Боитесь летать? Топ самых «опасных» самолетов

29 апреля 2022 в 8:00

Боитесь летать? Топ самых «опасных» самолетов

Аэрофобия — это лишь один из многих страхов, с которыми сталкивается человек. Если рассматривать ее отдельно, то она заключается в страхе полетов, однако обычно ее составными компонентами могут стать другие фобии: замкнутых пространств и высоты. Сюда же можно добавить боязнь пострадать в авиакатастрофе — причем ее переживают и те, кто по работе вынужден постоянно пользоваться услугами авиаперевозчиков.

По статистике, самолет является одним из наиболее безопасных видов транспорта. Однако мы редко слышим о людях, которые боятся передвигаться на поездах, автобусах или легковых автомобилях — это могут быть сидеродромофобия, амаксофобия или еще более странная фобия, но слова «я боюсь летать» слышатся куда чаще.

Существуют различные рейтинги «самых безопасных» и «самых опасных» самолетов, но действительно ли эти списки отражают ситуацию? Простой пример: некая компания выпустила 10 самолетов, один потерпел крушение — это опасный самолет? Или выпущено 30 тыс. экземпляров, и из них тысяча оказались замешены в том или ином авиаинциденте — считать его еще более «опасным»?

С учетом того, что самолеты не летают сами по себе и не занимаются саморемонтом, значительная часть ответственности лежит на авиакомпаниях, обслуживающем персонале и пилотах. В истории есть немало примеров, когда безотказная, казалось бы, техника внезапно уносила жизни пассажиров. А потом оказывалось, что пилон двигателя был прикручен с нарушением инструкций, или забыли закрепить тягу элерона, или пилот проглядел настройки закрылков. Конечно, не исключены и конструкционные ошибки, которые приводят к трагическим последствиям.

И наконец, безопасность — это когда нет аварий или когда нет инцидентов с фатальными последствиями? Здесь также есть нюансы. Существуют разные методики сбора данных. Например, организация Aircraft Accidents Archives занимается сбором информации об авариях и пострадавших в них, однако в отчеты включены только летсредства с шестью и более пассажирами — в статистику не попадают вертолеты и воздушные шары, а также военная техника.

Другие «берут на карандаш» только те случаи, когда самолет не поддается ремонту и есть жертвы. Свои отчеты выпускает Boeing, включая в них как собственные самолеты, так и суда конкурентов. Принято также рассчитывать уровень безопасности из расчета количества инцидентов на определенное количество часов полета или выполненных рейсов, а также преодоленного расстояния.

В любом случае, согласно доступным данным, начиная с 1970 года количество инцидентов с самолетами и жертв в них постоянно снижается. 2020 и 2021 годы стали лучшими, но это связано, видимо, с пандемией коронавируса, во время которой перемещения по миру резко сократились. 2022 год, к сожалению, тенденцию изменил: причина — в падении Boeing 737-89P китайской China Eastern. Тогда, напомним, погибло 132 человека. Однако период с 2010 по 2020 год указывает на положительную динамику. Обширная статистика, кстати, доступна на сайте Aviation Safety Network.

Как следует из отчетов, чаще всего инциденты происходят непосредственно во время посадки, а вот гибнут чаще при катастрофах, случившихся в процессе захода на посадку. Минимальные шансы погибнуть «в случае чего» — во время перемещения борта по рулежной дорожке перед взлетом или после посадки, а также при наборе высоты после взлета.

Авторы многих рейтингов обычно называют «самым опасным» самолет, который все еще используется, — это по-своему легендарный McDonnell Douglas DC-10. Важно отметить, что в воздух сейчас поднимаются модификации DC-10, лишенные недостатков первых моделей. Судя по всему, определенное количество бортов находится в пользовании американской FedEx, а также у авиакомпании Transportes Aéreos Bolivianos — в обоих случаях они занимаются грузоперевозками.

Основной проблемой первых DC-10 стали именно ошибки в конструкции, а также недостаточное внимание при обслуживании. В отчетах, например, встречались формулировки «неконтролируемый отказ двигателей», а многие, вероятно, слышали истории про внезапно открывающиеся во время полета люки грузовых отсеков этих самолетов.

И именно McDonnell Douglas DC-10-30 стал виновником крушения Concorde 101. Согласно отчету комиссии, которая расследовала крушение, случившееся в 2000 году, до отправления сверхзвукового пассажирского авиалайнера с ВВП взлетал один из DC-10 авиакомпании Continental Airlines. От одного из его двигателей отвалилась титановая пластина, на которую чуть позже наехал при взлете Concorde 101. Покрышка колеса лопнула, ее фрагмент ударил в крыло — что было потом, вы знаете.

Справедливости ради отметим: если исходить из количества инцидентов на количество часов полета, DC-10 в несколько раз отстает от других участников списка. Причина его «популярности» в подобных рейтингах не до конца ясна.

Boeing 737 считается одним из самых массовых пассажирских самолетов из расчета произведенных и отправленных заказчиками. Первые версии Boeing 737 с двигателями Pratt & Whitney JT8D отправились в воздух во второй половине шестидесятых годов прошлого века. Будучи массовым продуктом, самолеты этой серии иногда относят к «самым опасным», так как одна авария приходится на чуть более чем 500 тыс. часов налета — это часто.

Первый серьезный инцидент с участием Boeing 737 был зарегистрирован в 1972 году. С тех пор их количество достигло 230, как следует из данных Aviation Safety Network (незначительных — больше).

Вероятно, именно популярность Boeing 737 (и, в частности, -100 и -200) и большое количество проданных самолетов сказывается на статистике: чаще аварии случаются не вследствие производственных или конструкционных дефектов, а из-за человеческого фактора. Некоторое количество самолетов все еще находится в эксплуатации, однако обычно у небольших авиакомпаний, которые не могут позволить себе тратиться на что-то более новое, либо в странах третьего мира.

Ту-154 — один из ветеранов, который до сих пор находится в строю. В сравнении с Boeing 737 его показатели «аварийности» примерно в два раза лучше, он значительно превосходит и «аварийно-опасный» Ил-76, который мы не включаем в список. Сейчас самолет, видимо, эксплуатируют на внутренних линиях в ряде стран, однако от него постепенно отказываются.

С участием этого самолета произошло несколько крупных авиакатастроф, унесших жизни многих сотен человек.

Так, за период с 2010 года произошло три авиакатастрофы с жертвами с участием этого самолета. В декабре 2010 года из-за ошибки пилота рейс RA-85744 был вынужден пойти на посадку, однако выкатился за пределы ВВП и разрушился. Тогда погибло 2 человека из 172 на борту. Уже на следующий год из-за сбоя электрической сети на борту рейса RA-85588 случился пожар, погибло 3 человека из 134.

И наконец, самый серьезный инцидент, последний в списке, произошел в 2016 году. Рейс RA-85572 рухнул в море спустя 70 секунд после взлета из аэропорта в Сочи. В катастрофе погибли все 92 человека, находившиеся на борту. Было проведено расследование, однако причины катастрофы были засекречены.

Airbus A320 — еще один массовый пассажирский самолет, точнее семейство, весьма популярное среди авиакомпаний всего мира. Множество эксплуатантов означает и большое количество часов, проведенных в воздухе.

Знаковой стала катастрофа с участием только недавно представленного A320-111, которая произошла во время демонстрационного полета в 1988 году. Тогда экипаж не справился с управлением, опустившись на предельно малую высоту и допустив критическое снижение скорости. В первое десятилетие эксплуатации A320 произошло наименьшее количество аварий с самолетами этой серии, в 2000-х и 2010-х их количество постепенно росло.

За последние пять лет крупнейшая авария с участием Airbus A320 (-214) случилась в мае 2020-го: самолет Pakistan International Airlines разбился во время захода на посадку, погибло 98 человек. Расследование показало, что причиной стало игнорирование экипажем инструкций с самого начала полета и чрезмерное увлечение разговорами о коронавирусе в процессе.

Еще один известный случай с участием Airbus A320 — рейс AWE 1549 компании US Airways. Тогда, напомним, Чесли Салленбергер умудрился после попадания в двигатели птиц посадить борт на Гудзон.

Иногда компанию A320 в рейтингах «самых опасных» самолетов составляют A300 и A310 — зависит от источника статистики.

McDonnell-Douglas DC-9 — в прошлом массовый и популярный самолет, который упоминают чаще, чем DC-10. Точнее, все его модификации и преемников, включая поздние MD-80, MD-90 и Boeing 717. Они участвовали в сотнях инцидентов, в которых в общей сложности погибло более 3,6 тыс. человек. Этот самолет называют «самым опасным» и одновременно «иконой».

Последний раз крупная катастрофа с участием DC-9-83 (MD-83) произошла в 2014 году, тогда погибло 116 человек. Причиной, вероятно, стали технические неполадки и запоздалая реакция пилотов на нехарактерное поведение самолета, говорилось в отчете. Сейчас в строю находится как минимум 26 оригинальных DC-9. Предположительно, их используют в основном военные и для перевозки грузов, один возрастом около 40 лет — для пассажирских рейсов в Африке.

Sukhoi Superjet 100 — как иногда говорят, «жертва обстоятельств»: при небольшом общем налете чуть более 500 тыс. часов с этими самолетами произошло пять инцидентов, из которых в трех жертв не было, в одном погибли все находившиеся на борту 45 человек, в другом — 41 из 78. С точки зрения статистики вполне себе «самый опасный», хотя проблема, судя по всему, не в самолете.

К слову, SS100 редко попадает в популярные рейтинги «опасных» и «безопасных» самолетов: его попросту игнорируют.


Рейтинги «самых безопасных» самолетов носят еще более спекулятивный характер: здесь чувствуется влияние маркетинговых отделов производителей самолетов. Правильнее было бы перечислить «самые безопасные» авиаперевозчики — компании, чьи самолеты вне зависимости от производителя и модели всегда доставляли груз в целостности и сохранности.

Но как-то эксперты отнесли к самым безопасным самолетам Boeing 737-800, назвав 737NG в целом одним из лучших семейств. В то же время это не означает, что аварий с их участием не было, и наличие -200 и -100 в списке «худших» тому доказательство.

Наравне с Boeing 737-800 к «самым безопасным» самолетам относят… и Airbus A320. Причина — как и у конкурента, у него низкий показатель аварий на пройденное расстояние (с учетом популярности это закономерно). Проблема в том, что еще один самолет оказывается на разных полюсах рейтинга.

Также встречается такая информация: например, некоторые источники ставят на подиум самых безопасных самолетов Embraer серии ERJ и, в частности, 130/140/145, которые хоть и участвовали в разных инцидентах, погибших в них не было. Далее в гонке производителей следуют Airbus, Boeing и Bombardier.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by