Может ли Луна упасть на Землю и что для этого нужно?

19 февраля 2022 в 9:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: John D. Boswell

Может ли Луна упасть на Землю и что для этого нужно?

Автор: Ян Альшевский. Фото: John D. Boswell

Луна находится на стабильной орбите вокруг Земли, поэтому в ближайшее время она вряд ли окажется в опасной близости от нас. Тем более сейчас ситуация следующая: естественный спутник постепенно удаляется от нашей планеты, а не приближается. Даже если процесс обернуть вспять и придерживаться существующего темпа удаления, потребуется неисчислимое количество миллиардов лет, чтобы Земля и Луна «встретились». Но к тому времени Солнце давно умрет (в нынешнем его виде), а на нашей планете будет слишком жарко для жизни.

Продолжаем давать простые ответы на сложные, казалось бы, вопросы. Ранее мы обсудили возможность включить фары на скорости света, рассуждали на тему, сработает ли кока-кола против ржавчины и почему птиц и электриков не бьет током, когда они сидят на проводах. На этот раз мы задались вопросом о том, что будет, если Луна упадет на Землю.

Если вы считаете, что перемещения Луны на самом деле никто не хочет, вы заблуждаетесь. Летом прошлого года американский сенатор-республиканец от Техаса Луи Гомерт задал вопрос ответственному за лесные угодья официальному лицу: можно ли, изменив орбиту спутника, повлиять на изменение климата? Дженнифер Эберлин из US Forest Service не стала давать ответ, а предложила поговорить на эту тему позже.

Фото: ZME Science

Тем не менее на слова Гомерта отреагировали некоторые ученые. Из опубликованных комментариев можно сделать несколько выводов: смещение Луны не поможет бороться с изменением климата, но, что важнее для нас, спутник действительно можно сдвинуть с места. Гипотетически, поскольку встает вопрос о том, как получить достаточно энергии для этого. На самом деле в этом нет ничего нового, ведь еще Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Луна-то легче. Но есть еще и внешние факторы.

Что будет, если Луна начнет сближаться с Землей

Так, в середине 30-х годов этого столетия NASA ожидает колебаний орбиты Луны. Если это произойдет, на Земле могут случиться разного рода катаклизмы и, в частности, сильные наводнения. Это при том, что колебания будут незначительные по астрономическим меркам, а орбита Луны вокруг Земли — эллиптическая (то есть спутник в любом случае то дальше, то ближе). Впрочем, ничего нового: это происходит регулярно с периодичностью раз в 18,6 года. Правда, на этот раз феномен, вероятно, окажется более выраженным, чем ранее: свою лепту добавят уже произошедшие климатические изменения и таяние ледников. Так что существует вполне реальная угроза подтопления прибрежных территорий по всему миру.

Если значительное сближение Луны и Земли все же начнет происходить, гравитационные процессы окажутся более выраженными: приливы и отливы станут гигантскими (не такими, конечно, как на планете Миллер из «Интерстеллара», но все же). Это, в свою очередь, приведет к движению воздушных масс, так что ожидаются проблемы с ветреной погодой, а кое-где на высоте дышать станет намного сложнее — за счет оттока воздуха.

Кроме того, будет меняться форма обоих тел: за счет гравитации их будет притягивать друг к другу, в то же время они попытаются вернуть привычную форму — в едином танце с приливами и отливами. Такой «массаж» разогреет внутренности Земли и Луны, и в нашем случае не исключено повышение вулканической активности.

В таком сценарии есть и положительная сторона: работать придется меньше. Хотя и спать тоже. Дело в том, что по мере сближения объектов скорость вращения Земли будет нарастать, и чем ближе к нам станет Луна, тем короче будут земные сутки. Одновременно Луна заметно подрастет визуально: она и сейчас иногда бывает огромной, а так вообще полнеба закроет. Впрочем, к тому моменту вряд ли кто-то сможет насладиться зрелищем: приливная волна поднимется на высоту примерно как на уже упоминавшейся планете Миллер со всеми вытекающими... Причем по мере сближения Земли и Луны приливы и отливы будут учащаться за счет все более укорачивающихся дня и ночи.

А если Луна упадет на Землю?

Потом случится настоящая драма — когда Луна достигнет так называемого предела Роша. Его описал французский математик и астроном Эдуард Рош еще в 1848 году. Если не вдаваться в тонкости, естественный спутник Земли, приблизившись к ней на определенное (небольшое по всем меркам) расстояние, начнет разрушаться. Это и понятно: приливные силы разорвут его на части — так происходило со спутниками других планет Солнечной системы, превратившихся в кольца. Если принимать Луну как полностью твердый объект, предел Роша для нее и Земли составляет 9,5 тыс. км, однако обычно говорят о 18,3 тыс. км. И обломки доделают то, что не сделали ветры, вода (до момента ее испарения), землетрясения и вулканы, а затем — стремительно остывающая атмосфера Земли. Но перед тем как упасть на поверхность, все эти камни образуют прекрасные кольца вокруг нашей планеты — по линии экватора.

Фото: astronoo.com

И снова относительно хорошая новость: есть шанс, что Земля останется целой после столкновения с Луной или ее фрагментами, какими бы большими они ни были (сам по себе спутник намного легче да и размерами — с четверть Земли). Ну как целой. Нашу планету не разорвет на части, однако вымирание всего живого (или почти всего — тихоходки точно останутся) гарантировано — половина мира превратится в кратер. И марсианская равнина Утопия покажется мелкой ямкой в сравнении с ним.

Кто или что может сдвинуть Луну?

Остается только открытым вопрос, что именно может сместить Луну с орбиты вокруг Земли? Да, это могут быть гадкие пришельцы наподобие Гарри Вандершпигеля, притаившиеся в лунных кратерах. Они, например, прикрепят к спутнику мощные плазменно-синкластические двигатели и внезапно обрушат серый камень на Землю. Хотя внезапно не получится: объект не выдержит нагрузки и рассыпется, поэтому придется действовать медленно и плавно (может, они-то и угоняют Луну, раз она удаляется).

Постер к фильму «Блуждающая Земля»

«Очень теоретически» это может быть какой-нибудь гигантский космический объект, случайно вторгшийся в Солнечную систему. Его масса может оказать влияние на взаимоотношения между Землей и Луной, но такая вероятность исчезающее мала: крупные соседи по планетной системе не дадут этому произойти. Логично, что по этой же причине маловероятно столкновение крупного объекта с Луной — он должен иметь примерно такой же размер, как и спутник, чтобы повлиять на него. Но скорее они разрушатся (и тогда у Земли появится тот самый шанс обзавестись кольцами или группой маленьких Лун).

«Очень гипотетически» через 65—70 млрд лет Луна устанет отдаляться от Земли и повернет назад. Тогда-то столкновение будет неизбежным, но ведь красный гигант, которым к тому времени станет наше Солнце, уже наверняка разберется с жалкими людишками, испарив их.

А если Луна ценой своего существования спасет Землю от гигантского астероида, а сама исчезнет? Дело в том, что она влияет на происходящее на Земле: как минимум это приливы и отливы, еще говорят о магнитных полях и скорости вращения нашей планеты. Да и волки не зря на нее воют. Так что будут проблемы: без приливов и отливов успокоятся ветры, на Земле изменится климат, и даже Грета Тунберг не сможет помочь. Земле будет сложнее балансировать на оси, она начнет раскачиваться: тропики замерзнут, а на полярных полюсах появятся пальмы. Потом все вернется назад и пойдет по новой.

Итак:

• Может ли Луна упасть на Землю? — Да, может.
  • Вероятно ли это? — Практически невозможно (но шанс есть).
  • Что будет, если Луна упадет на Землю? — Миру конец.
  • Что будет, если Луна исчезнет? — Миру конец.
Onlíner рекомендует