизнеса. И здесь не так много компаний, которые сейчас развиваются в этой сфере. Но среди тех же 3D- художников есть большой запрос на митапы и ивенты, связанные с индустрией.

— Есть ли в мире геймдева кто-то, за кем, по вашему мнению, стоило бы следить всем остальным?

— Есть компания, которая скупает все остальные компании подряд, — это Embracer Group. Они собирают под своим крылом огромное количество мелких геймдев-компаний, дают им финансы и полную свободу действий. Какая-то из них обязательно «выстреливает», и на этом подходе Embracer Group и работает.

Ну и Microsoft — из-за них подход к геймдеву кардинально поменяется в ближайшие три года, как минимум из-за механики того же геймпасса. Уверен, что на подобном весь геймдев в будущем будет держаться.

— Насколько сейчас реально запустить в Беларуси второй Wargaming? 

— Реально. Не нужно обращать внимание на негатив, который присутствует в инфополе. И не нужно думать, что все русскоговорящее сообщество — изгои во всем мире и наши продукты никому не интересны. С таким подходом ничего создать не получится.

Чтобы что-то было, нужно что-то делать. И делать круто. Wargaming и Flo появились в Беларуси, и ими пользуются во всем мире. Потому что людям во всем мире все равно, откуда произошел продукт, который им нравится.

14.0" 1920 x 1080, IPS, 60 Гц, Intel Core i3 1115G4, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Windows 11 Home, цвет крышки серебристый, аккумулятор 56 Вт·ч
Выбор покупателей
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i5 11400H, 16 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 4 ГБ (TGP 75 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 48 Вт·ч
Выбор покупателей
15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, AMD Ryzen 5 7535HS, 16 ГБ DDR5, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 4060 8 ГБ (TGP 105 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 53.5 Вт·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by