Анализ ДНК Бетховена пролил свет на тайну его смерти

23 марта 2023 в 10:42

Согласно первому в истории анализу ДНК останков знаменитого композитора установлено: Людвиг ван Бетховен был инфицирован вирусом гепатита B, когда умер. Об этом пишет Live Science со ссылкой на исследование в Current Biology.

«Генетический анализ, проведенный на пяти прядях волос Бетховена, взятых в течение последних семи лет его жизни, показал, что у него был высокий риск заболеваний печени. Этот генетический риск наряду с гепатитом В, вероятно, также повредившим орган, могли сыграть роль в его смерти. Открытие противоречит широко распространенному мнению, что Бетховен скончался от отравления свинцом, но вместе с этим не проливает свет на то, как он потерял слух», — говорится в материале.

Родившийся в 1770 году Бетховен начал терять способность слышать к 20 годам, а уже к 40 стал полностью глухим. Кроме того, на протяжении всей жизни мужчина страдал от проблем с желудочно-кишечным трактом. Вскрытие тела композитора после его смерти (в 1827 году) показало, что он также имел цирроз.

«Мы не можем сказать определенно, что убило Бетховена, но можем как минимум подтвердить наличие у него серьезного унаследованного риска заболеваний и заражения гепатитом Б. Также мы можем исключить несколько возможных генетических причин», — говорит Йоханнес Краузе из института эволюционной антропологии общества Макса Планка. «Принимая во внимание известную историю его болезней, вероятно, причиной была некая совокупность этих трех факторов, включая употребление алкоголя, действующих вместе, однако будущие исследования смогут определить роль каждого фактора», — отметил Тристанн Бегг из Кембриджского университета.