21 434
28 января 2022 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: The New York Times

Криптобро делают интернет 3.0. Пока получаются криптовалюты и картинки, которые можно копировать

Под закат прошлого года самыми популярными в техноиндустрии словами стали «web3» и «метавселенная». Первое обозначает децентрализованный интернет на блокчейне, второе — комбинацию интернета и виртуальной реальности. И то, и другое адепты называют будущим, новым этапом в развитии привычной нам сети. За обоими концептами стоят большие деньги и много человеко-часов труда. Первый продвигают «криптобро», второй — крупные корпорации вроде Facebook (Meta). Оба рискуют с треском провалиться.

Это как игра в испорченный телефон: виртуальная и дополненная реальность в какой-то момент вдруг превратились в метавселенную, а блокчейн стал будущим интернета в виде web3. Именно на этой версии сказочных благ интернета будущего и хотелось бы сосредоточиться сегодня.

Вокруг web3 много разговоров про децентрализацию сети и выброшенную на помойку историю компаний из бигтеха (Microsoft, Facebook, Amazon и других). Но достаточно поскрести по обложке этого сборника сказок, как на свет божий показывается неприглядная сущность.

Выглядит она как ребрендинг технологий, которые пять лет назад так и не смогли родить ничего существенного, кроме криптовалютной лихорадки. Кривая хайпа по блокчейну взобралась на свой пик где-то в 2018-м, после чего о технологии успешно позабыли на три года.

Opera недавно представила web3-браузер со встроенным криптокошельком, новостями о крипте, возможностью покупать NFT и криптовалюту

Но стоило биткоину пойти в рост, как интерес к блокчейну вернулся, и теперь вместо россыпи ICO сеть наводнили криптобро с проектами для web3. Отхайповавшая свое технология приоделась в новые блестящие шмотки. Под капотом остался все тот же блокчейн со всеми своими недостатками, о которых мы писали ранее.

Как выразился британский инженер Стивен Дил, «по своей сути web3 — это пустая маркетинговая кампания, которая пытается переформулировать негативные ассоциации общественности с криптоактивами в ложное повествование о подрыве гегемонии устаревших технологических компаний». Он не одинок в таком убеждении, но обо всем по порядку.

Что такое web3 по версии адептов

Однажды интернет уже прошел этап перерождения. На заре становления это был Web 1.0 со статичными страничками на HTML и серверами, которые поднимали энтузиасты или фирмы для своих сайтов и почтовиков. К версии 2.0 сайты превратились в приложения, которые работают в браузере, бизнес начал арендовать серверные мощности, а интернет-компании — превращаться в крупные корпорации, которые к настоящему времени монополизируют эту сферу жизни. Amazon, Microsoft, Facebook, Apple, Google — это тот самый бигтех, который подмял индустрию под себя.

Идеологию web3 противопоставляют Web 2.0. Это должен быть интернет, в котором данные и контент децентрализированы и не зависят от гигантов. Сооснователь Ethereum Гэвин Вуд впервые использовал этот термин в 2014 году, окрестив таким образом «децентрализованную онлайн-экосистему на основе блокчейна». Она была призвана отобрать рычаги управления сетью у больших корпораций и вернуть обычным юзерам право распоряжаться своими данными и контентом, отобрать финансовые потоки у банков и государства, заменив их всевозможными токенами и прямым обменом между пользователями.

Почему web3 критикуют

В настоящее время все это сводится к блокчейну и криптовалютам, а web3-проекты больше похожи на игровые порталы для торговли криптой, в которых для конечного пользователя нет никакой технической выгоды. Децентрализация оказывается крайне урезанной, а основные и фундаментальные технические ограничения остаются нерешенными. Так вкратце и в приличной форме можно описать основные претензии, которые предъявляют этому виду интернета критики.

Основатель защищенного мессенджера Signal, криптограф и специалист по компьютерной безопасности Мокси Мэрлинспайк отмечает, что адепты web3, рассказывая о блокчейне, всегда напирают на принципы распределенного доверия, консенсуса сети, безопасности и невозможности подделать блокчейн. Но они забывают о клиентской части, о том, как будет взаимодействовать со всем этим конечный пользователь из браузера или со смартфона. Смартфон не может участвовать в этой схеме, приложения должны работать с блокчейном, а тот не сможет существовать на мобильном устройстве пользователя. Нужны прокладки в виде удаленных серверов, работающих с блокчейном. В итоге существуют компании, которые продают API-доступ к узлам Ethereum в качестве сервиса. И все децентрализованные приложения работают, по сути, через две такие прокладки: Infura или Alchemy.

В январе Мокси разразился большим постом по итогам своего опыта в создании нескольких децентрализованных приложений и собственного NFT. Так что он говорит о непосредственной практике, а не о теории.

Мокси Мэрлинспайк о «децентрализации» web3

Столько труда, энергии и времени было потрачено на создание механизма распределенного консенсуса без упования на доверие, но практически все клиенты, которые хотят получить к нему доступ, делают это, просто доверяя выходным данным этих двух компаний без какой-либо дополнительной проверки

Также он раскритиковал NFT — невзаимозаменяемый токен, который стал популярным в виде бирок для приобретенных цифровых изображений. Оказалось, что, покупая NFT, люди, по сути, приобретают URL-адрес, который ведет на сервер с изображением. И пускай этот адрес хранится в блокчейне, но прокладки наподобие OpenSea могут удалить его со своего сервиса, и нестираемый токен перестанет отображаться во всех кошельках пользователя — потому что все кошельки работают через API этих же прокладок, а не напрямую с блокчейном. Мокси поставил подобный эксперимент и был поражен результатом. Подробнее о нем можно прочитать в его блоге или в переводе на «Хабре».

Программист пришел к выводу: каким бы децентрализованным ни был сам блокчейн, для удобства его использования рядовыми юзерами все равно нужны компании, которые будут становиться только крупнее и со временем превратятся в драконов, которых и должны были уничтожить.

Также он подчеркнул, что децентрализованные системы девяностых отмерли во многом потому, что развивались медленнее, чем конкретные централизованные платформы. О стандартах децентрализованных вещей сложнее договариваться, разрабатывать и воплощать их в жизнь. Разработка идет медленно, в отличие от платформ, которые в несколько итераций разработки могут обогнать опенсорс. Застой подобных проектов привел к росту и процветанию того, что было банально удобнее для конечного пользователя.

С Мокси согласны многие технари — в пику криптоинвесторам и венчурным фондам, которые оседлали нового любимого конька хайпа.

Кевин Вербах, профессор и автор книги «Блокчейн и новая архитектура доверия»
Многие так называемые решения web3 не так децентрализованны, как кажется, в то время как другим еще предстоит показать, что они масштабируемы, безопасны и достаточно доступны для массового рынка. Это может измениться, но не факт, что все эти ограничения будут преодолены.

Кевин Вербах, считает web3 маркетинговым брендом, связанным с различными блокчейнами и криптовалютами. По его мнению, web3 хайпят сильнее, чем он продвинулся во внедрении на самом деле. Да, много людей торгуют криптой и покупают NFT, но это не значит, что они используют децентрализованные альтернативы основным технологическим платформам.

Маск негодует

Сооснователь Twitter Джек Дорси был смелее в своих высказываниях. Он назвал web3 игрушкой венчурных капиталистов, которые пытаются перестроить интернет вокруг технологии блокчейн и торговли криптовалютами: «В конечном итоге это централизованная организация с другим ярлыком».

В прошлом году венчурный капитал в США профинансировал 460 блокчейн-проектов на общую сумму $12,75 млрд. Крупные шишки собирают в своих руках децентрализованные проекты, чтобы сделать добро для маленьких наивных революционеров. Смешно.

Венчурный фонд Andreessen Horowitz закопал в криптопроекты миллиарды, создал в Вашингтоне лоббистскую команду, которая будет продвигать идеи web3 для перестроения интернета, его демократизации и борьбы с нынешними гигантами сети.

Илон Маск поддерживает Джека Дорси в скепсисе относительно web3. «Сейчас это больше маркетинговое словечко, чем реальность. Кто-нибудь видел web3? Не могу его найти», — потешается в своем твиттер-аккаунте предприниматель.

Как и Дорси, он считает: обещания о том, что новая версия интернета вернет управление данными пользователям, — это сказочная утопия.

Владеть интернетом и своими данными можно только в одном случае: если купить много серверов и хранить свои фотографии там. В противном случае между вами и вашей информацией всегда будет прокладка, которая будет зарабатывать даже на самом децентрализованном блокчейне в мире.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: The New York Times