Если это выглядит как утка, ходит как утка, крякает как утка, то это пирамида. Примерно так основатель лайткоина Чарли Ли в 2017 году высказался про BitConnect. Несмотря на многочисленные предупреждения, тысячи инвесторов вкладывались в то, что оказалось уткой. BitConnect обещала вкладчикам до 40% прибыли ежемесячно, ее криптовалюта доросла практически до $500, а 16 января 2018 года рухнула в пропасть. Инвесторы остались с носом, основатели — c 325 тыс. биткоинов стоимостью более $2 млрд. Рассказываем историю грандиозной аферы BitConnect.
Индусу Сатишу Кумбхани было чуть за 30, когда он придумал цифровой токен BCC, блокчейн BitConnect и одноименную платформу. В нее предлагалось вкладывать биткоины в обмен на BCC, которые должны были автоматически приумножаться — +1% в день к сумме на счету — в теории с рекламных проспектов с солидными финансистами в пиджаках и галстуках.
Инвесторам говорили, что BitConnect использует специальную умную программу для торговли на волатильном курсе биткоина по отношению к доллару США. «Это безопасный способ получить высокую доходность от ваших инвестиций, не подвергаясь значительному риску», — заявлялось на официальном сайте BitConnect.
40% доходности без какого-либо риска. Программа столь хитрая, что вложения отобьются всего за несколько месяцев. Согласно специальному калькулятору на сайте BitConnect, вложив всего $1000, через три года вы могли бы заработать более $50 млн. Сумасшедшая доходность, в которую многие все-таки поверили.
Инвестиции в виде биткоинов складывали в отдельные биткоин-кошельки, которые контролировали сами основатели биржи. Обещали, что средства будут заморожены там на срок от 120 до 299 дней, тогда как всеми начислениями и процентами можно было пользоваться без проблем. Правда, был один нюанс.
На сайте в кошельке инвестора его накопленный доход отображался в долларах США, но, чтобы вывести эти деньги, предстояло пройти небольшой квест. Эти виртуальные доллары необходимо было конвертировать на внутренней бирже BitConnect в BCC, и уже за них покупать там же биткоины. В конце концов сервис отправлял их на указанный инвестором кошелек, с которого он через сторонние обменники мог вывести крипту в фиатные деньги.
Естественно, никакой умной программы не существовало, никто не занимался хитрым перебрасыванием денег инвесторов в доллары и обратно. Выплаты производились исключительно из тех денег, которые сами же инвесторы вкладывали в платформу. А забирать доход они не спешили, чтобы как можно больше процентов накапало по виртуальным «вкладам».
У BitConnect была реферальная программа — рыбаки с сетями, которые были замотивированы загребать побольше рыбы в океане наивных инвесторов. Чем больше новых вкладчиков приведешь, тем больше бонусов и отчислений получишь. Привел одного инвестора — получи на виртуальный счет 7% от его вклада. А если приведенная тобой рыба сама стала рыбаком, то тебе гарантированы еще 3% с его улова. И так вглубь на семь сетевых уровней вплоть до основания пирамиды, с которого тебе капнет 0,2%.
За пару месяцев до краха пирамиды ее структуру поменяли. Осталось только три уровня с комиссией 2—5%.
У BitConnect была широчайшая сеть промоутеров с четкой иерархией: самые топовые отвечали за континентальный уровень, в их подчинении были региональные и национальные промоутеры. Эти ребята привлекали новых инвесторов, учили их, как вести рекламные кампании в соцсетях, как создавать и наполнять блоги и сайты. Одна из главных фишечек — скриншоты с впечатляющими доходами, которые генерирует BitConnect.
Одним из важнейших каналов рекламы стал видеохостинг YouTube с его многочисленными криптоблогерами. Один из них, Крейг Грант, продвигая BitConnect, выпустил более 2500 роликов, которые посмотрели в общей сложности 33 млн раз. По его реферальной ссылке в системе зарегистрировались более 12 тыс. инвесторов, что могло принести ютуберу около $5 млн по реферальным выплатам.
Отдельной и важной частью рекламы были офлайн-конференции. Крупные встречи нынешних и будущих инвесторов проходили в США, Таиланде, Дубае. На одном из таких ивентов среди инвесторов разыграли пять суперкаров: Porsche 911 Carrera S, Mercedes GTS, Aston Martin Vantage, Ferrari California и Lamborghini Huracan. Солидные мужчины в атласных пиджаках, белых рубашках и галстуках передавали друг другу ключи от люксовых автомобилей.
На мероприятии в Таиланде родился мем про Карлоса — одного из инвесторов BitConnect из Нью-Йорка. Он был столь экспрессивен и возбужден, что в течение нескольких минут во всю мощь своих легких орал со сцены «BitConne-e-ect», заводя зрителей. По его признанию, он пришел в систему с $25 тыс. и приумножил их многократно — до $140 тыс.
«Мне все говорили, что это очередной скам, что я потеряю все свои деньги. Моя жена до сих пор в меня не верит», — рассказывал Карлос с улыбкой.
С женой Карлос в итоге развелся — после того как слил $200 тыс. в BitConnect и еще $160 тыс. на другой криптоскам. В этом он признавался лично года два назад. Так как против него по поводу BitConnect никакого криминального дела не завели, можно предположить, что это правда. От идеи легких денег он, впрочем, не отказался: не так давно продавал мемы с собой на аукционе NFT (еще одна сомнительная авантюра с применением криптотехнологий).
В итоге биткоины, которые BitConnect получала от инвесторов, в большинстве своем не попадали на торговые площадки. Из примерно 325 тыс. биткоинов, полученных платформой, на биржи напрямую от BitConnect попало не более 8%. С учетом косвенных переводов через посредников и перекладываний из кошелька в кошелек на биржах оказалось не больше 35% биткоинов. Хотя все они должны были попасть на рынок, где ими распоряжалась бы умная программа по наращиванию доходности.
Но даже те монеты, что оказывались на биржах, не генерировали заявленной прибыли. Если бы инвесторы банально держали биткоины у себя, они могли бы заработать за тот же период времени больше.
Вместо этого большинство вложений от инвесторов оседало в кошельках, которые контролировали основатели, приближенные лица и неизвестные персоны. На часть биткоинов закупали мощности, чтобы получать экстрадоход с майнинга, часть отдавали промоутерам и на реферальные программы, еще часть — тем ранним инвесторам, которые хотели зафиксировать свою прибыль.
«Все хотят увидеть торгового бота, как он работает и как мы получаем прибыль от системы. Но система имеет некоторую конфиденциальность. Мы не покажем вам, где работает бот и как он работает», — за полгода до обвала BitConnect рассказывал основатель платформы Сатиш Кумбхани.
Незадолго до закрытия BitConnect американский промоутер и один из провозглашенных директоров сервиса Гленн Аркаро позвонил своему коллеге. Он не знал, что происходит, но собирался исчезнуть, залечь на дно. Чуть раньше сперва власти Техаса, а потом и Северной Каролины издали приказ о прекращении противоправных действий BitConnect.
16 января 2018 года BitConnect сообщила о закрытии, что мгновенно обрушило стоимость ее криптовалюты на 99%. Инвесторы бросились выводить деньги, но не могли зайти на сайт и в личные кабинеты.
К тому же BCC, которые были у них на руках, теперь не стоили практически ничего. Кто не успел обналичить их до закрытия BitConnect, тот потерял все. Вложенные ими биткоины были на счетах Сатиша Кумбхани и его подельников. В общей сложности речь идет о $2 млрд во владении инвесторов во всех уголках мира.
Хорошая новость в том, что часть мелких сошек уже арестована. Тот же Гленн Аркаро сейчас находится под стражей. У него изъяли криптовалюты на $56 млн, которую власти будут раздавать инвесторам через специальный сайт.
Плохая новость в том, что $56 млн — это капля в море. Основные активы BitConnect находятся в кошельках основателя пирамиды Сатиша Кумбхани, а сам он потерялся. Вероятно, за прошедшие годы Сатиш сумел найти укромное место, где принимают к оплате биткоины и не действует договор об экстрадиции преступников с США.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by