8557
27 июня 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков
РЕЦЕНЗИЯ

Новый эталон жанра Action RPG или просто интересная игра? Рецензия на магическую Final Fantasy XVI

Автор: Антон Мерзляков

Придется ли Final Fantasy XVI по вкусу именно вам? Вопрос открытый. Стопорами могут стать несколько атрибутов, как правило, присущих японским проектам, — от общей аниме-стилистики, на первый взгляд аляповатых схваток огромных монстров до карикатурных возгласов антагонистов вроде «У меня нет права проиграть!». С такими предубеждениями я начинал проходить игру, которой вряд ли бы стал посвящать много времени не по работе. Но спустя три дня (более 20 наигранных часов) скажу: кажется, я ошибался. Новая «Финалка» сперва действительно настораживает эстетикой, но рассказывает достаточно захватывающую, пускай и не самую оригинальную историю про дружбу, любовь, предательство, долг и принятие себя.

2023 г, экшен, файтинг, ролевая, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русские субтитры
2023 г, экшен, файтинг, ролевая, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русские субтитры

Да, лишь 16-я номерная часть известной серии стала для меня первой, хотя про «Финалки» я, разумеется, слышал и до этого. Почему? Больших почитателей франшизы среди знакомых тогда не нашлось, да и других, как мне казалось, точно не менее интересных игр оставалось в достатке.

Кто-то возразит: какой тогда толк от рецензии человека, не знакомого с прошлыми частями? Это все равно, что написать отзыв на всю «Игру престолов» только по одной серии. Но это не совсем так. Все номерные части Final Fantasy полностью независимы друг от друга. У них свои придуманные миры, герои, истории и геймплейные механики. То есть начинать играть позволяется с любой части франшизы — напрашивается аналогия с сериалом, специально сделанным только на один сезон, но раскрывающим все замыслы шоураннеров.

Интриги, магия, демоны

Правда, «Игру престолов» я упомянул не случайно: «Финалка» явно вдохновлялась проектами такого рода. Если коротко, то события разворачиваются в мире под названием Валистея, который разделен на несколько постоянно враждующих стран. Каждое государство построено вокруг так называемого Материнского кристалла — субстанции, дающей магию всему вокруг. Без магии существовать в Валистее не умеют ни императоры со знатью, ни горожане, ни крестьяне.

Карта Валистеи

Но в какой-то момент земли сразу нескольких стран начинает медленно поглощать темный морок, «выкачивающий» волшебство (так называемый эфир) из этих мест и делающий их совсем непригодными для жизни. Очевидно, что и без того сложно находящие точки соприкосновения государства начинают зариться на оставшиеся нетронутыми территории соседей.

Клайв Росфилд в юности

Главного героя, за которого и предстоит играть, зовут Клайв Росфилд. На момент начала событий ему всего 15 лет. Парень — первенец эрцгерцога Розарии (правителя западного края континента). Ему с рождения было суждено стать доминантом Феникса, то есть «пользователем» одного из нескольких могущественных волшебных существ (Айконы), способным перевоплощаться в него по собственной прихоти. Но по невыясненной причине Феникс отверг Клайва и выбрал своим доминантом младшего ребенка в семье Росфилдов, Джошуа.

Внимание! Обойтись без спойлеров, пускай и минимальных, дальше не выйдет. Но они относятся к первым двум часам игры, то есть периоду, доступному в бесплатной демоверсии Final Fantasy XVI, и раскрывают основную завязку саги.

Наш герой, Клайв, несмотря на отказ Феникса, родился носителем — человеком, способным использовать магию, не требуя при этом силы от Материнских кристаллов. К таким людям в Валистее относятся в лучшем случае как к самому низшему сословию, в худшем — как к рабам (в зависимости от страны). Но, помня о высоком роде Росфилдов, Клайву позволяют стать главой «Щитов» — по сути, элитного отряда охраны наследника престола.

Джошуа

Когда Джошуа настает время пройти обряд посвящения вдали от родового замка, на семью нападают бойцы противоборствующей страны: всех «щитов», кроме Клайва, вырезают, отправить весть в столицу Розарии за помощью также не получается, эрцгерцога, отца братьев, жестко умертвляют на их глазах. Не вынеся этого, Джошуа теряет контроль над Фениксом, позволяя тому вырваться на свободу. Но вдруг неведомо откуда на него набрасывается демон Ифрит, второй Айкон огня. Кто выступает его доминантом, остается загадкой, но в бою он одолевает Феникса, то есть убивает Джошуа.

Выбор покупателей
для Sony PlayStation 5/iOS/Android/ПК/macOS, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной
для Sony PlayStation 4, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной

Чудом уцелевшего Клайва, потерявшего сознание и придавленного обломками обрушившегося здания, отправляют в рабство в Империю, заставляя вступить во вражескую гвардию и расправляться с неугодными. Вскоре выясняется: на предательство и союз с недругом решилась мать братьев, которую не устраивало собственное положение при дворе Розарии.

Глупые NPC и эталонная система объяснения контекста

Клайв Росфилд в расцвете сил

Еще раз: все это — лишь первые несколько часов игры. Судя по предоставляемой PS5 статистке, за три дня я освоил около 74% основного сюжета (да, освоить финал еще предстоит). Проект на самом деле огромный, пройти его «с наскока» не так просто. О будущих приключениях Клайва говорить нельзя, это станет прямыми спойлерами. Отмечу только, что история растянется на 20 лет вперед! Если коротко, сюжет — сильная сторона Final Fantasy XVI. Назвать события непредсказуемыми не рискну, но хорошо проработанными — вполне. Решения одних персонажей вскоре начинаешь поддерживать, других — остерегаться. Эмоции история вызывает.

Какие есть минусы? Несмотря на RPG-составляющую, влиять на решения Клайва и его окружения не получается, системы диалогов нет, они заскриптованы. Открытого мира как такового также не предусмотрено — перемещаться по карте вне сюжета возможно, но только в определенные точки. Делать в них особо нечего.

С побочными заданиями (они разбросаны по карте), на мой взгляд, все достаточно посредственно. Девяносто процентов ограничиваются чем-то вроде «сходи туда, забери это и принесу ему». Подсказка: достойные выполнения квесты вне зависимости от того, как вы их получили, отмечаются плюсиком, а не просто зеленым грифом. Один из таких позволит, например, завести ездовое животное. Через какое-то время отдельным списком появятся задания, связанные с расправой с сильными чудовищами (не путать с Айконами), терроризирующими округу, — они куда интереснее.

Также есть вопросы к NPC: со многими разработчики зачем-то позволяют поговорить. Но они, подобно Груту из киновселенной Marvel, знают только одну созданную для них фразу, когда бы вы не подошли к ним независимо от обстоятельств.

К спорным моментам я бы отнес систему прокачки снаряжения героя. Основных показателей, поддающихся улучшению, три: оружие и два предмета одежды. И если к свойствам создаваемых через сеть торговцев и кузнецов предметов вопросов не возникает (их позволяется улучшать), то к виду — более чем. За 20 с лишним часов Клайв сменил гардероб дважды, причем один раз это понадобилось по сюжету. Меняется только «внешность» меча персонажа. Короче, с учетом длительности игры не хватает возможностей кастомизации начиная от внешнего облика (одежда, прическа) и заканчивая квестами по поиску каких-то легендарных доспехов. В определенный момент за неизменяющимся внешне героем наблюдать просто наскучивает — и это в RPG!

очки виртуальной реальности для PlayStation, 110°, белый
беспроводные наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, съёмный аудиокабель, время работы 12 ч

К явным плюсам относится ноу-хау в виде системы по объяснению происходящих в данный момент событий. В любой кат-сцене можно нажать на паузу, и перед вами появится несколько кружков с персонажами, участвующими в сюжетном повороте. После нажатия на такой кружок система продемонстрирует основную информацию про этого героя (место или инцидент), причем в контексте происходящего на экране. Очень удобно!

Боевая система — топ?

В сети утверждают: Final Fantasy XVI — первый проект серии, в котором переход к экшен-составляющей геймплея завершился. Проще говоря, основную часть времени в игре вам предстоит сражаться — начиная с уничтожения не несущих особенной опасности мобов и заканчивая поставленными сражениями с огромными Айконами и их доминантами, напоминающие по масштабу битвы в легендарной God of War III.

Боевую систему «Финалки» разрабатывали в том числе гейм-дизайнеры, занимающиеся боевкой в Devil May Cry 5, и это чувствуется. Основных ударов мечом всего четыре, и поначалу это кажется как минимум недостаточным. К тому же блока как такого в игре нет — вместо этого от ударов противников приходится уворачиваться. Как по мне, не самое очевидное решение. Спойлер: своеобразный щит в распоряжении появится, но ждать придется долго.

Как при подобном, на первый взгляд, однообразии от сражений быстро не устаешь? Дело в магических возможностях Клайва, созданию которых разработчики наверняка уделили больше всего времени. На самом деле, боевка вышла очень динамичной. С самого начала доступно с десятков мелких основных способностей, доступных для приобретения за получаемый опыт (наподобие огненного, а не простого удара), а еще — по несколько уникальных, через зажатие клавиши R2 с квадратиком или треугольником.

 

Эти особые удары зависят от стихий, к которым у Клайва появляется доступ по ходу повествования. Сначала в арсенале огненная, через время добавляется воздушная, еще позже — молнии и так далее. Переключаться во время боя позволяют максимум из трех вариаций способностей (по две на стихию), между собой их можно комбинировать. Кроме того, уникальные удары можно прокачивать, увеличивая их силу, а иногда и свойства.

Как правило, в паре с Клайвом дерется кто-то еще — один из важных для сюжета персонажей. Отдавать ему приказы не получится, но и назвать полностью бесполезным — тоже. Как минимум расправиться с упавшим противником он сможет. А вот псу Торгалу, сопровождающему Клайва постоянно, приказать что-то сделать уже можно: он умеет как отвлекать на себя внимание, так и атаковать и даже лечить героя — незаменимый помощник.

Еще один геймплейный спойлер: вести сражения за самих Айконов также получится, но только в определенных для этого по сценарию местах. Поставлены такие бои эпично, в подобные моменты ассоциации с аниме наиболее сильны. Зачастую на экране творится натуральная вакханалия из квиктайм-ивентов.

Графика и баги

Сказать нечто определенно негативное, как и позитивное о графике Final Fantasy XVI не рискну: как по мне, проект просто выглядит настолько хорошо, чтобы не создавать эффекта недостаточного присутствия. Хотя специалисты Digital Foundry c подходом не согласны: если коротко, то техническое состояние «Финалки» описывают почти как безупречное, обращая внимание на невероятно детализированные локации, качественную работу с текстурами и тенями, «выглядящими так, словно рендеринг происходит с использованием рейтрейсинга».

В игре два графических режима: с упором на производительность (кадры в секунду) и на качество изображения, но при 30 fps. В DF советуют останавливаться на последнем: в нем игра ведет себя стабильнее. Так я и сделал. И еще: в сети упоминали про перегрев PS5 в сценах сражений с боссами у небольшой части игроков. Я с таким не столкнулся. Коллега из отдела разработки, проходивший игру параллельно, с описываемыми затруднениями тоже не встречался.

Разработчики добавили: позднее Final Fantasy XVI доберется и до ПК, перестав быть эксклюзивом для PS5.


Что в итоге? Final Fantasy XVI — крепкий проект, который наверняка найдет свою аудиторию и среди белорусов. Приятно, что локализацию на русский язык, пускай и в форме субтитров, решили не убирать. Но станет ли новая «Финалка» мейнстримовой игрой? Вероятно, до успехов «Ведьмака» или даже многострадального «Киберпанка» ей не дойти. Но, возможно, и не нужно? Стоит помнить, что разработкой занималась японская команда с уже четко устоявшимся виденьем того, как подавать сюжет, выдавливать из игроков эмоции и развивать эпичные моменты. С западным подходом пересечений не так много, и поначалу это может отпугнуть.

С другой стороны, играть в Final Fantasy XVI довольно интересно, пускай сперва и непривычно для не самых больших ценителей проектов жанра вроде Devil May Cry 5. История, если не забросить игру после трех-пяти часов, начинает захватывать. Так и хочется узнать, чем все закончится. Разве это не главное?

2023 г, экшен, файтинг, ролевая, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русские субтитры
2023 г, экшен, файтинг, ролевая, приключения, одиночная игра, с 18 лет, русские субтитры
Выбор покупателей
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by