16 716
31 марта 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков
РЕЦЕНЗИЯ

«Лучший ремейк на свете» или просто годная игра? Рецензия на Resident Evil 4 (2023)

Автор: Антон Мерзляков
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Неделю назад, 24 марта, Capcom выпустила ремейк Resident Evil 4. Игры, которую многие считают не просто одной из лучших в своей серии, а в принципе — одним из важнейших проектов для всей игровой индустрии. Профильные издания и фанаты оригинала (2005 года) наперебой хвалят переиздание, называя его едва ли не эталоном. Я, как человек впервые вплотную приблизившийся к «Обители зла», более скептичен: ремейк ощущается просто хорошо сбитой игрой, не претендующей на гениальность. Но обо всем по порядку.

Чем индустрии запомнилась оригинальная Resident Evil 4?

Прямой ответ на такой вопрос дать сложно: многое зависит от вашего отношения к франшизе в целом. Я с серией Resident Evil знаком, но лишь заочно — во времена выхода четвертой части я еще учился в начальной школе и про проект практически ничего и не знал. Через несколько лет, когда дома появился приличный по мощности ПК, стали выходить более интересные лично мне игры (а-ля первой части Assassin’s Creed).

Фанатов нашумевшего экшен-хоррора на тот момент не нашлось ни среди сверстников, ни среди более старших товарищей — особого интереса к игре не проявилось, возможно, в том числе из-за этого. Но о важности именно четвертой номерной части слышать позже приходилось и не раз — проект хвалили за геймплей, несмотря на достаточно медленный темп.

Следующий широко цитируемый в сети пункт, за который якобы стоит благодарить именно «четверку», — вид камеры из-за плеча героя (как на изображении ниже) и лазерный целеуказатель для вооружения (красная точка, а не крест).

На самом деле оба решения не являются ноу-хау «резидента», но популярность им — опять же полагаясь на мнения профильных изданий — принесла именно эта игра. Поверим на слово, хотя сегодня сложно представить, что такие фишки в принципе можно «зарезервировать» за отдельным проектом. Но если это действительно так, стоит признать: настолько важные для экшенов нововведения и правда можно сравнить с технологией Multi-touch, ставшей обязательной для всех смартфонов лишь после внедрения в iPhone первых поколений.

Локации — старые, движок — новый

В ремейк 2023 года (не путать с ремастером, выпущенным еще в 2011-м) я играл на PS5 в режиме «Качества» с рейтрейсингом — придраться к технической составляющей не получается. Игра не имеет проблем с fps (держится в районе 60 кадров) и выглядит весьма достойно, но это немудрено: проект создавали с нуля на новом движке.

Это позволило не просто воссоздать прежние локации, а улучшить и даже расширить их (в Digital Foundry говорят про новые комнаты и коридоры в воссозданных зданиях) — никаких дополнительных загрузок на уровнях не предусмотрено, черные экраны возникают только между главами. И еще: ремейк Resident Evil 4 переведен и озвучен на русский язык — с учетом санкционного давления это важно.

К проработке деталей замечаний также мало — у персонажей можно рассмотреть элементы одежды и экипировки, вода за счет отражений (например, на озере) выглядит не сильно хуже, чем ожидаешь от других современных игр. Это же можно сказать об отражениях люстр, факелов и других источников света на мраморном полу зданий — все на уровне. С дизайном локаций в принципе все неплохо, зачастую хочется остановиться и детальнее рассмотреть какую-то статую или картину. Хотя разрушаемость объектов (вроде стоящих на столе чашек) — низкая.

Выбор покупателей
для Sony PlayStation 5, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной
для Microsoft Xbox Series X/S/Microsoft Xbox One/PC, 2 аналоговых стика, обратная связь, беспроводной

К самим уровням вопросов чуть больше: несмотря на все переделки, от ощущения, что играешь в старый закрытый коридорный шутер, у меня избавиться не получается, вариативности прохождения мало. Хотя это объяснимо: учитывая широкие возможности движка, разработчики явно хотели сохранить преемственность с оригиналом, вышедшим 18 лет назад. Другим способом объяснить «коридорность» не выходит, а в те времена иначе игра выглядеть просто не могла из-за технических ограничений.

Впрочем, и сама тематика — экшен-хоррор — эту «коридорность» скорее поддерживает. С подобным подходом пугать геймеров проще, хотя по-настоящему зловещих моментов в игре не так много, основной упор идет на экшен-сцены, головоломки (их немало, но они однотипные — найди ключ или поверни хрустальный шар) и перестрелки.

Большой арсенал, которым не надоедает пользоваться

С этим в переиздании все прекрасно. Оружия в игре много, все полезное, ощущается оно по-разному — приесться стрельба явно не успевает (при том, что занимает 90% всего игрового процесса). Другими словами, примерно за 15 часов геймплея — полное прохождение займет немало времени — опробовать может получиться не все разновидности вооружения.

Почему? Дело во внушительных внутриигровых ценниках на новые виды стволов (и в еще большей степени на улучшение имеющихся). Впрочем, в одном разработчиков и издателя упрекнуть не выходит — задонатить настоящие деньги, чтобы открыть какую-то пушку побыстрее, нельзя. Приходится обыскивать каждый уголок в поисках припасов — в какой-то момент это натурально надоедает, разрушению приходится подвергать каждую находящуюся на пути бочку.

Что изменилось в сравнении с оригиналом? В сети пишут, что раньше нельзя было одновременно ходить и стрелять — сейчас можно, но особо это не помогает. Антагонист в таком режиме двигается настолько медленно, что завалить его способен даже враг самого начального уровня. А еще в игре появился стелс-режим, когда Леон (о персонажах позднее) двигается на корточках, стараясь подкрасться к врагам со спины. Прием — мощный, но использовать его часто не выходит по нескольким причинам. Первая — сцен, в которых разработчики заложили возможность тихого прохождения, раз-два и обчелся. В остальных ситуациях, как упоминалось выше, приходится с завидным постоянством отстреливать полчища врагов.

Второй момент — ножи в игре имеют разный уровень износостойкости и ломаются с еще большим постоянством в сравнении с вечно заканчивающимися пулями. Нож можно чинить у торговца, но ресурсов на такой шаг также уходит немало — иногда задумываешься, что важнее: починить нож или ускорить процесс перезарядки. С другой стороны, нож позволяет парировать атаки многих врагов — еще одно нововведение, которого не было в оригинальной игре.

Единственная особенность, к которой я привыкнуть так и не сумел, — необходимость открывать сумку с инвентарем едва ли не для каждого действия, отличного от выбора оружия.

Хочешь использовать снадобье для восстановления здоровья? Открой инвентарь. Хочешь сделать такое снадобье? Открой инвентарь. Нужно проверить, сколько пороха осталось в запасе? Порядок уже известен. Почему на быстрые действия нельзя повесить хотя бы использование снадобий, а не их готовку — для меня нелогично. Но старожилы франшизы позже рассказали: инвентарь в серии Resident Evil — важный элемент, переходящий из части в часть уже не первый год. Своеобразная дань традициям.

Слабый сюжет

Возможно, меня разбаловали сюжетные игры наподобие The Last of Us, вышедшие за последние десять лет, но схожего уровня напряжения от истории в целом и взаимодействия между персонажами в частности в ремейке Resident Evil 4 нет и в помине.

Субъективно, сюжет игры нужен лишь для более-менее логического связывания глав (по сути, разных локаций) между собой, но моментов, заставляющих сказать: «Вау, вот это поворот» — лично для меня почти не было. Стоит ли делать скидку на то, в какие времена вышла оригинальная игра? Даже в этом случае рассказ про спецагента Леона Кеннеди, отправленного в далекую испанскую деревушку, делающую из простых граждан зомби, для спасения дочери президента США, не кажется перегруженным.

С другой стороны, довольно простые истории иногда рассказываются столь проникновенно (вспоминаем ту же The Last of Us, основной упор в которой сделан на взаимодействие Джоэла и Элли), что на огрехи просто не обращаешь внимания. На мой взгляд, Resident Evil 4 это снова не касается. Эшли, дочь президента, находится достаточно быстро и до конца игры остается большой занозой, симпатией к которой абсолютно не проникаешься, а лишь спасаешь ее под едкие подколы по десять раз за локацию — ни о какой самостоятельности компаньона речи не идет.

Хотя в определенных сценах Леон утверждает (видимо, пытаясь подбодрить спутницу), что она бы справилась со всеми проблемами сама и что его помощь не так и нужна. В игре 2005 года таких сценарных моментов, как утверждают фанаты серии, не было — попытка угодить современным веяньям? Других персонажей (спойлерить, несмотря на давний выход оригинала, не буду) не так много, но большинство — вполне фактурные. Интересно, что по крайней мере в русском озвучании антагонисты зачастую кроют неприкрытым матом. Для локализаций подобное — редкость.


Resident Evil 4 (2023) — крепкий проект, провести за прохождением которого три-четыре вечера будет приятно как любителям франшизы, так и еще незнакомым с ней людям. Во всяком случае, жалеть потраченных на игру денег вряд ли придется: с технической точки зрения к ремейку особых вопросов нет. Субъективно, он выполнен если и не на филигранном, то близком к таковому уровне. Механики — освежили, локации — дополнили, антагонистов — осовременили, не искажая их норов (фанаты обрадуются сохранившемуся образу Ады Вонг).

Впрочем, без недостатков не обошлось — но большинство из них весьма субъективные. Механика с постоянным использованием инвентаря — устаревшая, хотя и каноничная. Сюжет весьма прост, но «химии» между героями лично мне чуть не хватило. Наконец, немного недостает вариативности — от «коридорности», нормальной для игры 18-летней давности, в переиздании полностью не ушли. Хотя, возможно, и не хотели?

Выбор покупателей
825 ГБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI, 1 игра в комплекте: Astro’s Playroom
Выбор покупателей
1 ТБ, разрешение игр - 4K UHD (2160p), поддержка HDR, подключение по HDMI
2023 г, экшен, шутер, одиночная игра, с 18 лет, русская озвучка
2023 г, экшен, шутер, одиночная игра, с 18 лет, русская озвучка

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by