8880
10 ноября 2021 в 17:00
Источник: Кирилл Петренко
Спецпроект

Иван Шварценеггер, секс-шпионы и «Империя зла». Изучаем «клюкву» в голливудском кино

Источник: Кирилл Петренко

Колоритные декорации и персонажи постсоветского пространства постоянно мелькают в западном кино. Куда реже авторам удается использовать это достоверно, не коверкая язык, не вызывая шок диковинными топонимами и деталями безумно устаревшего быта. Вместе с VOKA вспоминаем самую нелепую «клюкву» в мировом кинематографе: от «Рокки» до «Черной вдовы».

«Черная вдова» (2021)

Главная русская супергероиня Marvel дождалась сольной картины уже после того, как первый состав «Мстителей» ушел на пенсию. Однако, не закрыв гештальт, проститься с Наташей студия не смогла. И без того запоздалый фильм потрепали ковидные ограничения, а релиз сразу на стриминговых платформах возмутил Скарлетт Йоханссон — лента прорывалась на экраны вопреки всему.

Проводы Черной вдовы продолжили тон шпионских триллеров Marvel, заданный фильмами про Стива Роджерса: минимум лучей из глаз, максимум тактических боевых действий, а вместо эффектных суперзлодеев в трико — мрачная русская организация, клепающая идеальных агентов-убийц, и ее глава в костюме «Адидас». В России 90-х, как известно, иначе как в спортивной одежде не ходил никто, даже почтенные генералы.

И да, картина посвящена прошлому Наташи Романофф: сюжет разворачивается после ленты «Первый мститель: Противостояние», а разбирается шпионка с призраками юности. Поэтому хронометраж вмещает в себя и воспоминания о таинственной «красной комнате», где маленьких девочек учили балету и убивать, и встречи с уже повзрослевшими и постаревшими друзьями.

С ними в придачу идет и горсть стереотипов о выходцах из СССР: российский суперсолдат Красный страж закусывает водку салатом оливье, песочит партию и вздыхает о рыбалке, Черная вдова разъезжает на неприметной «Ниве», а эпичный саундтрек не обходится без хорового пения в духе гимна Советского Союза.

«Армагеддон» (1998)

Пожалуй, почти хрестоматийный пример фильма-катастрофы не столько из-за сюжета, сколько из-за вороха сценарных несостыковок и пренебрежения банальными законами физики. Как книга Григория Остера «Вредные советы» на плохих примерах воспитывает в детях приличных представителей цивилизованного общества, так и картина Майкла Бэя может на своих ляпах вырастить не одно поколение влюбленных в науку детей.

При этом блокбастер с историей бурильщиков, спасающих Землю от гигантского астероида, неплохо заработал в прокате и отделался всего одной «Золотой малиной» для Брюса Уиллиса — назло здравому смыслу, критикам и даже Бену Аффлеку, который пытался хоть каким-то образом исправить нелепицы «Армагеддона», но был откровенно послан.

Не уберегли фильм и от забористой «клюквы», хотя вышла она вполне себе лестной для жителей постсоветского пространства. Один из героев фильма, космонавт Лев Андропов, — чуть ли не единственный профессионал в фильме. Ему более чем хватает опыта, чтобы в любом состоянии выполнять свою работу: сказываются восемнадцать месяцев, которые герой провел на станции «Мир».

Он, само собой, носит шапку-ушанку, телогрейку и футболку с красной звездой и заветной аббревиатурой «СССР», ни во что не ставит делегацию «ковбоев», но в нужный момент выходит на первый план и помогает непутевым бурильщикам в тяжелой ситуации. А еще показывает самое настоящее волшебство от лучших отечественных мастеров технологической области: чинит пусковую систему шаттла одним выверенным ударом гаечного ключа.

«Красный воробей» (2018)

Джейсон Мэтьюз проработал в ЦРУ 33 года, путешествуя по миру и вербуя в ряды организации иностранных агентов. А когда вышел на пенсию, изложил свои наблюдения, богатый жизненный опыт и смелые фантазии, не нашедшие применения на службе, в романе «Красный воробей», который позже адаптировали для экранов в одноименной ленте с Дженнифер Лоуренс.

Права на фильм позволили автору обеспечить себе и без того комфортную пенсию: «Красный воробей» был продан за семизначную сумму. Роман в принципе пользовался популярностью и покорял критиков детальным описанием шпионских будней. Правда, щепетильность и дотошность повествования распространялись только на американских персонажей, а главная героиня и все остальные представители России в книге оказались инфернальными монстрами времен холодной войны: через одного они отъявленные преступники и убийцы, способные ради процветания президента и Родины перегрызть горло чуть ли не ребенку и отправить свое тело на какие угодно издевательства, если это позволит приблизить отечество к мировому господству.

Экранизация вышла соответствующей оригинальному тону, разве что рецептов щей и пельменей здесь нет: в романе ими завершались главы (видимо, чтобы разбавить напряжение). В остальном все на месте: главная героиня попадает в элитные секс-агенты прямиком из Большого театра, проходит обучение в секретном учреждении с типично советскими интерьерами, коврами и алыми шторами, а расслабляет мужчин, попавшихся на ее уловки, разумеется, парой рюмок водки. Хотя стоит отметить: форма российских спецслужб и русскоязычные надписи выполнены как минимум без транслита, а то и вовсе без ошибок.

«Рокки 4» (1985)

Расцвет карьеры Сильвестра Сталлоне пришелся на бурные 80-е — само собой, у него не было ни малейшего шанса не встретить «злых русских» на съемочных площадках. И если в серии «Рэмбо» герой напрямую воевал с советскими солдатами и уничтожал генералов, которые читали выпуски газеты «Правда» в кабинетах с портретами Ленина, то боксерская сага «Рокки» приготовила для актера куда более изобретательный вызов.

В четвертом фильме серии антагонистом главного героя становится Иван «Сибирский бык» Драго, профессиональный военный в звании капитана и ходячая машина для истребления бойцов из погрязших в пороках Штатов. Персонажу присущи и вполне человеческие чувства: у него есть дама сердца — комсомолка, красавица и спортсменка. Впрочем, для Рокки Бальбоа это значения не имеет: боксер намерен отомстить за бесчувственное убийство темнокожего друга на ринге.

Готовиться к бою персонаж Сталлоне отправляется в Россию: видимо, чтобы уничтожить врага, нужно пройти через аутентичные условия. Тренировочный лагерь Рокки стартует в вымышленном окруженном горами Красногурбинске, где метель не прекращается ни на секунду. А вместо привычных для бойца упражнений тренировка проходит в технике сибирского кроссфита: бег по сугробам, работа с гигантскими бревнами и перевозка тренера на санях. Забавно, что параллельно с этим Иван Драго занимается по вполне цивилизованной программе, с аккуратной нагрузкой на разные группы мышц, контролем собственного состояния и приемом витаминов.

После премьеры фильм яро раскритиковали в советской прессе: представление американцами быта и граждан СССР вызывало только отвращение. На родине, кстати говоря, картину тоже приняли далеко не восторженно: в первую очередь из-за предсказуемого сюжета, который обозначил отток креатива из культовой серии и обошелся ей в пять «Золотых малин».

«Красная жара» (1988)

Когда Арнольд Шварценеггер играет русского милиционера, каким бы карикатурным по итогу не получился образ, злиться на это совершенно невозможно. Бывший губернатор Калифорнии один из тех актеров, которым, кажется, можно простить все — за счастливое детство перед экраном телевизора. Тем более что в боевике «Красная жара» почти нет уж прямо каких-то обидных моментов, способных бросить тень на честь нации.

И наоборот, картину так полюбили в России, что она стала хитом видеосалонов своего времени еще до дебюта в телевизионном эфире в 1995 году. Небезосновательно: впервые в западном кино на экране появилась настоящая Красная площадь и Кремль, благодаря эксклюзивному разрешению, которое получила съемочная команда. Да и Шварц в образе бравого Ивана Данко в компании с сержантом чикагской полиции Артом Ридзиком, охотящийся на грузинского мафиози, покорял бронебойной харизмой и очаровательно нелепым русским языком. Реплики из фильма в принципе быстро ушли в народ, чего стоит хотя бы культовая: «Какие ваши доказательства?».

В картине и правда хватало стереотипов: бесчисленные штампы касательно советской милиции, колоритные общественные бани, ресторан «Дружба», названный в честь легендарной пилы. Но главная заслуга фильма заключалась в том, что он отказался от идеи представления СССР как «Империи зла» и, наоборот, декларировал желание найти общий язык с соседями по планете: в финале картины коллеги из силовых структур в знак дружбы обмениваются часами.

Интересно, что при этом цифры мирового проката боевика были почти провальными: при бюджете в $29 млн (из которых $10 млн — гонорар Шварценеггера) лента собрала всего $34 млн с небольшим.

«Транссибирский экспресс» (2008)

Голливудским боевикам и блокбастерам, кажется, зачастую совсем не обязательно быть достоверными. Развлекают? Вот и славно. Но когда серьезный детективный триллер отчаянно пытается соблюсти напряженную реалистичную атмосферу и при этом методично ошибается в деталях, используя для иллюстраций российской действительности совсем уж поверхностные штампы, это портит все впечатление.

Интересно, что фильм, повествующий о трагичных приключениях американских христиан-паломников в поезде по пути из Пекина в Москву, был совместным проектом Великобритании, Германии, Испании и Литвы. России, которая выступила декорацией для ленты, в кадре нет и в помине. Вместо Владивостока — Клайпедский порт, а в роли Иркутска пробует себя Вильнюс.

За достоверность, с другой стороны, в триллере отвечают печки-буржуйки, сувенирные матрешки, обозленные проводницы, водка, гармонь и блатные наколки. Офицеры наркоконтроля, подкупленные мафией, пытают почти невинных свидетелей в военных бункерах. Большая часть персонажей, конечно же, предпочитает меховые шапки и тулупы другим предметам гардероба, курит «Беломорканал», а селедку с огурцом не променяет ни на одно блюдо высокой кухни.

На родине, кстати говоря, «Транссибирский экспресс» приняли благодушно. Неудивительно, ведь у авторов получился на самом-то деле неплохой триллер, который, однако, непросто смотреть, если постсоветская реальность знакома не только по западному кинематографу.

«Красный рассвет» (1984)

Советский Союз и Россия в американском кино прошли путь от махровых стереотипов до отчаянной демонизации и обратно. Однако сценарист ленты «Апокалипсис сегодня» Джон Милиус переплюнул всех: его картина «Красный рассвет» стала пиком антисоветского кино, которая окончательно превратила Восточный блок в самое настоящее зло во плоти.

В то время, когда СССР перестраивался и коротал последние годы несбывшейся утопии, уже не представляя для окружающих былой угрозы, как на пике холодной войны, Милиус вынашивал и смаковал идею кровавого боевика, который воплотил бы в себе сценарий гипотетической Третьей мировой.

Сюжет картины абсолютно безумен: советские войска, объединившись с Вооруженными силами Кубы, сентябрьским утром 1989 года вторгаются в сонный городок Кальюмет. Первым делом парашютисты в узнаваемой форме и с папахами расстреливают учителей и учеников местной школы, а затем отправляются маршем по хайвеям, по пути открывая огонь по каждой живой душе. Звучит «Интернационал», повсеместно мелькают плакаты с портретами Ленина и почему-то Брежнева, а громкоговорители вещают: «Америка — публичный дом». Штатам остается надеяться только на «Росомах» — партизанский отряд вчерашних школьников.

Кажется, Милиус был единственным человеком в мире, который совсем не был бы против, если бы Третья мировая случилась на самом деле. По крайней мере, на это намекает «Красный рассвет»: на тот момент ни одна другая лента не могла превзойти его детище по части количества смертей на минуту экранного времени.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by