9461
24 января 2022 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков

20 лет назад американец на российском корабле сумел покинуть Землю и стать первым космическим туристом

В 2001 году в околоземное пространство вышел первый в мире космический турист — Деннис Энтони Тито. Нельзя сказать, что путь туда у американца получился легким. При этом надо учитывать, что Тито — мультимиллионер, заплативший за свой полет $20 млн. Но несмотря на гражданство и первоначальное желание пройти подготовку в США, оказаться на орбите у предпринимателя вышло на российском корабле чуть ли не при угрозах со стороны NASA.

Тито — на самом деле первый космический турист?

Фактически — да, формально — не совсем. Еще в 1986 году первым в мире космическим туристом должна была стать учительница Криста Маколифф, которая вошла в состав экипажа американского космического челнока «Челленджер». При этом сам термин «космический турист» применительно к Кристе не совсем подходит: на борту она должна была выступать в качестве специалиста по полезной нагрузке. Сама же идея отправить в космос педагога принадлежала президенту США Рейгану, объявившему о старте программы «Учитель в космосе» в 1984 году.

Криста Маколифф

Однако полет Маколифф и всего «Челленджера» позже назвали «катастрофой в прямом эфире»: 28 января 1986 года на 73-й секунде после взлета корабля произошел взрыв, что привело к гибели семи членов экипажа, в том числе Кристы. Причины произошедшего изучались досконально, самый вероятный сценарий — проблемы в резиновых уплотнителях в стыках между секциями твердотопливных ускорителей челнока. Они были рассчитаны на работу при температуре не ниже +11℃, а накануне запуска температура воздуха опустилась до −2℃. Это привело к утечке газа.

На сайте Роскосмоса также добавляется: Деннис Тито стал первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на околоземную орбиту на коммерческой основе. В 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма отправился на станцию «Мир» как космонавт-исследователь. Там он вел теле- и радиотрансляции, а также выполнял эксперименты. Но за подготовку и полет Тоехиро заплатила телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System — в рекламных целях.

Космонавты Акияма (Япония), Афанасьев и Манаров (СССР) перед полетом на космическом корабле «Союз ТМ-11», 1990 год

«Поскольку стоимость данного полета была оплачена его работодателем, журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом. Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на Международную космическую станцию для того, чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора», — заключается в материале.

Итальянец по происхождению, инженер по образованию

История Денниса довольно занимательна. По происхождению мужчина итальянец. В какой-то момент его родители (отец работал в типографии, а мать трудилась швеей) решили иммигрировать в Штаты, где в 1940 году в Нью-Йорке и родился Деннис.

Как и многие дети того времени, Тито с самого юношества был увлечен мыслями о космосе. В материале CNN, вышедшем в прошлом году по случаю двадцатилетия события, приводятся слова Денниса о причинах такой заинтересованности: «Мой полет в 2001 году не был из разряда того, как кто-нибудь мог подумать: „О, хочу стать знаменитым, поэтому побываю в космосе“. Это была цель, которую я поставил себе еще в 1961-м». «В том году советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе», — добавляет издание. «В молодости я был просто очарован этим», — заключает Тито.

Такое увлечение повлияло на выбор будущей профессии. В 1962 году молодой человек окончил инженерный колледж при Университете Нью-Йорка и получил степень бакалавра по астронавтике и аэронавтике. После Тито пошел работать в одно из подразделений NASA (Jet Propulsion Laboratory — лаборатория реактивного движения), где занимался проектами полетов автоматических станций к Венере и Марсу, а также баллистическими расчетами полетов межпланетных станций Mariner.

Степень магистра Деннис получил в Политехническом институте Ренсселера. Однако в открытый космос, если верить уже слегка походящим на легенду словам будущего бизнесмена, с такими компетенциями тогда не брали. Места в космических миссиях распределялись среди более опытных пилотов, и Деннис оставил свою должность в NASA. Интересно, что в 2002-м Тито получил еще одну научную степень — доктора технических наук — все в том же институте Ренсселера. Но это произошло уже после его полета — тут речь идет скорее о звании за заслуги.

Ушел в финансисты, основал фирму по управлению инвестициями, но не перестал мечтать о космосе

В начале 1970-х годов Деннис решился на изменения в своей жизни и прошел курс обучения в школе управления Андерсона при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, а уже в 1972-м основал компанию под названием Wilshire Associates Inc. Компания достаточно успешно работает и по сей день (правда, в прошлом году ее поглотила CC Capital and Motive Partners) и является «ведущим поставщиком услуг в области управления, консалтинга и технологий инвестиционной деятельности».

Если говорить проще, в основанной Тито фирме применяли математические инструменты для анализа рыночных рисков — якобы будущий космический турист использовал аналогичные математические методы еще в своей научной астрономической работе. Если верить книге «Финансовые инструменты» под редакцией Фрэнка Фабоцци (финансовый аналитик с ученой степенью доктора экономических наук, доцент Школы менеджмента Йельского университета), в Wilshire Associates Inc. создали индекс Wilshire 5000 — индикатор фондового рынка, критерием включения в который выступает рыночная капитализация компаний. Индекс используется в качестве показателя обширного тренда цен акций.

Короче говоря, дела у Тито и его компании пошли в гору. За годы с ее основания до момента своего полета предприниматель успел стать долларовым мультимиллионером. Но практически все это время, как утверждает Деннис в своих воспоминаниях, он не оставлял надежды побывать в орбитальном пространстве. И такой случай представился.

Недовольство NASA и $20 млн за возможность стать частью экипажа МКС

В 1990-х годах российская космонавтика испытывала определенные финансовые сложности: с распадом СССР средств на отрасль выделялось в разы меньше, чем в прошлые десятилетия.

И предложение о посещении МКС, которое поступило Роскосмосу от предпринимателя, на тот момент уже успевшего побывать в Москве, и американской компании Space Adventures (сейчас предоставляет доступ в космическое пространство частным лицам, специализируется на маркетинге), предполагавшее выплату $20 млн за возможность занять место на борту экипажа, направляющегося к тогда еще дополнявшейся новыми блоками международной станции, заинтересовало российскую госкорпорацию.

К тому же Деннис с самого начала планировал полететь не на МКС, а на советскую (а позже российскую) орбитальную станцию «Мир». Однако в начале 1990-х процесс из-за новизны затянулся. В итоге космическая экспедиция, в которую был включен Тито, к «Миру» вообще не полетела. А впоследствии «Мир» затопили в южной акватории Тихого океана.

Так МКС выглядела в 2002 году

Почему Деннис вообще обратился к российской стороне, а не к американской? Тогдашнее руководство NASA не рассматривало возможность отправки в космос «туристов» — ни за счет бюджетных средств (как в трагическом случае с «Челленджером»), ни при самостоятельной оплате людьми, желающими побывать на орбите. При обращении Тито руководство NASA в принципе отвергло Денниса и решило не допускать его к тренировкам в Центре имени Линдона Джонсона в штате Техас.

Более того, даже когда Деннис договорился с российской стороной о цене своего полета на МКС и пребывания там, в NASA раскритиковали такое решение. Представители агентства заявили, что посторонний человек будет отвлекать членов экипажа от их прямых обязанностей. Сам же Тито заявлял, что это продиктовано его возрастом (в 2001 году мужчине шел 61-й год), а также неумением говорить по-русски.

Тогда в NASA предложили включить в состав экипажа немца Томаса Райтера, опытного члена Европейского корпуса астронавтов. Но ни сам Райтер, ни NASA не смогли (или в случае с американской корпорацией не захотели) инвестировать в программу дополнительные $20 млн, и российская сторона настояла на полете Тито. В итоге так и произошло.

Восемь месяцев тренировок для почти восьми дней в космосе

Тито обучался в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина на протяжении восьми месяцев (правда, с перерывами). В интервью BBC Деннис вспоминал, что именно подготовка оказалась самой изнуряющей необходимостью, а не сам полет, который «был веселым».

Тито, Мусабаев и Батурин. Фото: Роскосмос

Американец проходил не только физические испытания, но и готовился технически. Ему пришлось освоить основы управления космическим кораблем вплоть до его ручной стыковки с самой МКС — на тот случай, если автоматика откажет. После успешной сдачи всех важных тестов в центре подготовки Денниса даже назначали оператором бортовых систем корабля «Союз ТМ-31». В экипаж вместе с бизнесменом попали 50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин.

28 апреля 2001 года корабль стартовал с космодрома Байконур, и через два дня экипаж достиг МКС. Всего в космосе Деннис Тито провел 7 дней 22 часа 4 минуты, совершив 128 облетов вокруг Земли (каждый виток обошелся ему в $150 тыс.). Правда, все прошло не без инцидентов. На взлете у бизнесмена прихватило сердце, а затем Деннис сильно ударился головой о люк корабля на орбите. Однако все обошлось. Серьезных последствий для здоровья американца это не повлекло, и по прибытии «турист» участвовал в транспортировке доставленных на станцию грузов.

В остальное время Деннис «слушал музыку, вел дневник и снимал фото и видео Земли». Кроме того, его напарники еще несколько раз продемонстрировали Тито назначение приборов корабля, чтобы тот ненароком их не повредил (в таком случае бизнесмену пришлось бы оплачивать ремонт самостоятельно). Но ничего такого не случилось.

По возвращении на планету Тито говорил журналистам: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю». А в интервью BBC, приуроченном к недавнему юбилею своего полета, Деннис повторил: «Можете представить, что у вас есть восемь дней в полной невесомости и в то же время в полной эйфории? Сейчас, спустя уже 20 лет, могу сказать, что не было ни одного дня, когда бы я не вспоминал о том опыте».

Что было дальше?

После Денниса Тито космическими туристами смогли стать еще шесть человек. На МКС в 2001—2009 годах их также доставляли на российских кораблях семейства «Союз» по контрактам со Space Adventures. У Тито были планы по отправке за счет средств частных лиц космического корабля к Марсу, но идею быстро свернули: бизнесмен признал несостоятельность этого плана без поддержки и финансирования со стороны американского космического агентства.

Впрочем, с того времени ситуация с частными полетами в космос точно сдвинулась с мертвой точки. О планах по относительно скорому покорению (или хотя бы посещению) Марса довольно часто заявляет глава компании SpaceX Илон Маск. В 2021 году пределы земной атмосферы ненадолго покинул британец Ричард Брэнсон. Спустя девять дней после Брэнсона на 20 километров выше него пролетел в космической капсуле американец Джефф Безос. Наконец, в 2021-м российская актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко побывали на МКС для съемки художественного фильма.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Антон Мерзляков