17 декабря 2021 в 8:00
Источник: Клим Картохин

Восторг или провал? Рецензия на блокбастер «Матрица: Воскрешение»

Время от времени мы пишем о том или ином фильме: «самый ожидаемый в этом году», «фильм года, а то и десятилетия», «знаковое для нынешнего поколения кино». Продолжение «Матрицы» больше всего этого. В свое время трилогия (но особенно первый фильм) взбудоражила сознание людей по всему миру. Творение тогда еще братьев Вачовски стало по-настоящему культовым, причем не только среди заядлых любителей кино. Про сиквел и говорить нечего — это действительно самая ожидаемая премьера за последние уже чуть ли не четверть века. Груз ответственности на Лане Вачовски невероятный. Особенно с учетом того, что шансов повторить успех оригинала у «Воскрешения» практически нет.

За что все полюбили «Матрицу»

Помните, когда вы впервые посмотрели ту самую первую «Матрицу»? Наверняка помните, не зря ведь фильм Вачовски стал системообразующим элементом культурного кода нынешнего общества. Это только на первый взгляд кино как кино, на самом же деле трилогия оказала огромное влияние как на кинематограф в частности, так и на развитие западной (считай, мировой) культуры в целом.

За что все полюбили «Матрицу»? За то, что перед нами уникальный фильм, в котором было все, чтобы понравиться совершенно разным категориям зрителей.

Философия. Почти всегда фильмы «с идеей» тяжело маскируются под блокбастеры и для широкой аудитории смотрятся скучно. «Матрица» оказалась другой. При всей зрелищности, о которой поговорим чуть ниже, в фильм заложили богатый пласт с многочисленными отсылками к религии, древним мифам и разным философским течениям.

Сотни, если не тысячи научных и околонаучных работ посвящены тому, как «Матрица» рассуждает на такие темы, как свобода выбора, будущее человечества, стремление к просветлению, иллюзорность бытия и многие другие. Все это сложно назвать новым словом в кинематографе. Но ни до, ни после «Матрицы» не было блокбастеров, где подобный микс идей смотрелся бы органично и зрелищно.

Графика. Вы наверняка помните спецэффект с остановкой времени в кадре при продолжающей движение камере. Сколько фильмов с тех пор в том или ином виде повторяли эффект Bullet Time! Он прочно закрепился не только в кино, но также в компьютерных играх и даже на корпоративных вечеринках (у вас же были фотосессии с парой десятков камер, установленных по кругу?).

На компьютерные спецэффекты потратили почти четверть бюджета «Матрицы». И эти вливания дали о себе знать. В 1999 году графика ленты выглядела как привет из далекого будущего. Невероятно, поразительно, гениально — такие и множество подобных восторженных эпитетов вполне заслуженно получали авторы фильма и спецэффектов к нему. «Матрица» задала новые стандарты для всей индустрии развлечений, а Bullet Time стал неразрывно ассоциироваться с творением братьев Вачовски.

Стиль. Итак, есть идеи и крутая графика — этого уже достаточно, чтобы снять крутое кино. Однако Вачовски этого было мало, и в бочку золота они добавили еще пару ковшей алмазов. Ко всему прочему «Матрица» — еще и невероятно стильное кино, которому суждено было стать законодателем мод.

Сплав киберпанка и хакерской субкультуры породил такую волну интереса, что она не улеглась до сих пор. Зеленый цвет стал прочно ассоциироваться с хакингом. Костюмы и плащи из кино перешли в реальную жизнь. О солнцезащитных очках и говорить нечего. Бегущие вниз зеленые символы стали настолько явно восприниматься обывателями в качестве «хакерского кода», что настоящие киберпреступники и сами начали прикола ради использовать подобное оформление в некоторых «зловредах».

А ведь на самом деле показанный в фильме код — всего лишь зеркально отраженные буквы латинского и японского алфавитов, а также цифры. Зашифрован в нем, к слову, рецепт суши. И вот такого внимания к мелочам в «Матрице» очень много. На протяжении нескольких лет после релиза фильма интернет заполнялся сайтами, где любители разгадывали многочисленные зашифрованные послания авторов ленты.

Такой была первая «Матрица», по праву вошедшая в историю кино, — многогранная, зрелищная, со смыслом и на стиле. А потом последовали продолжения…

Тяжело быть продолжением

«Перезагрузка» и «Революция» были неплохими фильмами. Они собрали отличную кассу, зрители в целом приняли их хорошо, хоть, скорее всего, главным образом на волне эйфории от первой «Матрицы». Объективно же лучше стали лишь спецэффекты, да и то не всегда и не везде. В целом ничего нового на фоне родоначальника оба сиквела ни сказать, ни показать не смогли. По сути, это были продолжения ради продолжения, которые грех было не снять на фоне успеха первой части.

С «Воскрешением» все еще сложнее, потому что это и сиквел, и в некотором роде ремейк. Новый фильм Ланы Вачовски так щедро одаряет самую первую «Матрицу» реверансами, что, кажется, еще чуть-чуть, и хитро выстроенные перекрестные отсылки превратятся в самоповторы. Но все же авторам удалось избежать откровенного самокопирования. Более того, в целом «Матрица: Воскрешение» — хорошее кино, которому очень далеко до оригинала. По все тем же причинам, о которых упоминали выше.

Философия. Увы, сказать что-то новое и/или оригинальное в этом направлении практически невозможно. Поэтому «Воскрешение» старательно повторяет все сказанное в «Матрице», разве что слегка меняя вектор. Поэтому если и свобода выбора, то не для человечества, а для конкретного человека. Если иллюзорность настоящего и будущего, то не для всех, а для меня и тебя. Если и стремление к счастью, то не для всех, а для двоих.

Такая персонификация вроде бы должна сильнее вовлечь зрителя эмоционально. На деле «Воскрешение», которому все равно никуда не деться от сравнения с первой «Матрицей», проигрывает прародителю, эпичность которого привлекает внимание куда больше, чем эмоциональные эпизоды о всепобеждающей силе любви. Наверное, потому что на эту тему в кинематографе уже сказано столько всего, что очередная попытка вырастить хоть что-нибудь на этой выжженной почве обречена на провал.

Еще хуже, что, не имея возможностей и способностей сказать что-то новое, Лана Вачовски очень хочет это сделать. В результате получаются пространные и банальные диалоги о бинарности/небинарности, месте человека в мире и обществе, навязываемых стереотипах и недостатках социума. Наверняка особенно удобно делать это в обществе, которое позволяет человеку быть тем, кем он хочет и кем себя чувствует.

Графика. Современное кино избаловало нас развлечениями. Плохо это или хорошо — вопрос дискуссионный. Факт в том, что зритель уже давно пресыщен спецэффектами. Крутой графикой уже давно не удивить. Фильмы, которые делают ставку только на это, останутся не у дел, потому что нынче мы даже самые дорогие и невероятные визуальные эксперименты принимаем как нечто само собой разумеющееся.

Ничего похожего по степени влияния на индустрию, как в случае с Bullet Time, авторам «Воскрешения» придумать не удалось. Здесь есть несколько достойных сцен с погонями, перестрелками и драками, однако все они моментально забудутся и не окажут сильного воздействия ни на зрителя, ни на индустрию. Добротно, стерильно, зрелищно — все так, как и должно быть в современном блокбастере. Хорошо, но ничего нового.

Есть попытка развить идею с Bullet Time. Делают это очень настойчиво, долго и несколько раз. Неплохо, но все это уже давно и не раз было в других фильмах, снятых как раз под влиянием «Матрицы» более чем 20-летней давности. Хуже того, боевые сцены в «Воскрешении» почему-то сняты на порядок хуже. Недостаток драйва пытаются компенсировать судорожно дрожащей камерой. И все равно заметно, что кулаки и ноги не касаются тела оппонента. Просто пересмотрите оригинал и сравните с тем, как поставлены бои в продолжении.

Стиль. В этом направлении все старания костюмеров свелись к ярким нарядам обновленного Морфеуса, который теперь напоминает модников из Конго. Но в целом продолжение более-менее придерживается стиля оригинала с его латексными костюмами, темными очками, вездесущим «хакерским кодом» и прочими атрибутами «настоящей матрицы».

Источник фото из Конго: CNN

Отсылки и намеки тоже присутствуют, но большинство из них завязаны на первой «Матрице». Не назвали бы это паразитированием на успехе, но и ничего глубинного здесь нет. В целом «Воскрешение» в этом смысле проще оригинала. Здесь уже у фанатов вряд ли хватит материалов для сооружения самых безумных теорий и разгадывания незаметных пазлов. Новая «Матрица» куда проще, и даже занятные оммажи в сторону предшественницы она делает так, чтобы всем все сразу стало ясно.

Иногда подобные упрощения даже пугают и заставляют немножечко обижаться на Лану, которая, кажется, уверена, что зритель с 1999 года серьезно деградировал. Поэтому намеки, которые могли бы выглядеть как интересные ассоциативные загадки, нам всенепременно разжуют и уложат в рот.

Это в «Матрице» фразы «Следуй за белым кроликом» и мельком показанной татуировки было достаточно, чтобы восхититься аллюзиями на Кэрролла и его пронизанные символизмом сказки. В «Воскрешении» зрителю вдолбят аллюзии в голову. Поэтому героиня по имени Багз добавляет, что зовут ее так по примеру кролика Багза Банни. КРОЛИКА, понятно? Нет? Вот тогда еще татуировка с кроликом крупным планом, а вот еще раз, покрупнее.

Несмотря на эти упрощения, сюжет, напротив, стараются нагрузить усложненными конструкциями — этакая «нолановщина», существующая только ради самой себя и никак не развивающая сюжет, характеры или авторские идеи. Поэтому вокруг простой идеи «Спасти Тринити» громоздится куча ненужностей с «запасным мозгом», «неожиданной» встречей и тщательно артикулируемыми воспоминаниями о прошлом.

«Лучшее средство от тревоги — ностальгия»

В «Воскрешении» хватает недостатков, но, повторимся, выпирают они в первую очередь при сравнении с «Матрицей». Есть в новом фильме и моменты, которые радуют. Особенно хороша первая треть картины, когда разработчик трилогии игр «Матрица» Томас Андерсон ходит к психотерапевту и как может участвует в рабочих совещаниях.

В такие моменты Лана Вачовски здо́рово отрывается и красиво высмеивает киностудии. Особенно хороша рефлексия по поводу «Матрицы». В фильме биг-боссы заставляют разработчиков сделать четвертую часть одноименной игры, и те начинают креативить, вспоминать, что первая «Матрица» взрывала игрокам мозг своей инновационностью. И сейчас, мол, нужно сделать так же.

Что ж, наверное, так Лана посмеялась над нами, понимая, что ничем наши мозги в «Воскрешении» пошатнуть не получится. Недаром ведь в уста одного из персонажей вложили фразу о том, что было бы неплохо вернуться с новыми героями на прежнее место.

Что еще понравилось? Спасибо гримерам, что не стали омолаживать Нео и Тринити. А за то, что из них под конец слепили почти марвеловских супергероев, которым только фаерболов в руках не хватает, кому-то заготовлено отдельное место в кинематографическом аду.

6
Оценка автора
«Воскрешение» обречено на сравнение с «Матрицей». Потому что только в сравнении с ней открываются достоинства премьеры. Но вместе с тем это же сравнение наглядно показывает, насколько новому фильму далеко до гениального предшественника. В отрыве же от него «Воскрешение» — обычный, посредственный по современным меркам киберпанк-боевик, который с серьезным выражением лица пытается проповедовать не самые свежие идеи.
1000 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 50х69 см
Нет в наличии
500 элементов, тематика люди/морская/мультипликация/транспорт, сюжет Гарри Поттер, рекомендуемый возраст 5 - 6 лет, 61х43 см
Нет в наличии
100 элементов, тематика животные, 31х28 см
500 элементов, тематика города, рекомендуемый возраст 9 - 14 лет, 47х33 см
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Клим Картохин