Ученые выяснили, что могло вызвать гигантское цунами на Марсе миллиарды лет назад

02 декабря 2022 в 11:34

Вывод о возможном мегацунами, изменившем всю поверхность Марса миллиарды лет назад, сделали из открытия значительного по размерам ударного кратера от астероида, который и стал причиной явления. Об этом сообщает Gizmodo со ссылкой на статью в Scientific Reports.

«Моделирование ясно показывает, что мегацунами было огромным, с начальной высотой около 250 метров, к тому же весьма турбулентным», — сообщил Алексис Родригес, исследователь из Планетологического института США. Ученый добавил, что поведение цунами «радикально отличалась от того, что мы привыкли представлять».

Команда Родригеса изучила карты марсианской поверхности и обнаружила огромный кратер (сейчас его называют Полем). Эксперты полагают, что Полю порядка 3,4 миллиарда лет. Кратер «необычайно старый» — он появился примерно в тот же период, когда на Земле зарождались «первые известные нам признаки жизни». Откуда кратер взялся? Вероятно, вследствие столкновения планеты с астероидом шириной от 2,9 до 9,7 километра.

В результате удара могло быть высвобождено от 500 тысяч до 13 миллионов мегатонн энергии в тротиловом эквиваленте (для сравнения: советская термоядерная «Царь-бомба» была рассчитана на 101 мегатонну, но испытательный сброс единожды проводился в 58-мегатонном эквиваленте).

рефлектор Ньютона, диаметр: 458 мм, фокусное расстояние: 1900 мм, относительное отверстие: 1/4, Добсона монтировка, окуляры 28 мм