31 093
25 января 2022 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович

Это поразительно и отвратительно! Роботы-гуманоиды выглядят до жути реальными и внушают страх

Робот Ameca не выходит у меня из головы. Инженеры уже давно пытаются делать максимально похожих на людей роботов-гуманоидов. Однако создатели Ameca решили зайти еще дальше: наделить свое создание не только похожим на человеческое лицом, но и эмоциями. Это не робот с эмоциями, а робот, который может имитировать эмоции, не имея их. Это поразительно и отвратительно одновременно.

Эмоции в стеклянных глазах

В начале декабря робот Ameca завирусилась в социальных сетях. Британская компания Engineered Arts впервые продемонстрировала одну из своих ключевых и впечатляющих разработок. Хотя и до этого она больше десятка лет работала в индустрии роботостроения, сосредоточившись на человекоподобных роботах. В портфолио компании уже были замечены интригующие демонстрации.

Ameca же именно завирусилась — во многом благодаря тем эмоциям, которые демонстрировали на ее бледно-сером лице черепные моторчики. «Спящий» робот ворочает плечевым суставом, а потом словно просыпается: глаза и рот Ameca широко раскрываются, будто после страшного сна, она часто моргает, зрачки бегают по сторонам, пока она не замечает собственные руки. Вскинутые вверх брови, плавные движения пальцев, шок, легкое смущение и приветственная улыбка — чертов робот играет получше некоторых актеров.

Ameca — демонстрационная система. У нее есть ноги, но они не двигаются, а основные технологии искусственного интеллекта сосредоточены в системе зрения. В каждом из ее глаз установлено по камере. Они отслеживают и распознают людей, следят за их лицами и другими объектами на расстоянии до двух метров. Еще одна камера высокого разрешения установлена на груди.

Там же размещен динамик, с помощью которого она общается с окружающими: «Я создана как исследовательская платформа взаимодействия робота и человека. Общение — моя приоритетная задача». Вопросы Ameca слышит благодаря встроенным в уши бинауральным микрофонам. Это позволяет ей распознавать речь сразу нескольких человек.

Весь набор камер используется для оценки гендера, эмоций и возраста человека, находящегося перед роботом. Умное ПО считывает эмоции на лице человека: страх, злость, удивление и многие другие.

Ameca вызвала настоящий фурор на прошедшей в начале года выставке CES в Лас-Вегасе. Толпы людей хотели посмотреть на того самого эмоционального робота из интернета, который разыграл на видео целую постановку по осознанию себя и своего существования. «Как робот, я совсем ничего не чувствую. Но если бы я могла, то была бы счастлива быть здесь», — так отвечала Ameca на вопросы о том, нравится ли ей выставка.

Морган Ро, операционный директор Engineered Arts
«Основное применение человекоподобных роботов сейчас — это сфера развлечений, коммуникации, обслуживания, взаимодействия с другими людьми. Ameca — это кульминация того, что мы можем делать сегодня. Но она по-прежнему не совсем человек. Мы не хотим, чтобы она выглядела в точности как человек. Мы хотим, чтобы она была похожа на робота, каким человек представляет роботов в будущем во всех этих фантастических фильмах».

Черепная коробка Ameca состоит из 17 моторов, которые и создают своеобразное волшебство лицевой мимики робота. Вместе с движениями плеч и рук это создает широкую градацию эмоций, которые может демонстрировать робот. Среди них есть и злость. Правда, найти демонстрацию этой эмоции на видео не удалось, она присутствует только в буклете.

Еще одна интересная деталь об этом роботе: он работает на облачной системе Tritium. Клиенты могут подключаться к системе через веб-браузер с любого устройства, связанного с интернетом, а уже в системе можно обслуживать, обновлять и настраивать робота.

Одна из функций — возможность говорить дистанционно через робота. Используя встроенные камеры и микрофоны, можно управлять взглядом робота, вступать через него в беседу, демонстрировать эмоции.

Для продвинутых юзеров есть возможность с помощью языка программирования Python создавать собственные функции управления и подпрограммы для робота.

Зловещая долина

Морган Ро, операционный директор Engineered Arts
«Мы обнаружили, что когда ты пытаешься сделать робота суперпохожим на человека, то это выглядит более зловеще. Это попадает прямиком в зловещую долину. Но когда мы делали Ameca, мы вытащили ее из этой долины, сделав менее человекоподобной: пластик, металл, серая кожа. Люди воспринимают ее более положительно. Она нравится им больше, чем ультрареалистичные роботы, которых мы делали».

Engineered Arts разрабатывает человекоподобных роботов почти 15 лет. Первой заметной их разработкой стал RoboThespian. Это пластиковое подсвеченное лицо с двумя LED-экранами вместо глаз вы, скорее всего, подсознательно помните. Довольно милый робот, который, впрочем, по сегодняшним меркам не является чем-либо выдающимся. У него есть туловище, руки и пальцы, голова и челюсть, имитирующие человеческие жесты.

Позже у этой модели появилась версия с проецируемым с помощью пикопроектора лицом, которое анимировалось в режиме реального времени.

За несколько лет разные модификации этого робота разошлись тиражом в 120 экземпляров в 27 странах мира (чаще как дивные игрушки для различных выставок).

В 2018 году Engineered Arts представили роботов, которые совсем не походили на роботов — скорее на вполне настоящих людей.

«Mesmer — это не простые аниматроники. Они подключены к интернету. Они могут ощущать людей, они могут реагировать. Эти персонажи обтянуты лучшей в ТВ-индустрии кожей. Приглашаем проследовать с нами в зловещую долину».

Они оказались чрезвычайно реалистичными. Но стоит присмотреться к ним повнимательнее, как мы видим, что это совсем не люди. Это на подсознательном уровне вызывает у человека чувство беспокойства, а порой даже отвращения и жути — тот самый феномен зловещей долины, который еще в 1970-х годах впервые описал японский робототехник Масахиро Мори.

Мори заметил, что люди находят роботов более привлекательными, когда те похожи на человека. Правда, работало это лишь до определенного момента. Когда роботы оказывались чересчур похожими на людей, те испытывали чувство тревоги и дискомфорта, а иногда страха.

Масахиро Мори, робототехник
«Я заметил, что, продвигаясь к цели сделать роботов похожими на людей, наша близость к ним возрастает, пока мы не приходим в долину, которую я называю зловещей».

Кто-то связывает эффект зловещей долины с биологией, другие видят в этом культурные предпосылки. Сам Мори считал, что эффект может быть связан с эволюционными факторами: реакцией человека на потенциальную угрозу смерти или болезни. Что-то похожее на человека, но совсем не живое — словно столкнулся с чем-то мертвым или умирающим.

Человек и робот — это две совсем разные, даже взаимоисключающие категории. И когда одно приближается к точке, где граница размывается, может возникать чувство когнитивного диссонанса, что, в свою очередь, оказывается триггером психологического дискомфорта. Что-то, что выглядит как человек, в реальности выдает себя чуждым человеку поведением. И это может пугать.

Взгляните хотя бы на этого деморобота Cleo из нового поколения Mesmer.

Выше мы цитировали представителей Engineered Arts: в случае с Ameca от точки, за которой начинается зловещая долина, разработчики решили сделать шаг назад. Ameca в общих чертах напоминает человека, но в ней без проблем угадывается робот.

Лишив робота внешнего сходства с человеком, ей дали имитацию эмоций. С одной стороны, это хорошо сработало на восприятии Ameca. Она не столь страшит, как предыдущие куклы от Engineered Arts. С другой — эти эмоции, пускай и столь «выпуклые» и явно выраженные, подсознательно наделяют робота человечностью — не внешней, а внутренней. Да, все понимают, что эти эмоции запрограммированы, просто скрипты, которые в правильной последовательности дергают лицевые моторчики робота.

Но зачем наделять машину совершенной имитацией эмоций — эксклюзивным качеством, присущим людям, через которое мы читаем друг друга, вырабатываем привязанность или неприязнь? Робота с эмоциями проще включить в сообщество людей, но эмоции эти будут запрограммированной пустышкой и в большинстве случаев будут направлены на то, чтобы удовлетворить человека и поместить его в зону комфорта.

Для чего роботу демонстрировать эмоции? Чтобы заменить человеку живое общение? Не окажется ли это еще одной формой эскапизма, при которой удовлетворяющая имитация замещает неидеальный и несовершенный живой мир? Теплые ручки, которые погружают в пелену расслабленности и спокойствия, отгораживая от несовершенства реального мира и его проблем в коммуникации с окружающими.

Культура отказа от общественной жизни и социальная изоляция в Японии — стране, бегущей впереди всей планеты, — демонстрирует, с какой социальной разобщенностью может столкнуться развитое общество. Запросто можно представить хикикомори и отаку, единственными собеседниками которых будут человекоподобные роботы с человекоподобными эмоциями.

Но, естественно, в луддизм мы скатываться не собираемся. Мы остаемся технооптимистами и верим, что технологии лишь улучшают наш быт и дают надежду на светлое будущее, в котором будут решены все проблемы.

Может ли Ameca появиться в домах обычных людей в ближайшее десятилетие? Сами создатели отмечают, что уже сегодня наш дом наполнен роботами и умными механизмами, которые делают конкретные задачи лучше, так как они под них и заточены. Роботы-пылесосы, умные колонки, посудомойки…

Кому нужен робот-гуманоид, который стоит дороже самого дома? Может быть, когда-нибудь, лет через 50 подобная железная горничная и станет универсальным помощником, но на данный момент (и в ближайшие десятилетия) она не сможет быть столь же эффективной, как россыпь мелких роботов для выполнения конкретных задач по дому.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович