Батискаф Titan должен был утонуть. Стоял лишь вопрос когда

28 июня 2023 в 8:00
Автор: Сергей Сергеев. Фото: OceanGate Expeditions

Батискаф Titan должен был утонуть. Стоял лишь вопрос когда

Автор: Сергей Сергеев. Фото: OceanGate Expeditions
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Океанские глубины остаются малоизученными и опасными, и, хотя путешествие в водную толщу не является полетом в космос, к которому относятся с бо́льшим благоговением, на деле разницы не так много: в случае серьезной неполадки эвакуатор или спасатели добраться не смогут, а окружение смертельно опасно. Батискаф Titan и его создатели решили бросить вызов стихии, отправившись к «Титанику», хотя до погружения их предупреждали: последствия могут быть катастрофические.

Для справки

Проект стартовал в 2009 году, когда бизнесмены Стоктон Раш и Гильермо Зенляйн основали компанию OceanGate. Раш с детства увлекался подводным плаванием, рано стал обладателем лицензии коммерческого пилота, успел недолго проработать пилотом-испытателем, получил образование в аэрокосмической сфере. Некоторые источники описывают Раша как бывшего пилота самолета-истребителя, однако за штурвалом военного самолета мужчине полетать не пришлось: по его собственным словам, он не прошел отбор из-за зрения.

OceanGate началась с покупки подводного аппарата Antipodes, а затем компания приступила к проектированию и созданию собственных: Cyclops 1 для малых глубин и Titan для погружения к «Титанику». Второй должен был вывести OceanGate на рынок подводного туризма — и именно Titan увлек компанию на дно вместе со своим создателем и несколькими доверившимися ему людьми.

Характеристики Titan

Разработчиком батискафа является компания OceanGate Expeditions, которая и спроектировала «туристическое» судно для погружения на глубину до 4 тыс. метров. Его вес составлял чуть более 9,5 тыс. килограммов (грузоподъемность — 685 килограммов), скорость передвижения под водой с тягой на электрических моторах (по два для вертикальной и горизонтальной тяги) — около 5,5 км/ч. Корпус миниатюрной подлодки (ее габариты составляли 670×280×250 сантиметров) был выполнен из углеродного волокна толщиной 13 сантиметров, а сзади и спереди установили титановые купола с небольшим обзорным иллюминатором только спереди.

Фото: oceangate.com

Внутри все максимально аскетично: пассажиров усаживали на пол, а вместо спинок сидений использовались стенки самого аппарата, часть пространства занимало оборудование. В батискаф могло поместиться до пяти человек (один из них — пилот), из удобств был лишь простейший гальюн за шторкой. Система жизнеобеспечения была рассчитана на работу в течение 96 часов, на что и надеялись, когда появилась первая информация о том, что с Titan что-то не так. Правда, даже в случае автоматического всплытия при возникновении внештатной ситуации батискафу нужно было оказаться в поле зрения спасателей: единственный люк корабля открывался только снаружи.

Для управления движением батискафа использовался геймпад Logitech, однако подобная практика весьма распространена: эти устройства прошли проверку временем, в них заложены широкие функциональные возможности, но при этом они отличаются низкой ценой (по этим причинам геймпады разных производителей используют даже военные).

Помимо этого, Titan был оснащен мощным внешним LED-освещением, набором видеокамер внутри и снаружи, а также сонаром и лазерным сканером для базовой навигации.

Titan не являлся полноценной подводной лодкой, он зависел от корабля поддержки на поверхности: батискаф был предназначен для погружения в определенной точке и перемещения на малые расстояния вокруг нее. Конструкция и мощность двигателей также диктовали условия погружения: Titan опускали на глубину 10 метров на специальной платформе, чтобы ему не пришлось бороться с волнениями ближе к поверхности, так же аппарат и всплывал.

Фото: The Independent

Постоянной связи с батискафом не было: вода не позволяет использовать GPS и разные виды радиосвязи, так что все «переговоры» велись акустическими системами с очень ограниченными возможностями, это же касается и отслеживания положения Titan. Потеря этого канала связи в воскресенье, 18 июня, спустя 1 час 45 минут после начала погружения и стала точкой отсчета.

Слепили из того, что было, и не стали сертифицировать

Основатель OceanGate Стоктон Раш, который также находился в батискафе в момент катастрофы, ранее неоднократно заявлял о сотрудничестве с NASA, Boeing и Вашингтонским университетом при разработке аппарата и, в частности, его корпуса — того основного элемента, который обеспечивает безопасность пассажиров.

«Все может дать сбой: моторы, освещение. Но вы все равно останетесь в безопасности», — заявлял как-то Раш. Правда, реальность несколько расходилась со словами. На деле некоторые компоненты для батискафа покупали, например, у крупного ретейлера — компании Camping World (как минимум светильник для салона). В Вашингтонском университете после запроса журналистов сообщили, что не принимали участия в проектировании, разработке или испытаниях Titan.

Да, много лет назад соглашение на $5 млн было подписано, однако вскоре пути OceanGate и лаборатории прикладной физики Вашингтонского университета разошлись. Часть проекта была реализована, но она была связана с другой лодкой заказчика — тестовой платформой Cyclops, предназначенной для погружения на глубину до 500 метров. В период же с 2016 по 2022 год сотрудничество заключалось в аренде испытательных баков.

В агентстве NASA, которое Раш регулярно упоминал в промоматериалах («В Космическом центре Маршалла < …> будет разработан и собран корпус аэрокосмического класса», также основатель OceanGate заявлял о привлечении NASA к испытаниям новых подводных аппаратов из углепластика), указали на куда меньшую вовлеченность в проект. Оказалось, специалисты агентства действительно выступали консультантами инженеров OceanGate в отношении материалов и технологических процессов для применения при создании Titan. В то же время NASA никоим образом не участвовало ни в производстве, ни в испытаниях.

Самый короткий ответ дала компания Boeing: «Мы не были задействованы в проектировании и постройке лодки». Правда, после трагедии начали появляться новые подробности. По данным главреда Travel Weekly Эрни Вайссмана, OceanGate закупила у корпорации бывшее в употреблении углеродное волокно — «с очень хорошей скидкой, так как его уже нельзя было использовать для самолетов». Таким образом, материал, который в принципе считается не подходящим для глубоководных кораблей (на это постоянно указывали сторонние инженеры), мог иметь признаки усталости. Утверждать это нельзя, пока высказываются лишь предположения.

Указывали на потенциальные проблемы и другие эксперты. Так, Карл Стенли, специалист в области подводных аппаратов, после погружения на Titan в 2019 году направил в адрес Раша письмо, в котором указал на посторонние (и волнующие) звуки, усиливавшиеся по мере погружения в океанские глубины. Однако к его словам не прислушались.

В 2019 году компанию покинули ее второй сооснователь и несколько ключевых сотрудников, среди которых операционный директор OceanGate Дэвид Локридж. Топ-менеджер ушел после внутреннего конфликта с Рашем, которому не понравились выводы подчиненного о серьезных проблемах с безопасностью, кроме прочего, раскритиковавшего выбранный в качестве материала для корпуса карбон. Локридж предлагал провести дополнительные испытания на прочность, но ему отказали: мол, разработанные в OceanGate акустические сенсоры покажут, если что-то пойдет не так.

Проблемы затронули, по словам Локриджа, и небольшой обзорный иллюминатор в передней части субмарины: разработанный сторонней компанией, он был сертифицирован для погружения на глубину до 1300 метров. «Титаник» же находится на глубине 3800 метров, и, как следует из доступных документов, OceanGate отказалась платить за разработку иллюминатора, который бы можно было сертифицировать для требуемой глубины.

Попытка донести эту информацию до общественности (и инвесторов) стоила Локриджу места: его уволили моментально. Потом были суды, однако стороны о чем-то договорились, и работа на Titan продолжилась.

Всплыло еще одно обстоятельство: OceanGate пыталась заручиться поддержкой Marine Technology Society (MTS), существующего много десятилетий международного сообщества, объединяющего инженеров, технологов и иных профессионалов. Если коротко, их цель — обеспечивать осведомленность о морских технологиях, понимать и грамотно использовать. Вероятно, по этой причине в рекламных материалах OceanGate и были упоминания NASA, Boeing и других авторитетных компаний и организаций.

Но в MTS не купились. В организации подготовили письмо за авторством десятков экспертов, в котором критиковали подход OceanGate к разработке аппарата и, в частности, игнорирование общепринятых стандартов безопасности, а также попытки ввести в заблуждение общественность. Это не было маханием пальчиком — эксперты прогнозировали (PDF) последствия вплоть до катастрофических.

Тогда письмо, вероятно, не было отправлено адресату, однако его содержание стало известно Стоктону Рашу. По словам представителя MTS, в ответ тот заявил, что применяемые им технологии настолько инновационны, что не могут отвечать существующим стандартам безопасности — они их опережают, и поэтому узлы Titan не будут сертифицироваться.

Испытания Titan по погружению на 4000 метров все же решили провести. Правда, вскоре начали проявляться следы «циклической усталости» материала из-за постоянного изменения условий при погружении и всплытии, о чем сообщил сам Раш. Глубину погружения тогда на время изменили на 3000 метров, а затем корпус субмарины был отремонтирован и частично пересобран. На данный момент есть нюанс: доподлинно неизвестно, какой именно углепластик использовался в Titan в его последнее погружение — то ли «бэушный», то ли отлитый новыми подрядчиками.

А OceanGate начала полномасштабную коммерческую эксплуатацию батискафа в 2021 году, предлагая места за $250 тыс. — за эти деньги любой желающий мог взглянуть на «Титаник» воочию, не будучи исследователем. По словам Раша, от желающих отбоя не было: кто-то даже закладывал дом, чтобы приобрести билет.

«Мечты не имеют цены. Кто-то вожделеет Ferrari, кто-то покупает дом. Я хотела отправиться к „Титанику“», — цитировал в прошлом году журналист Дэвид Пог, отправившийся в многочасовое подводное путешествие на Titan, одну из пассажирок батискафа. Не останавливало их и то, что в договоре на оказание услуги было предупреждение: корабль не сертифицирован никем, при погружении можно получить увечья или погибнуть.

Тайминг трагедии

Пока специалисты выясняют все обстоятельства произошедшего, полноценный отчет появится позже.

Экспедиция стартовала 16 июня, судно с Titan покинуло порт в Ньюфаундленде. Семнадцатого числа все прибыли на место, и началась подготовка к погружению, которую запланировали на утро следующего дня. Погружение к «Титанику» началось с опозданием, оно должно было занять около двух часов. Поначалу все шло по плану, однако спустя 1 час 45 минут (в 09:45 по местному времени) связь с Titan оборвалась. Такое происходило и раньше, но серьезно волноваться начали, когда субмарина не появилась на поверхности по графику — в 15:00.

Спустя еще 1 час 40 минут команда исследовательского судна Polar Prince связалась с береговой охраной, сообщив об инциденте.

На следующий день, 19 июня, местность заполонили поисковые суда и самолеты, которые вели поиск Titan с помощью специального оборудования. Тогда появились прогнозы о том, что кислорода на субмарине осталось на 70—96 часов (если подводный аппарат цел).

Двадцатого июня патрульный самолет Lockheed P-3 Orion зарегистрировал регулярный шум в толще воды — лязгающие звуки, по сообщению прессы, появлялись каждые 30 минут. Двадцать первого числа был организован объединенный штаб для координации поисков. Вновь поступила информация о регистрации шумов в месте возможного нахождения Titan, туда направили подводного робота.

В шесть утра 22 июня должен был подойти к концу запас кислорода, а в три часа того же дня поисковики обнаружили обломки, указывающие на имплозию (взрыв, направленный внутрь) Titan. Тогда было объявлено, что выживших нет: погибли 61-летний основатель и гендиректор OceanGate Expeditions Стоктон Раш, акванавт Поль-Анри Наржоле, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман.

Слева направо: Хэмиш Хардинг, Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман, Поль-Анри Наржоле, Стоктон Раш

На следующий день появилась реакция экспертов. Среди них был и Джеймс Кэмерон, который является не только режиссером, но и исследователем морских глубин. По его словам, он сразу предполагал, что пассажиры Titan погибли именно от имплозии в воскресенье, 18 июня. На это указывают и данные американских военных, которые в тот день зарегистрировали звук, похожий на подводный взрыв, но сообщили о нем позже.

Кэмерон в интервью раскритиковал конструкцию Titan — точнее, материал, из которого собран корпус. По его мнению и мнениям внутри профессионального сообщества, в определенный момент пассажиры поняли, что что-то пошло не так: вероятно, корпус субмарины начал трещать от нагрузки, информацию передавали и сенсоры. Не исключено также, что была предпринята попытка сбросить балласт и всплыть. Узнать, так ли это, вряд ли получится.

Фото: The New York Times

Режиссер (которому, кстати, Стоктон Раш предлагал принять участие в этой экспедиции, но получил отказ) озвучил мнение, высказывавшееся и ранее: «OceanGate не должна была делать то, чем занималась». И посетовал: мол, вновь нежелание прислушаться к голосу разума и специалистов привело к трагедии — так было с «Титаником», так случилось и с Titan.

55" 3840x2160 (4K UHD), матрица OLED (WOLED), частота матрицы 120 Гц, Smart TV (LG webOS), HDR10, Dolby Vision, HLG, Dolby Atmos, AirPlay, Wi-Fi, смарт пульт

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by