Star Wars Jedi: Survivor — один из главных блокбастеров 2023 года, на который разработчики делают ставку. Амбиции у «Выжившего» действительно серьезные: игра может стать самым успешным игровым проектом во вселенной «Звездных войн» за последние годы. И во многом у нее это получается, хотя и минусов в достатке, причем не все связаны со спорным техническим состоянием. И тем не менее проходить Survivor интересно, а после концовки в мир с противостоянием джедаев и ситхов хочется вернуться.
После событий «Павшего ордена» проходит пять лет. Главный герой, Кэл Кестис, вырос из подававшего надежды падавана в рыцаря-джедая, самостоятельно принимающего сложные решения и уже умело обращающегося с Силой и световым мечом. Все это время Кэл продолжал вести борьбу с Империей — действия разворачиваются между первыми двумя кинотрилогиями, примерно в одно время с недавним сериалом про Оби-Вана Кеноби.
Помня, как ребенком ему почти чудом удалось пережить «Приказ 66», Кэл постоянно задается вопросом: не тщетны ли его усилия, если принимать во внимание нарастающую мощь недругов? Но через несколько часов после старта игры становится ясно: мифическая планета ордена джедаев, о существовании которой Империя не подозревает, реальна. Вся последующая история завязана на перипетиях, связанных с ее поисками и борьбой с теми, кто желает использовать это знание во вред.
Без спойлеров дальше уже не обойтись, но в целом сюжет «Выжившего» как может старается быть эмоциональным. По ходу игры к Кэлу присоединятся и знакомые по «Павшему ордену» герои (в принципе непонятно почему разбредшиеся кто куда), и новые.
Место найдется как любовным приключениям, так и предательству. Извечный вопрос о той грани, после перехода которой вернуться к Светлой стороне невозможно, также затрагивается. Наконец, события переживут не все персонажи — выдавить слезу авторы стараются, на мой взгляд, даже чересчур нарочито.
Но важно понимать: непредсказуемыми сюжетные повороты Jedi: Survivor не назовешь. Да и в целом, когда по фильмам знаешь, чем все закончится десятки лет спустя, история блекнет. Догадаться, от кого ждать подвоха Кэлу и к чему это приведет, несложно. Мотивация главного героя касательно основного противника, из которого пытаются лепить его антипод, спорная, персонажи типичные. Но рассказана история достойно — если хотите, по-голливудски, с размахом. Ролики, выполненные на движке, поставлены как в кино, музыкальное сопровождение напоминает заглавную тему из фильмов, вызывая те самые воспоминания и эмоции.
В общем, развлекает «Выживший» неплохо, при этом не претендуя на особенную значимость для франшизы, как и на то, чтобы сюжетные перипетии сохранялись в памяти спустя годы после прохождения игры.
Геймплейно «Выживший» явно спрогрессировал относительно «Падшего ордена», хотя все основные механики сохранились. Проект все также выступает своеобразным симбиозом Uncharted и игр серий Souls, в которых практически каждый удар и уворот приходится рассчитывать со всей скрупулезностью — иначе вас ждет смерть даже от стандартного противника (а-ля штурмовика со щитом).
Впрочем, настолько сложной Survivor является все-таки на двух последних уровнях сложности — всего их пять. Третий, он же «Нормальный» (хотя называется Jedi Knight), сохраняет симметричность: сражаться все еще сложно, но швырнуть геймпад подальше после проигрыша тянет не так сильно. Лечиться по ходу боя можно, но «стиков» с дополнительным здоровьем мало.
Если Кэла все-таки одолевают враги, возрождение происходит в строго определенных точках — кругах на земле, расположение которых регулируется разработчиками. Зачастую случается, что круг находится далеко от места последней схватки. Топать до него, еще раз перебивая врагов, приходится заново, если не успел найти «ускоритель», обычно соединяющий удаленные локации канатом.
Через «круги на полях» также идут прокачка и восстановление здоровья персонажа. Иногда приходится решать, что приоритетнее: вылечиться, но параллельно восстановить врагов на проделанном пути (да, есть такой обратный негативный эффект) или пойти по карте дальше, сражаясь аккуратнее.
Признаю: в особенно тяжких моментах, когда враги наступали волнами, я иногда переключался на Jedi Padawan — предшествующую сложность, на которой окно времени парирования становится чуть шире. Вместе с тем с боссами старался расправляться на Jedi Knight — на это, как правило, уходило более получаса.
В оригинальной игре Кэл сражался или одинарным световым мечом, привычным по большинству фильмов, или двухклинковым — более широкого выбора не давали. Теперь так называемых боевых стоек пять, они раскрываются по мере прохождения, но все доступны уже к середине игры. Добавляются варианты с парными мечами (по одному в каждой руке), мечом и бластером (что, джедай с пистолетом?!), а также мечом с гардой, как в новой кинотрилогии у Кайло Рена.
Каждая стойка чем-то отличается. Например, двухклинковый меч можно пускать по кругу, чтобы скашивать сразу несколько противников. «Тяжелый» меч с перекрестием наносит очень мощные удары, но замахиваешься таким (по крайней мере без прокачки) целую вечность. Парные мечи, напротив, очень быстрые, но не столь эффективные.
Разработчики говорили, что некоторых врагов можно одолеть лишь с использованием определенной стойки. Я подобного не заметил, но, например, сражаться с роботами «тяжелым» стилем действительно проще.
Впрочем, без ограничений не обошлось. Во-первых, переключаться между стойками на лету нельзя — их выбор доступен в «кругах на полях», то есть в строго определенных местах. В быстром доступе после этой манипуляции остается всего две стойки. Во-вторых, система прокачки для каждого стиля также разнится, а очки опыта уходят и на другие важные ветки: мастерство владения Силой и «выживание» (чаще всего увеличение полоски здоровья). Правда, игра позволяет переназначить баллы прокачки: если биться определенным образом вдруг надоело, стиль можно изменить.
Бо́льшую часть игры я проходил со стандартным одинарным мечом, но прокачал его до предела. В этом случае открываются дополнительные силовые удары, требующие последовательного нажатия нескольких кнопок на геймпаде. Это же относится и к другим стилям. Анимации расправы с врагами у всех стоек разные — за это Respawn стоит поблагодарить. В общем, core-механика сражений — явно сильная сторона Jedi: Survivor, которая остается интересной даже к финалу, спустя 20 часов игры.
Вторая сторона геймплея «Выжившего» — постоянное карабканье по отвесным стенам, скалам, парящим в воздухе препятствиям и другим элементам игрового мира. Survivor зачастую сравнивают с Uncharted благодаря этому — процесс на самом деле схож в обеих франшизах.
И для Star Wats это, на мой взгляд, комплимент: как и в случае с боями, перемещения по препятствиям реализованы достойно. Двойной прыжок и бег по стенам доступны сразу, притом что такие базовые способности в «Падшем ордене» приходилось изучать отдельно. Вскоре после старта сиквела в арсенале Кэла появляется специальный крюк, с помощью которого можно забираться на отвесные поверхности, — нововведение, упрощающее жизнь и делающее геймплей более разнообразным.
Ближе к середине игры в дело вступает робот-компаньон BD-1 — без его поддержки (по сути, еще одной механики) пройти некоторые локации с загадками не получится. Они обычно не очень сложные, но долгие. Еще несколько способностей (например, рывок в воздухе) раскроют по сюжету — короче, вариативность есть.
Какие есть недостатки? Номинально в Jedi: Survivor шесть планет, доступных для посещения в любой момент. Но больше половины времени игрок проведет всего на одной — Кобо. Да, планета весьма обширна и располагает несколькими непохожими локациями, но факт остается фактом.
«Песочница», о которой упоминали разработчики, скорее номинальная. Исследовать местность позволяется и вне рамок основного задания, но развлечений мало. Скорее всего, на пути к точке вам встретится патруль из стандартных врагов, а в пещере — огромный зверь, одолеть которого интересно только в первый раз. В 9 из 10 примеров наградой окажется новая прическа Кэла или предмет его гардероба. Изменение внешности героя — фишка сиквела, которая не влияет на геймплей.
Ожидать интересных сайд-квестов на уровне God of War или тем более «Ведьмака», на полную задействующих второстепенных героев, не стоит. Некоторых встречающихся по пути персонажей можно приглашать на собственную базу — там они, например, смогут заняться разведением растений или запустят рыбок в огромный аквариум. Из более-менее важного — «сайды» по расправе с охотниками за головами, наводящими ужас на округу. Возможно, у разработчиков просто не хватило времени на более разноплановые задания, а возможно, «побочки» в таком формате не предполагались с самого начала.
Я играл на PS5 — кажется, отполировать Survivor по максимуму пытались именно для этой платформы, а больше всего не повезло ПК-игрокам. Но назвать релизную версию игры добротной объективно не получается. В лучшем случае — удобоваримой, и то если речь идет о консольной вариации.
«Выживший» предлагает два режима: «производительный», с упрощенной графикой и увеличенным числом кадров (45—60 fps), и «качественный», с улучшенными текстурами и разрешением, но максимум в 30 fps. Я, как советуют в Digital Foundry, остановился на последнем: затруднений, по словам специалистов, в таком случае меньше.
Но некоторые все равно есть. Например, текстура земли на Кобе после прилета на космолете из совершенно иной локации подгружается, уже когда игрок спустился на поверхность планеты, — выглядит неопрятно. Если в сцене присутствует вода и с ней приходится взаимодействовать (в игре есть сюжетный поворот с плаванием), fps проседает: видимо, все дело в трассировке лучей.
Но все это хоть и неприятные, но все же не столь сильно влияющие на геймплей сложности. Но на пятый день, 2 мая, у меня случился непонятный баг с сохранением игры. На экране после заставки с загрузкой появилось следующее сообщение:
Если выбрать второй вариант, в определенный момент, важный для дальнейшего прохождения, использовать особенность Силы (клавиша R1 на геймпаде) просто не выходило: реакции игра не давала, идти дальше по основному сюжету было невозможно. Первый вариант — с выбором раннего сохранения — перекидывал на рабочий сейф, но датированный 28 апреля — его игра записала спустя всего несколько часов после старта кампании. Судя по постам в Reddit, с такой ситуацией столкнулся не я один.
Решить проблему не получилось даже с вышедшим обновлением, и «доигрывать» в Jedi: Survivor пришлось на YouTube — благо к моменту проявления ошибки до финала оставалось не так много событий (хотя развязку я просмотрел, а не поиграл). Какую оценку вы поставили бы игре за $70, ставящей игрока в подобное положение?
В большинстве обзоров западных ресурсов Star Wars Jedi: Survivor называют эталонным сиквелом, развивающим идеи первой части франшизы и практически по всем параметрам его превосходящим. И во многом с этим сложно не согласиться: играть в Survivor действительно интересно, несмотря на огрехи в виде номинальных побочных заданий и не самых разнообразных локаций. Боевая система явно удачная и улучшенная, элементы паркура к месту, музыка задает нужный тон для всего приключения. Сюжет, возможно, не самый замысловатый, но старается вызывать эмоции — в некоторых моментах это у него хорошо получается.
Но техническая сторона Survivor, о которой так много говорят, делает релиз весьма «сырым». На, как утверждается, вылизанной для PS5 версии я словил ошибку, делающую дальнейшее прохождение невозможным, — обидный баг, портящий впечатление о на самом деле хорошей игре, нуждающейся в нескольких крупных патчах. И еще: официальной русской (или тем более белорусской) локализации в проекте нет. Это касается как озвучки, так и субтитров — имейте в виду, если не дружите с английским.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by