19 марта 2022 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Амбиция ценой в $93 миллиарда. Что не так с лунной ракетой NASA

На днях NASA приступило к очень медленному процессу — выкатке полностью собранной сверхтяжелой космической ракеты Space Launch System (SLS) на стартовую площадку в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Эту ракету строили больше десяти лет. Она супердорогая. Критики считают, что еще и супернеэффективная. Казалось, что SLS не полетит, но сегодня она близка к запуску как никогда. Рассказываем об амбициозном проекте, который устарел, так и не стартовав.

Со времен Apollo 17 в 1972 году нога человека больше не ступала на лунную поверхность. Нынешняя программа Artemis («Артемида») должна решить эту незадачу. Сверхтяж SLS и корабль Orion должны в 2025 году доставить на Луну двух человек (среди них точно будет женщина). После чего еще два полета в рамках программы Artemis должны заложить фундамент будущей лунной орбитальной станции и в долгосрочной перспективе — длительного пребывания человека на Луне.

11 часов ракету катили на стартовую площадку

Задача амбициозная. В ее рамках уже в этом году должен состояться первый полет ракеты SLS и корабля Orion. Пока без экипажа. Пустой корабль облетит Луну и вернется обратно на Землю, приводнившись в океане.

Как это часто бывает, столь масштабные испытания столь важных и дорогих объектов регулярно откладываются. NASA только начало выкатывать ракету на стартовую площадку для тестов. Оттуда ее укатят обратно в ангар, где проведут последние измерения и удостоверятся в безопасности старта. Сам старт ожидается не раньше мая, но реалистичное окно запуска может наступить только летом. Главное, конечно, что хотя бы летом этого года.

Подробнее о технической и технологической части американской лунной программы поговорим ближе к старту, а пока хотелось бы сосредоточиться на том, чего все боятся, но не хотят говорить громко. На цене и необходимости существования SLS и Orion.

Сколько это стоит?

В начале марта стала известна стоимость всех затрат на производство SLS и корабля Orion. Суммы просто дикие. Громко о них наконец заявил генеральный инспектор NASA Пол Мартин, который является независимым наблюдателем за действиями космического управления. Выступая на слушаниях в Комитете по науке в Палате представителей по программе «Артемида», Мартин впервые раскрыл информацию об эксплуатационных расходах. На один запуск ракеты с космическим кораблем будет затрачен $4,1 млрд. По мнению Мартина, за эту цену NASA не сможет предоставить какой-либо значимой исследовательской программы, которая была бы основана на SLS и Orion.

Одна одноразовая ракета обходится американским налогоплательщикам в $2,2 млрд, $568 млн тратят на наземную инфраструктуру, $1 млрд стоит частично многоразовый корабль Orion, и еще $300 млн платят Европейскому космическому агентству за сервисный модуль корабля. Но в этот счет не входят те десятки миллиардов долларов, которые NASA потратило с 2005 года на разработку Orion и с 2011 года на работу над SLS. По подсчетам Мартина, с 2012 по 2025 годы на программу Artemis будет потрачено в целом $93 млрд.

У NASA, естественно, были совсем другие планы. Ведомство надеялось, что операционные затраты на одну миссию Artemis не будут превышать $2 млрд. По крайней мере о таком порядке сумм говорили в NASA еще пять лет назад. Но вложиться в эту сумму не получилось.

Могли бы более частые полеты снизить общую стоимость запусков? На это точного ответа у экспертов нет. Известно лишь, что ракеты для программы Artemis будут штучным товаром. NASA собирается выполнять не больше одной миссии в год. Сейчас запланированы пять таких миссий до 2027 года. Черепашьи темпы.

«Одна из проблем, с которой мы столкнулись при разработке SLS и Orion, это, конечно, сложная разработка. Но мы заметили очень плохую работу подрядчика со стороны Boeing, плохое планирование и плохое исполнение», — говорится в докладе Мартина.

Дело в том, что с подрядчиками NASA заключает контракты по схеме «затраты + прибыль». Такая схема гарантирует, что федеральное агентство покрывает все расходы подрядчика, а также выплачивает ему сверху вознаграждение. По мнению генерального инспектора, это снижает мотивацию к своевременному выполнению работ и удержанию в рамках бюджета. Это идет на пользу подрядчикам, но не NASA и программе Artemis.

И это не идея самого NASA. Это рекомендация со стороны членов американской Палаты представителей и Сената.

Неисправимая ошибка

Идея SLS по итогу родилась из двух других отмененных программ NASA. В 2011 году перестали летать космические шаттлы, тогда же Обама закрыл программу Constellation, которая предполагала ракетные полеты к МКС, а в будущем на Луну и Марс, — она была ненормально дорогой.

Решили сделать что-то более дешевое и перспективное, взялись за SLS. Потом в президентский офис пришла администрация Дональда Трампа, который еще в свое правление надеялся отправить американца на Луну. Программа получила ускорение. И хоть ее критиковали, но защитники прибегали к крайним мерам. На SLS так или иначе завязано 16 000 рабочих мест. Да, именно об этом думали политики: основная миссия SLS — предоставить финансирование тем штатам и округам, которые особенно заинтересованы в бюджете NASA.

Большие ракеты, как SLS, могут доставлять много тонн полезной нагрузки на дальние орбиты. Из-за этого они зачастую оказываются дорогими. Но SLS по своей грузоподъемности схожа с другим тяжеловесом — кораблем Илона Маска Starship с разгонной ступенью Super Heavy.

Пока изначальная дата первого запуска SLS небольшими шажками сдвигалась с 2017 года, частная космическая компания SpaceX догнала NASA и дышит ведомству в спину.

В середине февраля Илон Маск устроил презентацию обновленного Starship. Показал его впечатляющую мощность, грузоподъемность и многоразовость. И ускоритель, и корабль будут многоразовыми. В деле посадки и сохранения первых ступеней своих ракет SpaceX уже много собак съела. И вполне может потеснить SLS в деле освоения Луны.

Уже сейчас Falcon 9, Falcon Heavy и Starship планируются в качестве вспомогательных ракет для постройки орбитальной станции. У SLS же есть еще шесть предложенных, но неутвержденных миссий после выполнения запланированных пяти.

«Как только надежность новой системы будет продемонстрирована большим количеством полетов, что может произойти за считаные месяцы, Starship состарит все существующие пусковые системы», — повторяем цитату Рэнда Симберга, аэрокосмического инженера и космического консультанта.

От SLS явно не смогут отказаться. Пять запланированных миссий доведут до конца, сохраняя занятость для тех тысяч американцев, чья работа вот уже несколько лет связана с супердорогой и амбициозной ракетой. Поворачивать назад на стартовом столе — непростительный позор.


синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.3; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A1/B1; ACEA A5/B5; Fiat 9.55535-G1; Ford WSS-M2C913-A; Ford WSS-M2C913-B; Ford WSS-M2C913-C; Ford WSS-M2C913-D; Iveco 18-1811 S1; Renault RN 0700; АвтоВАЗ, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B4; BMW Longlife-98; Fiat 9.55535-H2; Fiat 9.55535-M2; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-A-025; GM-LL-B-025; MB 229.3; Porsche A40; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: GM dexos1 Gen2; ILSAC GF-5, 4 л

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович