«Если я слышу лай своей собаки, то ощущаю вкус и консистенцию жидкого заварного крема во рту. Имя Марк имеет вкус грифеля карандаша, а Дэвид производит очень сильный вкус ткани, немного напоминающий сосание тканевого рукава», — так описывает свое состояние синестет Джеймс Ваннертон. Откровенно говоря, звучит это так, словно Джеймс конкретно тронулся умом или выдумал себе максимально бесполезную суперспособность. Но неврологи не согласятся.
Это не вредит вашему здоровью, не указывает на психическую болезнь, как и не является суперспособностью, поскольку придумать этому практическое применение сложно. Это начинается еще в детском возрасте и сохраняется на всю жизнь. По крайней мере так говорят научные исследования. Синестезия — это аномальное смешение чувств, которое спонтанно вызывается музыкой, словами, цифрами, геометрическими фигурами и так далее. Есть десятки подвидов, как и степеней выраженности этого нейрологического состояния.
Самая распространенная синестезия — графемно-цифровая: определенные цифры и буквы вызывают ощущение цвета. У каждого синестета эти связки оказываются разными.
Но эти цвета никак не связываются с видимым пространством, они не накладываются, не проецируются — просто ощущаются подспудно.
«Несколько лет назад я сказала другу, что вспомнила цифры номера телефона по их цветам. Я думала, это естественно, что у чисел есть цвета: пять — это синий, два — зеленый, три — красный…» — рассказывала в интервью Стефани Моргенштерн, канадская актриса и режиссер. Аналогичные ощущения цветов она получает от музыки: например, тональность фа-мажор ощущается ей как теплая и коричневая.
Впрочем, иногда ученые склонны связывать подобную графемно-цифровую синестезию с идеастазией, где сенсорные переживания вызывают понятия, а не чувства. То есть многие случаи графемно-цифровой синестезии могут быть связаны с семантическими представлениями, языковыми значениями раздражителя, который триггерит ощущение.
Случай Ваннертона — это скорее лексико-вкусовая синестезия, самая редкая. В Encyclopedia of Neuroscience предполагают, что только 0,2% синестетов испытывают подобные ощущения от слов.
Что касается общей массы, синестезии того или иного вида испытывает около 4% человеческой популяции. У синестетов музыка может вызывать образы цветов, цифры — провоцировать возникновение мысленной карты с их расположением. Это никак не связано с галлюцинациями от наркотиков. Синестетические ощущения очень устойчивы, на это указывают многие исследования.
Самого Ваннертона сперва проверяли тестом на согласованность. Вместе с неврологом он составил список слов и соответствующих им вкусов. Спустя шесть месяцев мужчина вернулся, ему дали список с измененным порядком слов, но он все равно смог подобрать для них те же вкусы. Конечно, это можно было бы списать просто на хорошую память.
Потому Ваннертона поместили в аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии, который умеет записывать изменения в токе крови в головном мозге в ответ на нейронную активность — проще говоря, показывает активность в разных областях мозга в динамике. Результаты сканирования Ваннертона показали, что его мозг обрабатывает информацию нестандартно. С тех пор Джеймс стал частым объектом различных исследований по синестезии.
Профессор Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета еще в 1987 году подтвердил, что синестеты последовательны. Его подопытная через год смогла с точностью 90% повторить тест на ассоциации между словами и цветами, тогда как случайные люди уже спустя две недели демонстрировали в аналогичном челлендже всего 20-процентную точность.
Иногда синестезия все-таки может быть полезной особенностью. Сомелье Джейми Смит из Лас-Вегаса рассказывал, как отдельные виды вина приобретают для него цвет и трехмерную текстуру. В его воображении включается что-то наподобие проектора, когда он пробует очередной бокал: «Красивый аквамарин, струящийся, какой-то волнистый цвет». Это помогает ему оценивать и анализировать вина: «Я чувствую, что имею преимущество перед многими людьми, особенно в той области, где вас оценивают по тому, насколько вы хороши в качестве нюхачей».
К вопросам относительно природы возникновения синестезии ученые периодически обращаются вот уже половину века. Было выдвинуто несколько теорий. Согласно одной из них, причиной может быть генетически обусловленный переизбыток нейронных связей. Это может быть связано с мутацией в гене, который обычно регулирует процесс синаптического отсечения: лишние провода не были отсечены.
Исследования показали, что у синестетов происходит активация в обеих областях коры головного мозга. У тех, например, кто слышит окрашенные слова, слуховая и зрительная кора активируются при прослушивании чьей-либо речи.
Основа теории перекрестной активации состоит в том, что эти сенсорные области коры изначально не так специализированы, они становятся такими позже. Синапсы обрезаются по мере созревания в зависимости от опыта, а избыточная проводка у младенцев, которая приводит к временным связям между соседними областями мозга, предполагает, что эти связи фактически функционируют до того, как они будут обрезаны. Мол, все люди рождаются синестетами. В очень раннем детстве цвета, звуки, запахи, зрительные образы слиты в одно целое. Взросление приводит хаос в порядок, ощущения становятся более четкими, а нейронные мосты между разными органами чувств разрушаются. А так как синестезия зачастую регистрируется в семьях и чаще встречается у женщин, то предполагают, что есть хромосомный компонент, связанный с X-хромосомой.
Другая теория связывает синестезию не со структурным отклонением, а с функциональным. У синестетов может быть сбой в ингибировании между соседними областями коры, которые обычно изолированы друг от друга. Якобы между отдельными модулями мозга, которые ответственны за определенные чувства, образно говоря, разрушены перегородки. Из-за этого стимуляция одного модуля вызывает реакцию в другом.
Но, конечно, есть и те, кто скептически относится к синестезии и предпочитает связывать ее с развитым метафорическим мышлением, возможностью строить ассоциации с разными вещами. Это как в случае с эффектом «буба — кики». Есть рисунок двух фигур: одна — с острыми углами, другая — с плавными линиями. В экспериментах подавляющее большинство назовет «острую» «кики», а «округлую» — «буба», что указывает на связь между звуками и объектами, которая может быть обусловлена культурными особенностями среды, в которой мы обитаем.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by