Спецпроект

Не «Игрой престолов» единой. Вспоминаем главные фэнтези-сериалы современности

21 декабря 2021 в 17:40
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Не «Игрой престолов» единой. Вспоминаем главные фэнтези-сериалы современности

Источник: Кирилл Петренко

Фэнтези-сериалы не теряют в актуальности. Сначала весь мир на протяжении нескольких лет следил за «Игрой престолов», затем «Ведьмак» стал одним из главных стриминговых хитов, а к концу 2022 года подоспеет многообещающий проект по вселенной «Властелина колец». Чтобы не отставать от новой моды, вместе с VOKA вспоминаем главные фэнтези-шоу последних лет.

«Ведьмак» (2019—...)

Пожалуй, самый громкий фэнтези-сериал после «Игры престолов» с не меньшей армией разномастных фанатов: кто-то влюбился в творчество Анджея Сапковского, наткнувшись на его томики в книжном магазине, кто-то посвятил десятки часов шикарным видеоиграм по серии романов, а кто-то ждал сериал исключительно из-за Генри Кавилла — такое тоже сложно осудить.

Впервые перенести действие романов на экран попытались в Польше еще в 2001 году. И хотя раритетный «Ведьмак» способен вызвать ностальгическую слезу, особой популярности он не снискал. Альтернатива от Netflix добиралась до зрителей долго — сквозь дебри критики за актерский состав и излишне политкорректные решения (это было в духе времени). Особенно фанатам не понравилась исполнительница роли Йеннифер (актриса индийского происхождения Аня Чалотра) и темнокожие эльфы. При этом сериал растерял толику славянского колорита, придававшего аутентичность книжной серии, и в некоторых частях превратился в базовое средневековое фэнтези без уникальных черт.

Но даже эти неурядицы не помешали триумфу «Ведьмака». Вскоре после выхода сериал установил уникальный рекорд: за четыре недели его посмотрело 76 миллионов человек, что на тот момент было абсолютным максимумом для дебютного проекта. Экс-Супермен Генри Кавилл оказался хорош в роли профессионального охотника на монстров. Экшен-сцены, пусть и не столь частые, радовали откровенным смакованием безжалостной резни, а горькое послевкусие финала «Игры престолов» легко перебивал исконно фэнтезийный вайб — с фантастическими тварями, эффектной магией и самым настоящим бардом, словно бы из D&D.

Конечно, совсем идеальным сериал не вышел. Его ругали как минимум за не самый стройный сюжет и затянутую экспозицию. Второй сезон провел работу над ошибками — теперь причин избегать «Ведьмака» не осталось.

«Темный кристалл: Эпоха сопротивления» (2019)

В 1982 году один из создателей «Маппет-шоу» Джим Хенсон представил аудитории уникальную ленту «Темный кристалл» — мрачное фэнтези с передовыми аниматрониками-марионетками в главных ролях. Казалось бы, столкновение малосовместимых видов искусства, экспериментальное и самоуверенное, было обязано провалиться уже на старте разработки идеи, но по итогу проект стал по-настоящему культовой историей.

Продолжения фанаты так и не дождались. Зато получили приквел — как оказалось, в заметках Джима Хенсона и его товарища Фрэнка Оза осталось немало материала, достойного экранизации. Шоу, права на которое в конечном счете достались Netflix, не отказывается от визуального наследия предшественника и при этом выглядит изумительно: неприкосновенные герои-аниматроники, сконструированные настоящими мастерами своего дела, все еще вносят львиную долю обаяния. Плюс ко всему сериал считается самым дорогим проектом с использованием марионеток, а значит, стоит к нему присмотреться хотя бы по этой причине.

«Эпоха сопротивления» действительно качественно исследует мир «Темного кристалла». Если оригинальная лента воспринималась чуть ли не как постапокалиптический эпос о последнем представителе своеобразной расы гельфингов, то приквел поначалу кажется куда радужнее: эльфоподобные создания только-только узнали, что могущественные бессмертные скексисы, почитаемые почти как божества, на самом деле пожирают жизненную энергию мира Тра. У главных героев, кажется, еще есть время все изменить, хотя, понятное дело, просто им не будет.

«Тень и кость» (2021—...)

У каждого жанра искусства есть свои клише и архетипы. Хоррор может обойтись без особняка с полтергейстами, но зачем? В фантастике куда проще бороздить бескрайний космос благодаря прыжкам сквозь гиперпространство. А население фэнтезийных миров вынуждено существовать бок о бок с адскими тварями: в эпосе Мартина, например, жители севера стеной отгородились от сверхъестественных белых ходоков, на просторах Азерота из Warcraft даже самые свирепые бойцы долгие годы сторонились Ледяной короны и ее нежити, а несчастные аборигены из манги «Девочка из Чужеземья» привыкли держаться подальше от  таинственного леса с потусторонними чудовищами.

Сериал «Тень и кость», экранизация бестселлеров Ли Бардуго, чтит традиции. Свежеиспеченный бриллиант жанра царь-панк отправляет зрителя в живописную страну Равка, очевидно вдохновленную царской Россией и полную опасностей: мало того что разделенное надвое государство вынуждено жить в пламени перманентной гражданской войны, так еще больше хлопот доставляют сумрачные монстры из Тенистого каньона — места выхода на поверхность первозданной тьмы.

Главным героем сериала выступает юная сударыня Алина. Кажется, ей суждено было стать еще одним живым клише жанра: только магический дар девушки способен положить конец происходящим ужасам. А пока кульминация скрыта где-то за горизонтом событий, сериал развлекает сюжетами меньшего масштаба: романтическими линиями на фоне насупленного мира, изумительными нарядами героев в духе экспрессивного царизма и изобретательным дизайном сказочной страны в принципе.

«Колесо времени» (2021—...)

Переплюнуть нетленную классику литературы вроде «Властелина колец» ой как непросто — такая амбициозная затея загнала в глубокую депрессию не одного начинающего фантаста. Американский писатель Роберт Джордан, в свою очередь, может считаться образцом зрелого подхода к культурному наследию: он не боится вдохновляться великими эпосами прошлого и даже напрямую заимствовать из них сюжетные ходы, чтобы новая история воспринималась читателем как что-то близкое и родное.

Поэтому не стоит удивляться, если в экранизации «Колеса времени» ряд сцен покажутся пугающе знакомыми. Например, история спасения четверки главных героев из деревни, куда вторглись приспешники злодея, наверняка напомнит первые минуты приключений непутевых хоббитов в компании Арагорна. Другое дело, что Джордан и авторы сериала сами понимают, чем чреват такой подход — с головой в сомнительные референсы никто не уходит.

И пускай добраться до безопасного места невольным героям помогает могущественный маг, кого-то отчаянно напоминающий, история с самого начала все же исследует другую тему — концепт избранного, мессии, способного как спасти от антагониста Темного и его армии монстров весь мир, так и разрушить его одним щелчком пальцев. Такая двусмысленная завязка подогревает интерес к происходящему на просторах классического фэнтезийного Средневековья.

Оригинальный цикл Роберта Джордана насчитывает 14 романов, перенесение которых на экран займет явно не один год. Зато «Игра престолов» уже может напрячься: как минимум по размаху и затянутости сюжета у нового проекта Amazon есть все шансы вырваться вперед и объявить гегемонию на десятилетие, даже больше.

«Карнивал Роу» (2019—...)

Эффектное шоу с Орландо Блумом и Карой Делевинь в главных ролях в свое время сравнивали в прессе с работами Нила Геймана и серией Mortal Engines фантаста Филипа Рива, известной у нас благодаря вольным экранизациям под названием «Хроники хищных городов». Однако люди, читавшие комикс «Сказки» или игравшие в одноименный квест от Telltale, наверняка найдут общие черты и с романом Билла Уиллингхэма, где герои фольклора вроде Большого серого волка и Трех поросят жили в человеческом мире и сталкивались с недетским криминалом, болью и жестокостью.

Похожий концепт и у сериала «Карнивал Роу»: мифологические существа мигрируют из естественного ареала обитания в альтернативный мир в духе викторианской Британии, потому что их дом захватили нехорошие люди. Кентавры, феи и прочие фавны вынуждены ассимилироваться, но это не снижает накала социальных противоречий между представителями человеческой расы и их гостями — в конце концов трения выливаются в череду жестоких убийств, которую и придется расследовать персонажу Орландо Блума. А ведь он, если задуматься, сам в каком-то смысле тот еще эльф.

Не стремясь соответствовать стереотипным представлениям о жанре фэнтези, сериал здорово играет на поле своего сеттинга, смешивая сказочное и максимально приземленное, сплетая историю, полную волшебства, с неприглядными сторонами знакомого нам мира, с расизмом и нищетой. И да, в ходе работы над шоу авторы периодически заигрываются, уходя в сторону мыльных опер, что может испортить впечатление, заданное первыми сериями. Но выглядеть по меньшей мере любопытно от этого «Карнивал Роу» не перестает.

«Американские боги» (2017—...)

У Нила Геймана всегда был особый подход к жанру фэнтези: вместо того чтобы изобретать новые миры с заржавевшей атрибутикой Средневековья, автор мастерски внедрял вымысел в будничные земные декорации. В «Песочном человеке» он рассказывал о приключениях сверхъестественной сущности по имени Сон. В «Благих знамениях» вместе с сэром Терри Пратчеттом отправил демона Кроули и ангела Азирафеля опекать Антихриста, чтобы предотвратить конец света. В «Американских богах» мэтр остался верен себе: организовал батл между парочкой поколений богов на просторах нашего родного космического тела.

Даже такой эпичный, казалось бы, сюжет у Геймана и, соответственно, в экранизации его романа переворачивается с ног на голову. Разношерстные мифологические небожители в лице Одина, Анубиса и даже славянского Чернобога сталкиваются с идолами современности — антропоморфными глобализацией и медиа. А наблюдает за этим роковым противостоянием вчерашний заключенный по имени Тень, который устраивается на работу телохранителем загадочного мистера Среды ради возвращения к жизни жены, погибшей в автокатастрофе.

«Американские боги» — тот тип шоу, к которым нужно быть готовым, чтобы перетерпеть донельзя неспешный темп повествования и нежелание авторов лишний раз ввести зрителя в курс дела. Первый сезон проекта не охватывает и половины оригинального романа, причем вместо активного действия приходится следить за созерцательными странствиями главных героев и бесконечными диалогами, пусть и в красивой визуальной обертке. Впрочем, подождать стоит — с каждым сезоном сериал только набирает ход.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by