Ученые разъяснили появление зрительных иллюзий на примерах

 
7416
21 марта 2022 в 12:49
Источник: Сергей Сергеев

Человеческий мозг обрабатывает поступающую от органов чувств информацию, опираясь на уже полученный опыт: примерно по такому принципу функционирует и машинное обучение, поглощая гигабайты данных. Конечно, восприятие не ограничивается лишь собранными массивами данных, все несколько сложнее.

Ученые на примере нескольких иллюзий пояснили некоторые аспекты работы восприятия. Точнее, рассказали, почему они играют с человеческим мозгом.

Посмотрите на фото, предложенные Ричардом Расселом.

Обычно зритель видит женское лицо на левом снимке и мужское — на правом. Однако на деле это одно и то же лицо, однако с разным уровнем контрастности. Поэтому одно лицо выглядит светлее второго.

Так сложилось, что в реальности женское лицо действительно обычно светлее мужского, поэтому мозг, не «спрашивая» нас, определяет лицо с левой фотографии как женское. Наиболее выраженным эффект является, если нет иных черт, которые позволили со 100%-й точностью указать пол человека на снимке. То есть мозг собирает известную ему информацию без участия человека, если так можно выразиться, и создает образ.

А это иллюзия Коффера, которая около 15 лет назад стала лучшей на одном из тематических конкурсов. Ее автором считается офтальмолог Энтони Норциа. Название происходит от английского слова coffer и является архитектурным термином, который в русском звучит как «кессон». При первом взгляде это набор прямоугольных форм, однако затем они могут трансформироваться в круги (хотя видят их не все).

В данном случае мозг пытается собрать сложную мозаику из многих элементов, перегружающих восприятие, и соотнести их с уже известными формами. Чаще всего «основной» фигурой становится именно прямоугольник, так как он встречается вокруг нас чаще, чем круги.

Маска любви — еще один пример необычной иллюзии. Чаще зритель видит сперва размытое лицо в центре маски, однако затем образ можно распадаться на два: мужчину и женщину, которые собираются поцеловать друг друга. Как и в случае с иллюзией Коффера, мозг старается объединить отдельные точки и контуры в цельный образ. И так же для одних главным становится образ двух людей, а для других — единственного лица.

влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 2500 Па, пылесборник 0.6 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса/Amazon Echo/Google Home, мощность 40 Вт, сила всасывания 2700 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (неразборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 33 Вт, сила всасывания 2100 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (неразборная), навигация: лидар (LDS), контактный бампер, датчики перепада высоты

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Сергей Сергеев