«Гипертимезия — способность человека помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о своей жизни». Такое определение дается для весьма редкого психического синдрома, заставляющего человека в буквальном смысле помнить про себя все: от глобальных событий и до самых незначительных деталей повседневности. Причем с первых месяцев жизни. Рассказываем, как с этим справляются страдающие от подобного люди.
По последним данным (на 2021 год) гипертимезия диагностирована только у 61 человека в мире. То есть если назвать синдром чрезвычайно редким, это не будет преувеличением. В различных источниках гипертимезию классифицируют по-разному. Иногда используется термин «гипермнезия». Но последним скорее характеризуют повышенную способность к запоминанию информации, а не психическое расстройство. Само слово «гипертимезия» происходит от древнегреческого hyper («чрезмерный») и thymesis («запоминание»).
Точного ответа, почему у людей начинает проявляться подобный синдром, нет. Предположительно все дело в увеличенной височной доле мозга, отвечающей за память. А также в увеличении так называемого хвостатого ядра (парная структура головного мозга), связанного с формированием привычек. Но из-за предельно ограниченного количества пациентов с точно диагностированным синдромом проверить гипотезу сложно.
Как специалисты вообще диагностируют гипертимезию? В большинстве случаев — используя стандартные нейропсихологические тесты: на память, исполнительные функции, язык, IQ, зрительно-пространственные и зрительно-моторные функции. Из специализированных заданий — тесты, предлагающие за определенное время соотнести конкретные даты с событиями из истории. Люди с гипертимезией, как правило, не искажают собственные воспоминания. Другими словами, не приукрашивают (или наоборот) счастливые и печальные фрагменты из собственных воспоминаний. Впрочем, это скорее идет во вред.
Историю австралийки Ребекки Шэррок (Rebecca Sharrock), страдающей гипертиместическим синдромом, несколько лет назад рассказывали в BBC, а недавно — в The Guardian. Материал издания озаглавлен так: «Ужасно чувствовать себя медицинским исключением».
Сейчас Ребекке 31 год. И девушка помнит практически все дни с начала 2000-х, причем буквально. «Какой день был 21 июля 2007-го? Суббота. Тогда отчим пошел покупать финальную книгу про Гарри Поттера. 22 октября 2003-го в Австралию с президентским визитом прибыл Джордж Буш — младший. Я запомнила, потому что в этот день в школе проходил вокальный мастер-класс, а мама смотрела новости. Сам визит президента для меня ничего не значил, но воспоминание отложилось», — приводят слова Шэррок журналисты. Параллельно они проверили: Буш-младший действительно в тот день посещал Австралию.
В видео выше проверяют способности Ребекки, спрашивая про фрагменты из книг о Гарри Поттере.
Возможность вспомнить новости за определенный день для пациентов с гипертимезией не проблема. Но, как правило, они связывают те или иные события с личными ощущениями или интересами. Видимо, в памяти такие события в связке с собственными эмоциями закрепляются проще. Ситуацию усугубляет то, что некоторые воспоминания касаются буквально первых лет жизни. «Я лежала в своей кроватке и вертела головой, глазея на мир вокруг себя. Например, на напольный вентилятор — я была просто зачарована им. И только когда мне исполнилось полтора года, до меня дошло: а почему бы мне не встать и не исследовать самой, что это такое?» — отметила в интервью Шэррок.
В The Guardian добавляют: Ребекка страдает от аутизма. «Если я вспомню что-то негативное, эмоции от того опыта возвращаются в настоящий момент. Люди говорят, что я специально зацикливаюсь на плохом, но это неправда, — уверяет девушка. — Чтобы спокойно заснуть, вокруг должны быть отвлекающие факторы вроде шума или света в комнате. Если все спокойно, воспоминания просто вспыхивают в голове и заснуть не выходит».
При этом с возрастом Ребекка научилась управлять снами. Благодаря этому она практически не видит кошмары: если во сне надвигается нечто негативное, девушка просто меняет ход событий. Этим, если верить Шэррок, пришлось овладеть, так как в младенчестве отличить реальность от сновидений у нее почти не получалось. А если воспоминание оказывалось негативным, эмоции того дня превалировали даже во время сна. Начинались панические атаки.
Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Ведь люди с ОКР способны разложить собственные воспоминания по полочкам особенно тщательно. Но заявлять о чем-то точно еще рано: есть и нейропсихическое различие между носителями сверхточной памяти и обычными людьми.
Гипертимезию впервые признали реальным заболеванием лишь в 2006-м, после того как американка Джилл Прайс (Jill Price) с подобными проявлениями обратилась в Калифорнийский университет в Ирвайне. Как и Ребекка, Джилл помнит свое детство примерно с 18 месяцев. А дни в подробностях — с 80-х годов XX века.
При этом Прайс родилась в 1965 году — до признания синдрома болезнью было очень далеко. По ее словам, из-за этого она чувствовала себя неуравновешенной, и до обращения в университет никто не мог объяснить ей природу заболевания. «Всякий раз, когда я вижу по телевизору дату, автоматически возвращаюсь к тому дню и вспоминаю, где я была, что делала, на какой день пришлось то или иное событие. Большинство назовет подобное подарком судьбы, но я считаю это бременем. Ведь каждый день я прокручиваю в голове всю собственную жизнь, и это сводит с ума!» — заявляла Джилл работавшим с ней специалистам.
Ребекка, несмотря на все сложности жизни с гипертимезией, напротив, не хотела бы ничего менять. «Мой аутизм не любит перемен. Я бы хотела, чтобы все оставалось так, как есть. Ведь так у меня было всегда. Просто мне хочется найти разные способы жить с этим», — отметила девушка в интервью.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by