37 477
14 февраля 2022 в 17:30
Автор: Виталий Олехнович

Новая космическая авантюра Илона Маска сводит с ума его конкурентов. Про Starship и его перспективы

Илон Маск опять собирается разрушить статус-кво, сложившийся в космической индустрии. Многоразовая ракета Falcon 9 серьезно изменила ландшафт коммерческих запусков. На прошедшей презентации корабля-гиганта Starship Илон озвучил еще более эпичные планы: и ускоритель для этого корабля будет многоразовым, и сам корабль не придется уничтожать в конце полета, да и для дальних полетов он сможет дозаправляться на орбите. Конкуренты напряглись. 

Что такое Starship сейчас?

На презентации Илон Маск показал обновленные показатели корабля Starship, отметив, что в будущем эти числа могут меняться. Высота ракеты — 50 метров, диаметр — 9 м. В ракету можно будет залить 1200 тонн топлива, с которыми она способна будет выводить 100—150 тонн полезной нагрузки в зависимости от орбиты.

Маск планирует, что в будущем для орбитальной перезаправки Starship удастся выводить на орбиту 200 тонн. Эта перезаправка будет важна для путешествий в дальний космос. Например, к Марсу. Именно этой точкой назначения грезит Маск.

Но также этой возможностью смогут воспользоваться корабли Starship, направляющиеся к Луне. NASA в 2020 году выбрала SpaceX в числе одного из трех подрядчиков для разработки системы высадки людей на Луну.

SpaceX уже достаточно успешно стыкует свой корабль Dragon с Международной космической станцией, так что стыковка для дозаправки корабля дальнего следования не должна доставить много проблем.

Отрывать Starship от земли будет разгонный ускоритель Super Heavy. Диаметр у него тот же, что и у корабля, а вот высота побольше — 69 метров. В корпусе прячутся баки, способные вмещать 3400 тонн топлива.

В сборке ракета-носитель будет в два раза мощнее по тяге ракеты Saturn V — самой большой, тяжелой, мощной ракеты, когда-либо созданной человеком. Именно она в свое время доставила человека на Луну. Еще более экстремальный трюк с полетом на Марс хочет провернуть в будущем Маск.

Первый орбитальный полет Starship состоится в этом году. Управление по авиации США уже в марте может выдать соответствующее разрешение.

Двигатели Raptor 2

Ускоритель Super Heavy на данный момент обладает 29 двигателями Raptor, в следующей модификации это число доведут до 33. Двигатели Raptor 2 на данный момент дают 230 тонн тяги, в будущем модификации добавят еще 20 тонн к этому показателю.

На фотографиях, продемонстрированных на презентации, можно было заметить, насколько сильно упростилась конструкция второй версии Raptor по сравнению с предшественником. Также по сравнению с первой версией производство двигателя удалось удешевить в полтора раза.

Переделка была существенной. Ей подверглось практически все: трубочное оборудование, сопла, электроника. Активно избавлялись от лишнего в конструкции, укрепили вращающиеся механизмы и трубы-насосы. Резьбовые соединения переделывали под сварные, что важно при работе с таким высоким давлением, как в двигателе.

На самом Starship сейчас установлены шесть двигателей Raptor. Половина из них предназначена для работы в атмосфере, половина — в вакууме. Возможно, для космической части полета будут добавлены еще три двигателя.

Чем Starship грозит индустрии?

Своей многоразовостью. Дело в том, что NASA вместе со своими контрактниками уже много лет реализует проект на десятки миллиардов долларов — двухступенчатую сверхтяжелую ракету-носитель Space Launch System с кораблем Orion. SLS делает Boeing, Orion — Lockheed Martin. Проект затянулся, бюджет разросся, а в инновациях отстает от SpaceX на поколения.

Предполагается, что первые три миссии «Артемида» к Луне будут выполняться этими ракетами. Каждый запуск будет обходиться примерно в $2 млрд, так как для каждого нужна своя ракета и корабль. SLS может оказаться чересчур дорогой для заявленной цели — установления постоянного присутствия на спутнике Земли.

По словам Маска, года через два-три стоимость полета Starship может составлять $10 млн. Это супердешево. Но, конечно же, все будет зависеть от частоты полетов. Так как и корабль, и ускоритель являются многоразовыми, Маску вполне может удастся тот же трюк с удешевлением полетов в космос, который он провернул с помощью ракеты Falcon 9.

При этом Starship будет доставлять куда больший объем грузов на куда более дальние орбиты и куда чаще.

«Представьте, что мы живем в мире, где самолеты — одноразовые. Цена на билет на такой самолет была бы попросту абсурдной. А затем появляется кто-то с многоразовыми самолетами. Это бы полностью перевернуло представление о полетах», — говорил Маск во время презентации. Его Starship грозит выбросить в мусорку весь объем работы, проведенный NASA и ее партнерами. SLS попросту не сможет так же часто и так же дешево атаковать небосвод.

И если по планам NASA Starship пока является лишь звеном в цепочке к покорению Луны, то в ближайшие годы этот корабль может стать всей цепью.

«Как только надежность новой системы будет продемонстрирована большим количеством полетов, что может произойти за считаные месяцы, Starship состарит все существующие пусковые системы», — считает Рэнд Симберг, аэрокосмический инженер и космический консультант.

«На пути, вероятно, будет несколько ухабов, но мы хотим сгладить их с помощью спутниковых и тестовых миссий, достичь высокой частоты полетов и получить что-то чрезвычайно надежное», — сказал Маск, понимая как всю сложность задачи, так и ее перспективность.


802.11ax (Wi-Fi 6)/Bluetooth 5.1, 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1775 Mbps, 802.1X, 1xWAN, 4xGigabit LAN, 2xUSB
802.11ac (Wi-Fi 5), 2.4 ГГц/5 ГГц, до 2033 Mbps, 1xWAN, 3xGigabit LAN
802.11ax (Wi-Fi 6), 2.4 ГГц/5 ГГц, до 2976 Mbps, 1xWAN, 3xGigabit LAN
Автор: Виталий Олехнович