Нейрализатор из «Людей в черном» уже здесь? Ученые смогли стереть воспоминания из мозга мыши

15 ноября 2021 в 9:54

Ученые из Университета Киото (Япония) смогли «удалить» воспоминания из памяти мышей подобно тому, как вспышка света от нейрализатора «стирала память» об инопланетных формах жизни во франшизе «Люди в черном». Об этом пишет издание Naked Science со ссылкой на статью в журнале Science.

Процесс перехода информации из кратковременной в долгосрочную память называется консолидацией. Он происходит в мозге за счет механизма долговременной потенциации — то есть усиления передачи сигнала в химических синапсах (контактах между нейронами), сохраняющегося на протяжении длительного времени. Каким именно образом воспоминания формируются в мозге, зависит от времени и участвующих в консолидации конкретных групп нейронов.

Японские специалисты использовали технику оптогенетики — оптического воздействия на мозг — с целью разрушения белка кофилина, необходимого для оптимальной работы синапсов. В мозг вводится аденовирус, служащий своеобразным «курьером» для доставки протеина. При оптическом воздействии протеины выделяют кислород — последний деактивирует кофилин. Проще говоря, таким образом получается воздействовать на определенные участки мозга в заданный момент времени при консолидации информации.

Гиппокамп подопытных мышей облучали дважды, сразу после изучения новой задачи и во время сна после этого. Результат — утрата воспоминаний про только что изученную задачу. Эксперты отмечают, что процесс консолидации все еще мало изучен. Но они полагают, что различные фазы синаптической пластичности могут играть разные роли. Первая волна происходит локально в гиппокампе. Вторая волна, наступающая во время сна, организует нейроны в синхронно активируемые ансамбли. Третья волна происходит в передней поясной коре головного мозга во сне на второй день. Это требуется для дальнейшей стабилизации памяти.