На большие экраны выходит третья, заключительная часть очередного «паучьего» киноцикла. Уж не знаем, продолжит ли Том Холланд эксплуатировать роль Человека-паука, но на сегодня именно он, если не брать в расчет анимационные фильмы и сериалы, остается лучшим супергероем с паутиной в руках. Сходили в кино и посмотрели, каким вышло прощание (по крайней мере на данный момент это так) с трилогией Джона Уоттса. Подсказка: фильм рассчитан в первую очередь на фанатов киношного Паука, остальным может быть скучно.
Вспоминать всю историю «паучианы» смысла нет. Нынешний фильм связан с двумя проектами авторства Сэма Рэйми и Марка Уэбба соответственно. Первый стартовал в начале 2000-х и запомнился Пауком в исполнении Тоби Магуайра. Потом была пара фильмов поскучнее с Эндрю Гарфилдом в главной роли.
Какие-то из первой пятерки фильмов получились лучше, какие-то — хуже, но в целом зрителям и одно, и второе прочтение комиксов в киношном формате зашло. Воспитанные на мультсериале середины 1990-х ребятишки выросли во вполне взрослых фанатов. Немудрено, что Человеку-пауку пришлось расползтись везде, где можно дотянуться до глаз и кошельков поклонников, включая не только кино, сериалы и мультфильмы, но и игры.
Многие настороженно отнеслись к новой трилогии, за которую взялся малоизвестный на тот момент режиссер Джон Уоттс. Главную роль доверили Тому Холланду, который, как казалось некоторым, не очень подходил для этой миссии. Тем не менее новый «Человек-паук» стартовал бодро, опасения остались позади.
Особенно хорош оказался предыдущий фильм — «Вдали от дома». Авторы нашли идеальный баланс из мягкого юмора, ярких приключений, спецэффектов и подростковой драмеди. Вышло не только зрелищно (эта опция по умолчанию включена практически во всех кинокомиксах Marvel), но и мило, душевно, легко и по-настоящему забавно. Даже незамысловатый сюжет подкупал своей простотой и искренностью, отсутствием пафоса и подтруниванием над супергеройскими штампами.
Увы, «Нет пути домой» совсем не похож на предшественника — разве что названием да исполнителями основных ролей. В остальном же перед нами, пожалуй, самая слабая часть трилогии. Авторы перечеркнули все прошлые заслуги франшизы и ударились в фан-сервис. Что ж, гикам придется по душе. Если же вы не готовы проводить вечера за обсуждением суперспособностей антагонистов Человека-паука, то вам может быть очень скучно.
Сюжетно «Нет пути домой» начинается сразу после завершения предыдущей серии — «Вдали от дома». Мистерио повержен, а мировая общественность узнала, что Человек-паук — это 17-летний парнишка по имени Питер Паркер. Более того, стараниями не очень хороших людей многие теперь уверены, что именно Паучок повинен во многих смертях и страданиях, тогда как по-настоящему хорошим парнем был Мистерио.
Естественно, проблем у Паркера стало еще больше, чем раньше. Папарацци и прочие неравнодушные граждане буквально не дают ему жить и учиться, подкарауливая у дома и возле вуза. Но это еще полбеды, ведь многие теперь считают Питера как минимум неуклюжим неудачником, а то и коварным злодеем. Так что количество фанатов Паука и его ненавистников примерно подравнивается. И парню, и его друзьям (кроме самых предприимчивых) опасно ходить по улице.
Уставший от всего этого Питер решает обратиться за помощью к могущественному Доктору Стрэнджу. Тот парнишку пожалеет и предложит провести обряд очищения памяти у населения всей планеты, в результате которого люди забудут о том, что Питер Паркер = Человек-паук. Все бы ничего, но заклинание не сработает. Люди о Паучке не забудут, зато вместо этого Нью-Йорк начнут наводнять злодеи из параллельных вселенных. Так что все, что показывали в трейлерах, действительно правда: в этом фильме появятся ключевые антагонисты из трилогии Сэма Рэйми и дилогии Марка Уэбба, начиная с Зеленого Гоблина и лепсоподобного Доктора Осьминога и заканчивая Электро.
Теперь перед Питером и его друзьями стоит задача загнать все это отродье туда, откуда оно прибыло, то есть в их вселенные. С другой стороны, уж очень хочется попробовать перевоспитать злодеев. В конце концов, почти все они стали плохими парнями поневоле и, по сути, являются выдающимися учеными, инженерами, электриками и так далее.
Сюжет как сюжет. Но только не для фанатов. Для ребят, которые плотно сидят на теме Человека-паука, здесь неприлично много контента, перекликающегося с разными вселенными, фильмами, сюжетными линиями и прошлым разных героев. От восторга можно визжать как минимум раз в минуту, то есть всего 148 раз. И это одна из проблем «Нет пути домой» как фильма, а не как елея для фанатов.
Два с половиной часа — много почти для любого фильма, но для «Человека-паука» особенно. Цель такого хронометража понятна: режиссер попробовал потоньше размазать толстый слой с огромным количеством персонажей. К тому же на вооружение снова взяли нагнетание серьезности и пафоса.
От предыдущих двух фильмов здесь мало что осталось, если не считать троицу героев. Испарилась легкость, практически исчез юмор (он здесь есть, но по-настоящему смешная шутка одна на весь фильм), а вместо запоминающихся эффектных приключений зрителю в который раз предлагают темный Нью-Йорк с парочкой набивших оскомину локаций.
Экшен-сцены хороши, но по-другому в современном блокбастере от Marvel и быть не может. Другое дело, что их здесь относительно немного, зато длиннющие эпизоды между стычками заполнили сеансы психоанализа. Серьезно, мне сложно вспомнить, в каком еще супергеройском фильме так много самокопания и попыток разобраться в себе. DC с ее Темным рыцарем не в счет.
Бо́льшую часть хронометража люди и супергерои на экране рассуждают о своем предназначении, разбираются в чувствах к друг другу, препираются и делают отсылки к предыдущим частям кинофраншизы. Лично знаю людей, которые наблюдают за этим, широко открыв глаза, впитывая каждое слово и трепеща от каждой «пасхалки». Если вы принадлежите к армии фанатов Паука, то наверняка тоже будете готовы разбить щи всякому, кто посмеет усомниться в гениальности «Нет пути домой».
Зритель же, который не хочет разбираться в хитросплетениях мультивселенных и копаться в прошлом Человека-паука, может сильно заскучать. Здесь есть положенные для любого дорогого фильма Marvel потрясающие спецэффекты. Однако на фоне хронометража они кажутся очень уж редкими, а все, что заполняет время между ними, запросто вызовет зевоту, а не слезы (на которые рассчитывают авторы ленты, доверху пичкая ее «эмоциональными моментами»).
А вот к актерам претензий никаких. Все еще считаю Тома Холланда лучшим Человеком-пауком, чей образ ближе всех подобрался к каноничному комиксовому супергерою. Разве что, в отличие от предыдущей части, разочаровывает Джейкоб Баталон. Лучший друг Питера на этот раз не столько шутит, сколько мило улыбается и неуклюже бегает. Забавно, но не то.
«Человек-паук: Нет пути домой» получился неоднозначным. На разных сервисах и агрегаторах фанаты взвинтили рейтинг фильма до небес. Что ж, имеют полное право, потому что это действительно ценный подарок для гиков. Что делать, если вы не имеете хотя бы звания прапорщика в армии поклонников Паука? Становиться фанатом или на всякий случай взять с собой в кино подушку.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by