Dead Space — это не об игре, а о ностальгии. Здесь, правда, не всегда у разработчиков выходит попасть в цель, поэтому анонсы ремейков обычно воспринимаются скептически. Времени с момента выхода оригинальной части прошло немало: Visceral Games выпустила Dead Space в 2008 году. Сама студия прекратила свое существование в 2017-м — ее здоровье подкосила слабая Dead Space 3, катили финансовые бочки и в сторону Dead Space 2, а затем — новый проект по Star Wars, который менял концепцию на лету и потому почил в бозе.
Права на Dead Space остались у Electronic Arts, а в 2021 году появилась информация о разработке «строго нового» хоррора силами канадской студии Motive: мол, его воссоздают с нуля на новом движке, а заодно собираются добавить уйму вырезанного из оригинала контента. Причем издатель старательно скрывал подробности о ремейке, до последнего храня тайну и точную дату релиза, но не скрывал восторгов от почти готовой игры.
До релиза Dead Space 2023 появлялись сравнения с ее оригиналом. И если графически новый Айзек Кларк заметно похорошел, видеоблогеры оказались недовольны анимацией и какими-то аспектами не вышедшей еще игры. И действительно, в роликах с незавершенной версией игры кое-что выглядело не ахти. С одной стороны, звучит плохо, с другой — аудитория ждет подвоха и потому снижает ожидания, готовясь критиковать ремейк Dead Space. Пригодился ли им запас негатива?
Игра вышла для PlayStation 5, Xbox Series X и S, а также ПК.
С приставками все ясно: они есть, и этого достаточно. Ниже системные требования для ПК.
Минимальные:
— процессор: Ryzen 5 2600x, Core i5 8600 или лучше;
— оперативная память: 16 ГБ;
— видеокарта: RX 5700, GTX 1070 или лучше;
— диск: SSD (понадобится 50 ГБ).
Рекомендуемые:
— процессор: Ryzen 5 5600X, Core i5 11600K или лучше;
— оперативная память: 16 ГБ;
— видеокарта: Radeon RX 6700 XT, Geforce RTX 2070 или лучше;
— диск: SSD (понадобится 50 ГБ).
Нет смысла прямо сравнивать Dead Space 2023 и вышедшую 15 лет назад, так как даже старая армия поклонников серии почти наверняка забыла о том, как она выглядела и игралась тогда. У меня, например, из первых воспоминаний — бесящая неповоротливость главного героя да вопросы к оптимизации. И, как я помню, постепенно все устаканилось (или путаю с Dead Space 2 и ее работу над ошибками?).
Ремейк ремейку рознь: можно просто добавить текстур высокого разрешения, подправить управление, дополнить новыми кат-сценами — и вперед! Такого надолго не хватит, так как отовсюду будет веять нафталином. Студия Motive, судя по ощущениям, пошла «эволюционным» путем, повторив Dead Space, правильно опираясь на прошлый опыт. Поэтому перед нами все тот же Айзек Кларк (правда, прибавивший с десяток годов) с фирменным «грозным топом» и плазменным резаком — кроме него, на самом деле, ничего больше и не надо.
Сюжет Dead Space 2023 не претерпел заметных изменений: главный герой, инженер по профессии (и штурмовик в душе, судя по всему), с небольшой командой отправляется к гигантскому кораблю Ishimura, добывающему руду из попавших под руку астероидов и фрагментов планеты. С Ishimura ранее потеряли связь, поэтому перед Айзеком стоит задача — выяснить причины поломки, исправить их да отправиться домой. Плюсом станет встреча с Николь Бреннан — это врач на Ishimura и любовь Кларка. Все флешбэки по ходу игры вызывают положительные эмоции: «О, я здесь был», «А, я знаю, какой тут сюрприз приготовили» и так далее. Как будто вернулся в город детства.
Однако на корабле произошло нечто странное, найти здесь живых практически невозможно: за переборками, под палубами и в вентиляции прячутся отвратительные существа, жаждущие чужой крови и плоти. Кларк оказывается наедине со всеми ужасами инопланетной заразы, превратившей людей в ходячих и почти неуязвимых тварей.
Продираясь сквозь сочащиеся неизвестными жидкостями наросты, лишая некроморфов конечностей и на всякий случай растаптывая их тела, Айзек узнает о событиях, давших начало распространению зомби-проказы. Тут и там разбросаны аудиозаписи и дневники, встречаются голографические записи еще недавно работавших здесь сотрудников. Постепенно на месте простого объяснения катастрофы начинает вырисовываться реальное (но геймеру необходимо знать как минимум английский, чтобы всему внимать).
Основной и единственной локацией остается корабль Ishimura, разбитый на набор сегментов, доступ к которым открывается по мере прохождения сюжета. Перемещаться можно как по бесконечным, но логично расположенным коридорам, так и быстрее, в обход врага на местном монорельсе (доступ к нему открывается изнутри, просто подъехать к новой станции нельзя).
Айзек может (и должен) возвращаться на старые локации, но проведенная ранее зачистка не означает исчезновение врагов: рандеву с ними будут происходить всегда. Находя пропуска и получая дополнительные данные, инженер получит доступ к помещениям со все более высоким уровнем допуска — а там обычно много вкусностей.
По локациям разбросаны компоненты для апгрейда оружия и костюма, новые схемы, которые открывают дополнительные товары в магазине. Забавно, конечно, как спаситель вынужден тратить кредиты на покупку амуниции и оборудования, а не перерабатывать какой-нибудь отвлеченный от денег ресурс. Хотя корабль принадлежит корпорации — а бизнес есть бизнес. В любом случае полностью прокачать оружие и костюм до конца первого прохождения не получится — в этом Dead Space верна предшественнице.
Поначалу создается впечатление, что зарядов для оружия хватит на всё и навсегда, однако постепенно вспоминаешь: нет, надо экономить, иначе все кредиты уйдут на боеприпасы и денег на новый крутой костюм не хватит. А он не только добавит так необходимой защиты, но и ячеек для барахла (их не хватает, как и денег с «патронами» и аптечками).
В ход идет стазис, позволяющий замедлять на время врага, электрические молнии и слишком быстрые двери — иногда проще отправить некроморфа в слоу-мо, а самому сбежать, чем вступать в бой. Ну или передохнуть. Однако и его, стазиса, запасы сильно ограничены. Зато есть бесконечный запас кинезиса, который развернулся во всю мощь лишь во второй Dead Space: он не только помогает двигать тяжелые ящики, но и метать острые железяки и отстреленные ранее когти-конечности врагов. Так даже здоровенную (но не очень) тварь можно отправить в полет через полкомнаты, пригвоздив к стене.
На одном кинезисе, правда, не вытянешь — когда вокруг подернутая кровавой мглой чехарда, адреналин и толчки нападающих, прицелиться как следует сложно. Хотя без него не обойтись: плазменный резак остается вне конкуренции, но его мощности и обоймы не хватит на массированную атаку или несколько таких подряд.
Враги крепкие: базовые монстры умирают от пары точных ампутаций, позже встречаются устойчивые к повреждениям, остальные могут поглотить треть всего боезапаса, а боссы, хоть и немногочисленные, вовсе оставляют без штанов. Особенно если выбрать безграмотную тактику или неподходящее оружие (у которого, к слову, появились модернизированные режимы альтернативного огня). Сейчас сложно судить: управление с оружием действительно интуитивно либо «руки помнят», а навык появился еще в прошлых «дедспейсах».
Фишка Dead Space и серии — страх и ужас, но без всяких надоедливых скримеров. К тому же здесь нет толп врагов (ну разве что иногда встречаются отряды мелких ползучих тварей, против которых эффективен огнемет). Графику можно оценить в периоды затишья, а звук (и лучше через наушники) формирует атмосферу: где-то что-то капает, шлепает, скребет, шепчет, шуршит, рыкает. Музыка начинает набирать обороты, становится пронзительнее? Сейчас начнется! Причем чаще без очевидных скриптов.
Гаснет свет, и, как бы ты ни старался прикрыть тыл, вжимаясь в уголок, какая-нибудь омерзительная рожа вылезет из-за плеча. Или прыгнет сверху, потом стремительно перемещаясь по полу. Или растопырит щупальца, исподтишка и почти безмолвно плюясь кислотой с расстояния.
Честно признаюсь: несколько раз подпрыгивал в кресле с возгласом «Ах ты, дьяволица незаконнорожденная!» (звучали немного другие слова, но смысл тот же). После такого в любое помещение, даже с цветочками и пасторальным освещением, входишь прицелившись.
Процесс то и дело разнообразят условиями: вот тебе узкие коридоры, немного лабиринтов, здоровенное помещение, а здесь в отсутствии гравитации можно полетать. В другой локации откачали воздух и отключили искусственное притяжение. Или отравили окружение, заодно нагнав непроглядного зеленого тумана (из него, конечно, выпрыгнет что-то убийственное). Тяжелая фирменная поступь Айзека ускоряется в забеге, хотя спринтер из инженера никудышный, а в следующий момент его сапоги с чавкающим звуком прилипают к полу.
Dead Space не идеальна, у нее есть свои огрехи, но их можно пересчитать на пальцах одной руки. Где-то можно застрять из-за неочевидного действия-триггера, а попытка выполнить раньше срока побочное задание, доступное в журнале, приведет к бессмысленной потере времени на перемещение. Враги очевидно прибавили в стойкости, они теперь разваливаются по мере стрельбы по ним (и это очень забавно), но иногда на них уходит слишком много ресурсов. Голос Айзека… Хотелось больше брутальности, но ведь это просто инженер.
С технической точки зрения имеется один существенный нюанс: в минимальных системных требованиях указан накопитель типа SSD, а HDD «как бы можно». При запуске Dead Space на классическом HDD появляется сообщение: «На компьютерах с HDD могут быть ошибки, которые повлияют на игру». Но на деле обычный жесткий диск для Dead Space 2023 года категорически противопоказан — даже не пытайтесь.
После установки случались проблемы с мыльной графикой и странными проседаниями производительности без закономерности, но этот вопрос уже решили патчем. В моем случае использовалась видеокарта RTX 3070 Ti: ее без вопросов хватало на пресет Ultra в настройках изображения (в таком формате записан ролик выше, подлагивания скорее из-за одновременного захвата той же видеокартой видео), однако во время игры стоял режим автоматической настройки.
Dead Space не играется как переделанная старая игра — она отвечает всем нынешним стандартам с точки зрения графики (почти прекрасна) и доставляет фан — чего стоит арсенал, в котором за счет альтернативных режимов можно устроить на экране натуральный хаос. Протяженная одиночная кампания — это плюс, на ее первое и полное прохождение уйдет около 15 часов, хотя никто не мешает рашить, избегая боев и поиска тайников. Разработчики убрали все ненужное, расширив возможности всего остального и добавив непредсказуемости. Наверняка вы заметите много отличий от оригинала, если сыграли в него недавно, для всех остальных это просто отличный научно-фантастический боевик. Вот бы кто такой же идеальный ремейк F.E.A.R. сделал.
Нужно отдавать себе отчет: новая Dead Space — это не новая игра, а очень хорошо переработанная старая. Плохо это или хорошо, покажут продажи, а также дальнейшие намерения издателя: будет ли он перезапускать серию или остановится.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by