Классические новогодне-рождественские фильмы приелись почти так же, как «Голубой огонек»? Не проблема. Специально для любителей новых ощущений мы вместе с VOKA собрали список фильмов, которые смело деконструируют подход к праздничным лентам и не боятся взглянуть на самую светлую и душевную ночь года под особым углом. Скучно не будет: в нашем списке вы найдете философское фэнтези, парочку хоррор-лент, боевик, черные комедии и меланхоличное инди.
Экранизация одного из самых пронзительных романов сэра Терри Пратчетта вышла максимально британской: неторопливой, театральной, слегка вычурной и крайне верной первоисточнику. Пожалуй, это может оттолкнуть людей, который смотрят исключительно блокбастеры, но с таким же успехом картина очаровывает людей, готовых к новым впечатлениям.
Сюжет ленты экстравагантен — иного от Пратчетта ожидать и не приходится. Накануне Страшдества (не требует расшифровки) Плоский мир лишается единственного Санта-Хрякуса, дедули, ответственного за подарки для послушных детей. Местные родители не привыкли баловать детей своими руками, поэтому в отсутствие желающих за специфическую работу приходится браться Мрачному жнецу, Смерти. Но, конечно, главная цель самого человечного персонажа Плоского мира отнюдь не в увеселении беспечных народцев: он берет на себя роль Санты, чтобы на следующее утро Солнце взошло.
Безумно трогательная история исследует тот дух Рождества, о котором не принято говорить, сосредотачивает внимание на несправедливости, от которой не спасает даже сакральная ночь: пока сильные мира сего тешат себя изысканными яствами, бедняки питаются объедками, а бездомные дети засыпают под окнами счастливых семей.
Но не стоит думать, что Пратчетт только разбивает сердца. В первую очередь «Санта-Хрякус» кажется мощнейшим философским рассуждением о том, как вера меняет человеческую жизнь и мир в целом.
Кто сказал, что рождественские декорации не сочетаются с эстетикой жанра ужасов? Явно не Боб Кларк, который устроил на экранах праздничную резню в общежитии женского колледжа, тем самым сняв один из первых слэшеров в истории. И даже не Элвис Пресли, относивший «Черное Рождество» к своим любимым фильмам. И тем более не Джон Карпентер, которого лента вдохновила на не менее культовый «Хеллоуин».
Раз на то пошло, идею об убийце, который созванивается со своими будущими жертвами, находясь с ними в одном доме, Кларк придумал не первым. Авторы картины отталкивались от популярной американской городской легенды «Няня и мужчина наверху»: в ней безумный маньяк, убившей несколько невинных детей, звонил присматривающей за ними девушке и просил ее подняться наверх, чтобы проверить подопечных. Эта история, в свою очередь, была вдохновлена нераскрытым жестоким убийством Джанет Кристман. Она тоже была няней, но в остальном реальность была даже жестче: ее изнасиловали и убили прямо в гостиной чужого дома.
Еще больше достоверности фильму подарил монреальский серийный убийца Уэйн Бодден. Известный как «Вампир-насильник», этот маньяк оставлял следы укусов на телах своих жертв. Судя по всему, именно такого злодея видел сценарист «Черного Рождества» Рой Мур в качестве главного антагониста картины.
Даже в эпоху тотальной деконструкции всего и вся аморальная рождественская история Терри Цвигоффа под патронажем братьев Коэн выглядит непозволительно дерзко. Кажется, с момента выхода ленты в 2003 году лишь единицы набрались достаточной наглости, чтобы переплюнуть ее.
Ограбление в канун самого светлого праздника, конечно, и близко не откровение. Маколей Калкин сталкивался с квинтэссенцией такой сюжетной находки в те дни, когда ничего и не подозревал о всяких запрещенных веществах и алкоголе. Однако, одно дело — грабить во время каникул опустевшие дома семей, умчавших на отдых, и совсем другое — устроиться в супермаркет на роль Санты и его эльфа-помощника, чтобы в сочельник взломать охранную систему магазина и вдоволь поживиться всем необходимым для безбедного существования до следующей зимы.
Впрочем, герои фильма оскверняют Рождество не только своим бесчеловечным планом. Непутевые Уилли и Маркус на протяжении всего фильма упоенно сквернословят, заливают за воротник литры горючих смесей, пинают рождественских оленей и занимаются почти что публичным сексом в десятке метров от еще верящих в Санту детей, разрушая одним фактом своего существования всю волшебную атмосферу праздника. Но Рождество на то и Рождество, чтобы давать шанс на искупление даже откровенным отбросам общества. Впрочем, заслужить это искупление персонажам придется потом, кровью и рефлексией.
Пока большая часть зрителей постсоветского пространства будет настраиваться на новогодний лад «Иронией судьбы», можно пойти против системы и посвятить время другому праздничному фильму с любовным лейтмотивом. В этом случае вашим выбором обязана стать чудесная инди-лента «Рождество, опять».
Немногословная и созерцательная картина Чарльза Покела погружает в цикличные будни Ноэля, продающего елки в Нью-Йорке. Парень дарит окружающим праздник, хотя самому ему совсем не до Рождества: недавнее расставание с любимой не отпускает ни на секунду. Впрочем, у Вселенной свои планы на депрессию Ноэля — вскоре парень находит в парке девушку, потерявшую сознание, что заставляет его хоть немного выйти из эмоциональной спячки.
В любом случае фильм совсем не стремится к банальному хэппи-энду. Как и явно не желает рассказывать зрителю слишком много, предлагая просто погрузиться в декабрьскую меланхолию и наблюдать за героями истории, глаза которых говорят куда больше угловатых диалогов. И хотя название ленты вместе с сумрачным Ноэлем будто бы пытается внушить, что Рождество — всего лишь приправленный гирляндами и хвоей день, ничем не отличающийся от других, кажется, к концу сюжета этот цинизм безальтернативно проигрывает тихой надежде на «все будет хорошо».
Современные дети живут в прекрасное время: Дед Мороз радует подарками даже непослушных ребят, а угрозы родителей остаться в Новый год без презента кажутся просто неловкой попыткой мотивировать непослушное чадо. В Средневековье все было иначе: как минимум альпийских малышей пугали Крампусом, сверхъестественным помощником Николая Чудотворца. Он наказывал несносную детвору, пугал или даже забирал в свою пещеру.
В последние десятилетия эта жуткая сказка получила новую жизнь в кино. И самую эффектную попытку возродить сакральный рождественский ужас сделал режиссер Майкл Догерти в одноименной ленте 2015 года.
В хорроре «Крампус» рогатое праздничное зло избавляется от ненужного компаньона Святого Николая и вовсю орудует расширенным списком полномочий: убивает без разбора и детей, и взрослых, вплоть до случайных водителей фургонов, оставляет смертоносные ловушки и размахивает цепями с крюком как заправской мясник. Впрочем, рождественский черт имеет на это все основания — он все еще верно охраняет спокойствие хороших ребят и изощренно наказывает плохих.
Говорят, что просмотр «Крампуса» в праздничную ночь может гарантировать образцовое поведение младшего поколения на год вперед. Главное — ненароком не травмировать ребенку (да и взрослому) психику.
Есть два типа людей. Первые уверены в том, что хрестоматийный образец того, как Брюс Уиллис спасает невинных людей от террористов, вторгнувшихся на праздничную вечеринку, по определению не может быть рождественским фильмом. Вторые же закупаются мандаринами, строгают оливье и при свете елочной гирлянды коротают декабрьские вечера за «Крепким орешком».
Само собой, на полном серьезе определить классический боевик с Брюсом Уиллисом в одну категорию с такими картинами, как «Эта замечательная жизнь» или даже «Один дома», невозможно. Хотя, если задуматься, все нужные атрибуты для этого есть: и большая елка, и традиционные наряды, и сама пора года, которую преступники решили испортить своим появлением. И правда, если первую часть «Гарри Поттера» многие считают отличным рождественским фильмом, хотя празднику посвящено едва ли 15 минут, то кто может лишить такого права «Крепкого орешка»?
Такая дискуссия разгорелась в Twitter несколько лет назад. И пока здравомыслящие люди пытались максимально вдумчиво разложить ситуацию по полочкам, веселые интернет-тролли без проблем легитимизировали свою точку зрения. Пора принять и смириться: теперь «Рождественский орешек» — новый символ праздника.
В конце концов, Рождеству совсем не обязательно быть центральной темой фильма, чтобы иметь право служить частью его декораций. Такое мнение разделяет как минимум режиссер Шейн Блэк, который обуздал целый праздник и превратил его в неотъемлемую часть собственного творческого почерка.
Фанаты киновселенной Marvel наверняка помнят, как в финале третьего «Железного человека» на зрителей обрушился град рождественских фейерверков, хотя летний блокбастер даже и не намекал на декабрьский вайб. И это отнюдь не первый случай, когда Шейн так заигрывает со всеми любимой темой.
Ярче всего, пожалуй, это заметно в ленте «Поцелуй навылет». Там тоже есть Роберт Дауни-младший, который еще не успел стать плейбоем, миллионером и филантропом, но выглядит безукоризненно обаятельно. А играет он вора-неудачника, который случайно попадает на съемки голливудского боевика, там успевает сдружиться с бывшим профессиональным сыщиком, а в конце концов и сам пробует себя в детективном бизнесе, расследуя запутанную историю убийства в Лос-Анджелесе.
Блестящей черной комедии совсем не мешает тот факт, что события происходят в канун Рождества со всем вытекающим. Впрочем, это особо и не помогает — просто дополняет картинку вызывающими детский трепет в груди атрибутами.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by